
Это ты ли, Маргарита?!
Сегодня в моих руках книга «Небеса не возражают». Как пишет сама Рита, «книга эта - своеобразный отчет о собственной творческой деятельности». В ней автор предстает и как журналист, и как поэт-лирик, поэт-философ, поэт-публицист, поэт-баснописец, и, наконец, как прозаик. И это не все. Талантливые изысканные иллюстрации в книге тоже принадлежат ее автору.
Откуда же столько разносторонних талантов, откуда эта щедрость природы? С Ритой
такого вопроса даже не возникает. В ней природа сублимировала все самое лучшее,
что было отпущено ее семье: матери, отцу, дедам. В своем вступлении к книге
Рита пишет: «Благодарна от всей души Мамочке - моей вдохновительнице, а по совместительству
- первому слушателю и критику. С детства, зачитываясь ее образными забавными
стихами и баснями, я прониклась поэтическим слогом. Отец привил любовь к философской
литературе». Дед - отец матери - был музыкантом, окончившим Петербургскую консерваторию
им. Глазунова. Отец и второй дед были художниками. Поэтому, хотя Рита и окончила
факультет живописи и графики, думается, ее первым и главным Учителем был отец,
кстати, обучивший Риту ювелирному искусству и граверному делу.
Что же представляют собой поэзия и проза Риты Колобовой?
Начну с поэзии. В ней есть нежность и грусть: «Золотой листвы поземка/ Кружит
вальс на мостовой,/ И срывает с веток тонких/ Ветерок печаль с листвой...».
В ней есть протест: «Очередная вспышка гнева/ Открыла бездну предо мной,/ Мысль
о свободе, словно невод,/ Со дна срывает перегной». В ней есть философия: «Есть
фраза: «Небеса не возражают»./ Глубокий смысл сокрыт в простых словах,/ Свои
законы люди насаждают,/ Но Бог есть Бог: хоть Будда, хоть Аллах». И есть в них
страсть: «Ты ждешь весеннего тепла/ И жара солнечного лета,/ Любви ты ждешь
- и все дела!/ И твоя суть, наверно, в этом».
Я могла бы еще и еще цитировать Риту, ее замечательные музыкальные лирические
строфы, ее остроумные басни, но больше всего меня захватила проза. Отдельно
следует сказать о страницах, посвященных отцу - Валерию Федоровичу Колобову
- и матери Фриде Рудольфовне Соломяник-Колобовой.
«Мама была активисткой, отец был... гением». «Мне часто снится отец: статный,
спокойный, величественный. О таких, как он, говорят: гений, уникум, талант...».
Под пером любящей дочери, как живой, встает образ удивительного человека, в
котором сочетались Мессинг и Гудини, авантюристические таланты и безукоризненная
честность, свободолюбие и любовь, преданность семье. Он был большим художником-ювелиром,
превратившим мастерство в Искусство. Недаром Рита называет отца Мастером с большой
буквы, вкладывая в это слово булгаковский смысл. Хотя включенные в сборник страницы
об отце дают его яркий портрет, но хотелось бы, чтобы Рита написала и издала
обещанную ею отдельную книгу об этом незаурядном человеке.
Эпитет «незаурядность» следует отнести и к самой Рите Колобовой. И дело не только
в ее разносторонних литературных и художественных талантах. В ней есть талант
Личности, талант Человека. И это ярко проявляется в ее общественной деятельности.
Ею был задуман и учрежден Благотворительный Фонд «AVE» с целью поддержки одаренных
людей искусства и литературы. Ее энтузиазм сумел объединить вокруг идеи создания
этого Фонда немало единомышленников. Одна из акций Фонда - проведение поэтического
конкурса имени Риммы Казаковой. Учрежден переходящий кубок памяти поэтессы.
(Кубок «Золотая Ника» презентован дирекции ЦДЛ в Москве). Задуман и готовится
конкурс памяти Марины Цветаевой...