Музыку Микаэла Таривердиева (1931-1996), независимо от жанра, можно узнать с первых тактов: будь она написана в кинолент, оперных или балетных постановок. Широкой общественности его творчество известно благодаря 132 кинофильмам, среди которых «Ирония судьбы, или с легким паром», «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», и своеобразной манерой исполнения песен. Именно работа над музыкой к кинолент вдохновила Таривердиева на создание нового музыкального течения, которую он назвал «третьим направлением», суть которой - в донесении поэзии слышным и естественным голосом, если бы напевая, используя мело-декламационные приемы. Так появились монологи на стихи Г. Поженяна, речитативы на стихи Э. Хемингуэя, вокальные новеллы на стихи Л. Ашкенази, монологи на стихи А. Вознесенского.
Его «серьезная» музыка известна гораздо меньше. Однако М. Таривердиев настаивал на своей причастности именно к академической профессиональной сферы. Об этом свидетельствует его постоянное обращение к традиционным жанрам классической музыки - он автор пяти опер, четырех балетов, музыки для органа (три концерта для органа, 10 хоралов «Подражание старым мастерам», симфония для органа «Чернобыль»), фортепианного трио, цикла пьес для фортепиано «Настроения», романсов. Любовь к поэзии композитор пронес через всю свою жизнь, поэтому не случайным является его обращение к камерного вокального жанра. В его творчестве особое место занимают вокальные циклы на стихи средневековых японских поэтов, Шекспира, В. Маяковского, С. Кирсанова, Б. Ахмадулиной, Л. Мартынова, Г. Поженяна, М. Светлова, Е. Евтушенко, Э. Хемингуэя , А. Вознесенского, Л. Ашкенази, М. Цветаевой, Р. Рождественского и других. Монооперу «Ожидание» по поэме Роберта Рождественского «Ожидание (монолог женщины)» (1982) была написана специально для Камерного театра Бориса Покровского «в расчете на уникальный талант Марии Лемешевой», солистки театра (дочери Сергея Лемешева и Ирины Масленниковой). В опере действует один персонаж - «Она» - «современная женщина, замотанная всеми проблемами, обязанностями и социальными функциями, возложенными на нее обществом, и, по правде говоря, им самим (в бывшем пылу эмансипации), приходит на свидание с любимым и ждет его под часами. Что творится у нее в душе за тридцать две минуты этого мучительного ожидания - от страстного пыла к унынию и почти отчаяния - все это рисует нам музыка Таривердиева с привлекательной простотой и правдивостью »- писал музыковед Александр Матусевич. По-разному трактуется и развязка оперы, ведь в партитуре она остается «открытой». Опера сохранила основные характеристики текста поэзии шестидесятников, однако М. Таривердиев избегает побутовости поэмы и прямых отсылок к городскому советской жизни, стремится к поэтического обобщения. «Ожидания» не похоже на оперу в привычном, академическом смысле слова. «Может быть, гармонический язык этой оперы могла бы быть более терпкой, насыщенной. Но все же я предпочитаю языке эмоциональной ", - писал о своей работе сам композитор. В музыке оперы слушатель услышит и советскую эстрадную песню 1970-х, и хиты к фильмам того времени - знакомые, чисто «таривердиевськи» обороты. Эпизоды, возникающих в потоке сознания героини, объединенные лейттемой взволнованного ожидания - тремолювання секундовым мотивом, звучит то в аккомпанементе, то в вокальной партии. В отдельных сценах-строфах узнаются жанры старинной музыки: токкаты (эпизод «Скорая помощь» с тревожными репетициями в аккомпанементе), барочной арии ( «Скажи мне что-нибудь», инструментальный финал - аллюзии на музыку Баха; прослушиваются элементы музыкальной языка Д. Шостаковича. Со дня своей премьеры опера заняла достойное место в репертуаре многих театров и представлена как в симфоническом звучании, так и в полуконцертный исполнении под фортепиано.Ожидание
Рецензія
Фільтри