• Головна
  • Как и зачем “прячут” расходы на рекламу деятельности одесского горсовета
17:28, 20 листопада 2019 р.

Как и зачем “прячут” расходы на рекламу деятельности одесского горсовета

Сколько тратит Одесский городской совет на освещение своей деятельности? По сравнению с другими украинскими муниципалитетами, не так уж и много. Но вот почему-то прячет эту категорию расходов одесская мэрия весьма причудливо. Для такой скрытности должны быть веские причины.

Как прячут расходы на рекламу одесского горсовета и почему это происходит, разбирались в 048.ua.

Чтобы спрятать расходы на освещение деятельности городского совета делают следующее:

  • “Распихивают” расходы по разным департаментам и коммунальным учреждениям.
  • Придумывают закупкам замысловатые названия и публикуют заключенные договора “через раз”.
  • Освещают каждое мелкое мероприятие отдельно по распоряжению мэра, указывая в тендере “на виконання розпорядження” и номер распоряжения, не указывают, что это за расходы на самом деле. 
  • Приобретают “инвентарь”, не указывая, что на нем будет реклама горсовета.

Видимая часть айсберга

Мы попробовали поискать расходы за 2018-2019 годы на освещение деятельности одесского городского совета в модуле публичной аналитики ProZorro.

Выбрав в аналитическом модуле лот “услуги по освещению информации о деятельности Одесского городского совета и ее исполнительных органов…” видим, что проведено в 2018 - 2019 годах всего 10 закупок и сумма потрачена не большая - всего 136 тысяч 247 гривен 93 копейки.

Как и зачем “прячут” расходы на рекламу деятельности одесского горсовета , фото-1

Организатор один - департамент информации и связей с общественностью. На что же еще тратился этот департамент? Всего он провел за эти два года 104 тендера и потратил 22 миллиона 359 тысяч 940 гривен.

Это уже совсем другая цифра и в структуре расходов мы находим загадочные “телевизионные услуги”, “услуги звукооператоров”, “услуги по организации работы операторским краном”, “организацию технического обслуживания интернет-трансляций” и так далее. То есть, на самом деле, все это тоже касается освещения деятельности горсовета. Кроме, пожалуй, разработки пакетов программного обеспечения и покупки программного обеспечения. Попробуем программное обеспечение отсортировать.

Как и зачем “прячут” расходы на рекламу деятельности одесского горсовета , фото-2

39 тендеров почти на 2 миллиона гривен - это то, что судя по названию тендера, имеет прямое отношение к освящению работы мэрии. Сколько же из этих закупок были конкурентными, то есть проводился открытый конкурс между потенциальными подрядчиками? Конкурентными были ровно НОЛЬ тендеров.

Как и зачем “прячут” расходы на рекламу деятельности одесского горсовета , фото-3

Также освещение работы городских властей частенько проходит в виде "социальной рекламы". На это потратили около 2,5 миллионов гривен. Наружную рекламу монтируют, демонтируют, транспортируют, но, как не крути, это расходы на освещение работы мэрии. 

Как и зачем “прячут” расходы на рекламу деятельности одесского горсовета , фото-4

Казалось бы, вот они расходы мэрии на саморекламу. Несколько миллионов гривен, около пяти, достаточно скромно, по сравнению, например с Днепром, где на те же цели потратили более 80 миллионов.

Но это только верхушка айсберга.

“Странные” рекламщики и печатники

Если мы посмотрим на “любимых” подрядчиков, которые получают заказы без конкурса, увидим такую “интересную компанию”, как некое Бюро журналистских расследований. Естественно, никаких расследований у них городской совет не заказывал. Эти расследователи предоставляли “телевизионные услуги”, “услуги звукооператоров”, “услуги по организации работы операторским краном, подбору видео та мультимедиа оборудования, наладке и проверке коммуникационного оборудования”, “услуги по установке аудио и видео аппаратуры”, “услуги информационных агентств”, “изготовление видеороликов”, “трансляция торжественных мероприятий по случаю Дня города”.

Эта фирма достойна на самом деле отдельного внимания. Если вы загуглите имя учредителя и руководителя этой фирмы, то узнаете, что в прессе о нем и его семье опубликовано немало негативной информации

Но нас в данном случае интересуют другие покупатели фирмы, а не приключения родственников учредителя. А среди покупателей - департамент внутренней политики одесского городского совета. Выходит, это подразделение мэрии тоже несет расходы по освещению деятельности.

Этот распорядитель бюджетных средств провел за изучаемый нами период 49 тендеров почти на 3,4 миллиона гривен. Не входят ли в эту сумму расходы на освещение деятельности горсовета?

Достаточно много у департамента тендеров на организацию праздничных мероприятий. Наверняка в ходе этих мероприятий озвучивалась информация о том, что они “проводятся при поддержке мэрии” или “под патронатом мэра”. Наверняка были и баннеры с надписью “при поддержке” или “под патронатом”. Является ли это освещением работы мэрии - дискуссионный вопрос, так что мы не будем включать эти праздники в наши подсчеты. Оставим преимущественно печатную продукцию.

Есть еще такая категория расходов, как “услуги предпринимательских, профессиональных и специализированных организаций”. Что это - не понятно. Вот, например, какие услуги оказывал департаменту ФОП Белых? Чем занимается 27-летний парень? Страничка на портале Дозорро не слишком информативна в данном случае. 

Как и зачем “прячут” расходы на рекламу деятельности одесского горсовета , фото-5

А аналитическая платформа YouControl сообщает, что основной вид его деятельности 74.90 Прочая профессиональная, научная и техническая деятельность, не включенная в другие категории. Тоже “не густо”. Так что услуги такого рода профессионалов, договора с которыми департамент не горит желанием публиковать, тоже не будем учитывать.

Департамент потратил на печатную продукцию 225 тысяч гривен. Все эти деньги распределялись без конкурса. Что именно печатали - опять не понятно.

Один из печатников, например, ФОП Виталий Апанасенко. Очень “разносторонне развитый” печатник 28 лет. Молодой человек, исключительно БЕЗ конкурса получает подряды на печатную продукцию, сдачу недвижимости в аренду, услуги по организации питания, поставки офисного оборудования.

Как и зачем “прячут” расходы на рекламу деятельности одесского горсовета , фото-6

Профиль на Dozorro у него при этом "не найден". 

Второй любимый печатник департамента - ФОП Алексей Майстер, как минимум одним делом занят. Предоставлял распорядителям бюджетных средств только печатные услуги. Подозрительно только, почему он при этом чиновник.

Как и зачем “прячут” расходы на рекламу деятельности одесского горсовета , фото-7

Увидеть договора “сходу” у вас вряд ли получится.

Как и зачем “прячут” расходы на рекламу деятельности одесского горсовета , фото-8

Мы подали запрос в департаменты с просьбой показать видеоролик, снятый Бюро журналистских расследований, и рассказать (а лучше показать) что же печатали предприниматели. Пока ждем ответа.

Замысловатые закупки

Почему точно подсчитать расходы на освещение деятельности одесских чиновников невозможно? Одна из причин - наличие целого пласта закупок с такими замысловатыми названиями, как “во исполнение распоряжения городского головы” или “во исполнение” еще какого-нибудь документа/распоряжения/программы.

Вот пример такого тендера:

Как и зачем “прячут” расходы на рекламу деятельности одесского горсовета , фото-9

Печатная продукция при проведении Фестиваля света. Об этом фестивале мы уже подробно рассказывали вам в отдельном материале. Печатная продукция для фестиваля света - явно реклама этого фестиваля. И наверняка в ней указано, что действо проводится “при содействии и под патронатом”, то есть деятельность горсовета в этой продукции освещается. Но платит за продукцию, как видите Детская хореографическая школа. Так и хочется спросить, ПОЧЕМУ?

Невидимые расходы на освещение деятельности

Есть еще один вид расходов на освещение деятельности мэрии, о которых вы можете узнать либо совершенно случайно, либо посвятив этому год планомерной работы по посещению всех спортивных состязаний. Для второго варианта вряд ли найдутся добровольцы.

Речь вот о чем. Для проведения спортивных состязаний, например, пляжных, покупают сетки и баннера. Вы можете узнать, есть на этих сетках и баннерах информация о том, что мероприятие проводится “при поддержке” или “под патронатом” горсовета или мэра, только если пойдете на это мероприятие. Может есть там эта реклама. А может и нет ее. Также она может случайно попасть в фоторепортаж с мероприятия.

Так в объектив журналистов однажды попали огромные рекламные баннера на "ярмарке" около одной из одесских школ. Правда в тот раз "партийные", а не от горсовета. 

Зачем?

Казалось бы, зачем такие сложности? Зачем прятать относительно небольшие расходы, да еще и так замысловато? Мы насчитали около 5 миллионов гривен расходов по двум департаментам и монтажу/демонтажу социальной рекламы. Вряд ли истинные траты больше в десятки раз. И вряд ли Одессе в данном случае удастся превзойти Днепр с его почти 90 миллионами. Так в чем же причина?

Очевидных причин мы знаем, как минимум 2.

Во-первых, под видом освещения деятельности городского совета часто проводится пиар лично одесского мэра Геннадия Труханова и его политической партии “Доверяй делам”. Этому посвящено расследование Катерины Маденс, которое мы публиковали ранее. В данном случае логика сокрытия сумм проста: “даже если вам удастся доказать, что за бюджетные деньги пропиарилась политическая партия мэра, вам будет сложно доказать, сколько именно денег потрачено”.

Во-вторых, печатной продукции на мелкие суммы оказывается не так уж и мало. А как установить, что был действительно отпечатан тираж, за который заплатили? Допустим, на печать некой продукции, связанной с Фестивалем света, потратили 50 тысяч гривен. Где можно увидеть эту печатную продукцию? Кто ее видел и кто ее считал? Никакой уверенности в том, что эти услуги оказаны и продукция напечатана, нет.

Деньги, как вода в песок, просочились сквозь разные департаменты и учреждения, разным подрядчикам, под разным предлогом. Если кто-то задастся целью собрать всю эту информацию скрупулезно, по крупицам, это займет много времени и потребует больших усилий. А зачем это кому-то, если такая тема не взорвется бомбой в СМИ, не встревожит умы одесситов и не “лишит сна и покоя” правоохранительные органы? Незачем. Вот на то и сделали, видимо, ставку: искать никто не будет, а нужные люди по паре десятков/сотен тысяч получат.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#бюджет #расходы #реклама_горсовета #освещение_деятельности_горсовета
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...