Украинцам разрешили не предоставлять банкам свое «досье»
Национальный банк через почти месяц после крайнего срока формирования банками баз данных о своих клиентах (22 октября) решил разъяснить основные принципы идентификации заемщиков и вкладчиков.
Из письма регулятора N48-104/2256-13461 следует, что в обязательном порядке клиенты должны раскрывать банкам только информацию, установленную законом, то есть только паспортные данные и идентификационный код, все остальное - по желанию клиента, пишет "Коммерсант-Украина".
Центробанк был вынужден подготовить это разъяснение в связи с жалобами клиентов на банкиров, которые требовали от клиентов предоставления данных о доходах семьи, о наличии среди родственников клиента сотрудников или учредителей банка, о семейном положении, наличии автомобиля.
"Если банк считает необходимым получить дополнительные данные, не предусмотренные законодательством, он должен определить перечень документов и сведений, определить условия их предоставления в договоре с клиентом или опросе", - указывается в письме.
В частности, НБУ не считает важным для банков иметь информацию о движимом и недвижимом имуществе клиентов, которые получают через банк зарплату, пенсию, стипендию или социальную помощь, имеют депозиты на небольшие суммы и не пополняют свои счета из других источников на сумму больше 150 тыс. грн за квартал.
Банкиры удивлены изменением позиции НБУ и отмечают, что им удавалось получать от клиентов необходимую информацию (сюда не входили оборот, выручка, затраты).
"До сих пор отказов предоставлять информацию мы не получали. Трудности возникают с теми клиентами, которые редко обращаются в банк или обслуживаются дистанционно,- говорит казначей банка "Национальный кредит" Василий Невмержицкий.- Мы просим заполнить анкету, которая, кроме паспортных данных, содержит вопросы о счетах в других банках, месте работы и должности, источниках происхождения средств. Мы не проверяем достоверность данных, она подтверждается подписью клиента".
Полученные данные банки используют для выявления неправомерных операций клиентов, и их утечка маловероятна, уверяют банкиры. "Из банка эти данные изъять не может никто, информация является конфиденциальной", - говорит советник главы правления "Дочернего банка Сбербанка России" Ирина Князева.
Банки с самого начала не были заинтересованы в сборе информации, поэтому разъяснения НБУ облегчат им работу. "Это положительно оценят клиенты банков, которые в силу различных причин не хотели предоставлять определенную информацию. Да и кредитным учреждениям станет проще работать с такими клиентами, поскольку разъяснения НБУ избавят их от конфликтных ситуаций", - считает Василий Невмержицкий.
Впрочем, есть другие способы получить дополнительную информацию о клиенте. "Банки могут просто не говорить, что предоставление этой информации является необязательным и настаивать на том, что в случае отказа с клиентом не будет заключен договор",- говорит старший партнер адвокатской компании "Кравец, Новак и партнеры" Ростислав Кравец.
"Предоставление информации, выходящей за рамки обязательной, может быть только добровольным. Но банки могут прописать обязательство клиента предоставить информацию в договоре (кредитном или депозитном - ред.), и это будет считаться добровольным соглашением, потому что клиент подписал его",- добавляет управляющий партнер юрфирмы Jurimex Юрий Крайняк.
Клиентам, все же рискнувшим заполнить анкету, стоит помнить об уголовной ответственности за предоставление ложной информации банкам, введенной с 16 октября. Подача банку неправдивой информации влечет за собой штраф на сумму от 500 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (8500-17 000 грн) или ограничение свободы до трех лет.
"Прочерк в анкете (об отсутствии активов у клиента - ред.) нельзя трактовать как предоставление ложной информации, но если действительно будут указаны неправдивые данные, то клиента могут привлечь к уголовной ответственности",- отмечает Ростислав Кравец.