Как сообщает bessarabia.ua, в пятницу, 6 ноября, в Верховной Раде на часе вопросов к правительству народный депутат Анатолий Урбанский, озаботившись судьбой Украинского Дунайского пароходства, пожаловался премьер-министру Денису Шмыгалю, что в последнее время работники УДП проводят акции протеста «из-за того, что руководство предприятия с согласия Министерства инфраструктуры весь флот собирается передать или уже передало в уставный фонд частной венгерской компании BSC. Считаю, что эта передача флота противоречит уставу предприятия и требованиям законодательства, которые определяют согласование отчуждения имущества».

На выступление Анатолия Урбанского ответил министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий: «Хочу заверить, что в Украинском Дунайском пароходстве изначально одна из приоритетных задач – деоффшоризация компании. Как вам хорошо известно, у предприятия много филиалов отдельно зарегистрированных юридических лиц по всей Европе, что не позволяло прозрачно контролировать поступления и расходы, вследствие чего компания недополучала доходы. Был создан оператор, который будет управлять всем флотом УДП».

Еще до окончания заседания Верховной Рады братья Урбанские начали в СМИ разгонять свои домашние заготовки о том, что якобы министр не знал, что ответить народному депутату и не управляет ситуацией. Из ответа Владислава Криклия видно, что он прекрасно отдает отчет своим словам. Ведь всем известно, что большая часть флота ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» еще в 90-е годы была выведена в оффшорные компании, отчетность о деятельности которых до недавнего времени практически не доводилась до сведения акционера пароходства – государства Украина в лице Министерства инфраструктуры. Фактически оффшорные «дочки» пароходства являлись «государством в государстве» и служили средством обогащения для тех или иных кланов, – недавний аудит ЧАО «УДП» Южным офисом Госаудитслужбы Украины это наглядно показал. А пароходство тем временем влачило жалкое существование, флот ветшал.

Всем известно о плачевном состоянии флота, ежегодно на его поддержание в рабочем состоянии уходит практически весь доход предприятия. Через несколько лет наступит точка невозврата, когда флот невозможно будет довести до эксплуатационного состояния, а средств на строительство нового попросту не будет. И это время наступит очень быстро –года через три. А ведь нужно еще учесть экологические требования Евросоюза. Еще немного и суда УДП не будут им соответствовать. Что тогда будет с Украинским Дунайским пароходством и с его коллективом?

Сегодня Украинское Дунайское пароходство стоит на распутье – жить старыми воспоминаниями о былой мощи или возродиться. Руководство предприятия считает, а министерство его в этом поддержало, что ремонта, модернизации, переоборудования и других «улучшений» флота будет мало, требуются кардинальные решения. Ранее и.о. председателя правления ЧАО «УДП» Алексей Хомяков в СМИ сообщал, что пароходство, удерживая свои позиции на Дунае, планирует выйти на рынок перевозок по Днепру. Это позволит судоходной компании лавировать при неблагоприятных навигационных условиях или экономических потрясениях тех или иных отраслей в Украине и Европе.

Как нам стало известно, сейчас ведутся успешные переговоры с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о кредите в 200 млн евро на строительство нового самоходного и несамоходного флота как для Дуная, так и для Днепра, а также на модернизацию КССРЗ. Так как ЕБРР крайне негативно относится к предприятиям, ведущим свою деятельность в оффшорах, да и украинские компании у европейцев пока особого доверия не вызывают, руководство УДП при поддержке Министерства инфраструктуры взяло курс на деоффшоризацию. Уже создана венгерская компания Bisness Shipping Company (BSC), куда передадут флот, содержащийся на балансе оффшорных компаний. А Венгрия, как известно, является страной Евросоюза и никак не значится оффшором. На первых порах УДП станет держателем акций BSC через оффшорную панамскую компанию DSS, так как сейчас именно панамской «дочке» УДП принадлежит большая часть флота пароходства. Балансовым флотом УДП также на протяжении многих лет оперирует компания DSS, которая одновременно выполняет функции контрагента с партнерами. Надо отметить, что корпоративные права на весь флот по-прежнему будут принадлежать ЧАО «УДП», а значит, и государству Украина. Следующим шагом намечена ликвидация панамской компании, и в этот момент деоффшоризация пароходства будет полностью завершена.

Вернемся к заголовку нашей статьи – почему братья Урбанские так озабочены судьбой ЧАО «УДП»?

Не секрет, что вокруг Украинского Дунайского пароходства всегда вращались полукриминальные группировки, интересами которых были «дивиденды». Схемы варьировались от банальной распродажи активов до откровенного воровства имущества; последний пример – хищение 32-х лихтеров компанией, аффилированной с господами Баранским и Саутенковым.

В 2019 году среди наиболее известных групп влияния на деятельность УДП были братья Урбанские, клан Круков и группировка Баранского.

Так, все эти группировки в конце 2018 года пролоббировали назначение Дмитрия Чалого на должность председателя правления ЧАО «УДП» с целью откровенного доведения до банкротства пароходства и его дочерних предприятий. Но поговорим о героях нашей истории – братьях Урбанских, а также об их участии в разграблении Украинского Дунайского пароходства.

Вернемся в недалекое прошлое – измаильские судоремонтные заводы «Дунайсудоремонт» и «Дунайсудосервис», которые сейчас являются собственностью клана Урбанских, когда-то являлись частью Дунайского пароходства. Естественно, получив по традиции за копейки активы пароходства в виде судоремонтных заводов, Урбанские принялись за дальнейший дерибан судоходной компании, а именно доведение до банкротства самого УДП и его структурных подразделений: Килийского судостроительно-судоремонтного завода (КССРЗ) и Базы технического обслуживания флота (БТОФ). Реализовав этот сценарий, они стали бы монополистами в отрасли судоремонта на юге Украины, а это миллионы долларов и политическое влияние в регионе.

Вот причина, почему на протяжении 2018-2019 гг. братья Урбанские с неослабным упорством реализовывали свой план через Дмитрия Чалого, его заместителей Сливчука и Тарасенко, а также своего «агента влияния» – главного инженера ЧАО «УДП» Александра Гармаша, который отдавал практически все судоремонтные заказы пароходства «Дунайсудоремонту» и «Дунайсудосервису». Так, за 2018-2019 гг. заказы на судоремонт на сумму около 42 млн. грн. были переданы заводам Урбанских. А закупки запчастей и товарно-материальных ценностей по этой преступной схеме составили в данный период примерно 87 млн. грн., что поставило пароходство на грань банкротства.

К счастью, этим планам не суждено было сбыться, поскольку министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий, разобравшись в ситуации, уволил несостоятельного руководителя пароходства Дмитрия Чалого.

На смену пришла новая команда, формирующая современное и эффективное предприятие, цель которого – увеличение дохода государства как акционера пароходства. В компанию привлекают талантливую молодежь, уничтожают коррупционные схемы и смещают забронзовевших менеджеров среднего звена, которые сидели на потоках при всех руководителях, делясь коррупционной рентой и думая, что так будет всегда и ничего не изменится.

Поэтому не вызывает удивления последняя пламенная речь не такого уж и народного (судя по полному фиаско на местных выборах) депутата Анатолия Урбанского с высокой трибуны Верховной Рады и его «глубокая озабоченность» судьбой трудового коллектива ЧАО «УДП» из-за реализации действительно стратегических планов развития пароходства по привлечению финансирования предприятия. Конечно, можно дискутировать относительно юридической и финансовой стороны таких планов, но очевидным является то, что фактическое устранение деструктивных кланов Одесчины от влияния на управление пароходством вызывает их ожесточенное сопротивление. Трудовой коллектив при этом используют в этой истории так, как Урбанские это делают на своих умело «прихватизированных» судоремонтных заводах ЧАО «Дунайсудоремонт» и ЧАО «Дунайсудосервис».

В интервью одному из СМИ Анатолий Урбанский высказал озабоченность о том, что пароходство ждут массовые сокращения. Мы попросили руководителя УДП Алексея Хомякова отреагировать на заявления нардепа.

«Мы не планируем сокращать численность коллектива пароходства, также собираемся привести социальные гарантии предприятия в соответствие с европейскими стандартами, например, ввести медицинское страхование. Взамен каждый член коллектива должен чувствовать свою ответственность и выполнять свои рабочие обязанности по-европейски», – прокомментировал Алексей Хомяков.

Всем известно, что на заводах Урбанских систематически задерживают заработную плату. Работники не могут обратиться в компетентные органы лишь из-за того, что работают на заводах нелегально, у большей части трудовые отношения не оформлены. Соответственно, бюджет Измаила недополучает подоходные налоги. На фоне этой ситуации очень странно выглядит озабоченность Анатолия Урбанского судьбой трудового коллектива пароходства. Что это? Популистские заявления в рамках подготовки к возможным досрочным парламентским выборам или месть за нереализованные планы по банкротству УДП и ликвидации Килийского судостроительно-судоремонтного завода?

Эта статья – первая из серии публикаций-расследований о преступной деятельности братьев Урбанских в морехозяйственном комплексе Украины.

Следите за эфиром.

Михайло Кутузов.