
"Россия использует культуру как оружие": почему Одесса демонтирует памятники даже во время войны

Фото: Вікіпедія
Стремление переименовать улицы и демонтировать памятники, связанные с имперской россией, раскалывает Одессу — город, чья идентичность глубоко укоренена в истории. Даже на третий год полномасштабной войны некоторые общественные деятели в Одессе продолжают выступать против перемен исторических названий улиц и демонтажа памятников.
В центре Одессы, на побережье Черного моря, стоит бронзовый памятник писателю Исааку Бабелю – уроженцу города. Он изображен в акте творческого вдохновения: взгляд в горизонт, ручка на стопке бумаги. Однако этот памятник может быть вскоре демонтирован.

Памятник Бабелю, Вікіпедія
По информации The New York Times, по мнению украинских властей, памятник представляет угрозу и должен быть убран согласно так называемому закону о деколонизации, требующему ликвидации "символов российской имперской политики" для защиты украинской культуры. Под действие этого закона попал и памятник Бабелю, служившему в Красной армии и часть своей литературной карьеры строил в россии в начале ХХ века.
"Россия использует культуру, топонимию, язык и монументалистику как оружие", - объясняет Вадим Поздняков, участник организации "Деколонизация.Украина". — "Российская империя, ссср и россия веками маркировали свою территорию и культурное пространство, поэтому без проведения деколонизации эффективное противостояние агрессору невозможно, поскольку даже после военных побед его маркеры будут фактором дестабилизации".
Предполагаемый снос вызвал волну возмущения среди части одесских общественных деятелей и интеллигенции. Несмотря на три года российской агрессии, многие местные активисты продолжают сопротивляться деколонизационным мерам, объясняя это необходимостью сохранения уникальной культурной идентичности города.
"Нельзя убирать Бабеля", - говорит Антонина Полетти, 41-летняя редактор местного СМИ, представительница шестого поколения одесситов. - "Если вы уберете его - вы уберете душу города".
Вадим Поздняков имеет кардинально иную точку зрения:
"Бабель является "душой Одессы" в ее российской версии. Он является удобной для агрессора фигурой — неудачный приспособленец, расстрелянный в одном списке с друзьями — руководством НКВД."
Активист подчеркивает, что в Одессе значительную роль сыграли Жаботинский и Менделе Мойхер-Сфорим, однако ни при ссср, ни пророссийское руководство города их не чествуют, а предпочитают имперский пантеон.

Улица города Одесса, Вікіпедія
Подобные настроения распространены среди определенных кругов одесской общественности, которые, несмотря на войну, продолжают сопротивляться переименованию улиц, названных в честь русских деятелей. Городские власти сталкиваются с протестами всякий раз, когда поднимается вопрос об изменении названий таких улиц как Пушкинская, Толстого или переулок Маяковского.
"История - это о музеях, образовании и науке, а публичное пространство - это о политике", - отмечает Поздняков. - "Когда памятник Пушкину, воспевавший кровавые преступления империи, или Бабелю, служившему в ЧК, воевал против борцов за независимость Украины в ХХ в. в составе Красной армии, прославлял Сталина, стоят в центре города - это значит, что мы как общество и государство ставим этому хорошую оценку".
Согласно статье The New York Times, поклонники сохранения исторических названий утверждают, что в своей классике Бабель и другие писатели прославляли многонациональное наследие города, мир контрабандистов и художников разных национальностей, тем самым сделав Одессу известной и подчеркнув ее многокультурность.
В то же время сторонники деколонизации указывают на то, что именно такие сантименты к "общему культурному наследию" десятилетиями использовались россией как инструмент "мягкой силы" и поддержки имперских нарративов о "братских народах".
"Под соусом "мультикультурности" поклонники российской версии Одессы в первую очередь говорят о защите именно этой версии," — отмечает Поздняков. - "Деколонизация наоборот возвращает в публичное пространство представителей многих национальностей, в том числе украинцев, евреев и крымских татар."
Одесса, основанная в 1794 году по приказу Екатерины II, на протяжении веков была космополитическим портовым городом, где переплетались разные культуры и языки. Однако именно эта история становится предметом переосмысления в контексте российской агрессии.
Хотя большинство одесситов решительно выступают против войны, часть общественных деятелей города опасается, что новый закон может стереть характер города, его уникальность и многовековую историю, даже если эта история частично связана с имперским прошлым.

Архивное фото Одессы, З мережі інтернет
Согласно пояснениям Вадима Позднякова, решение о демонтаже принимает Одесский городской совет.
"У городского совета есть специальный веб-ресурс для обсуждений, у ОВА - объявления публикуются на сайте. В настоящее время такие полномочия имеет только городской совет. Но есть нюанс - если памятник является памятником культурного наследия, то сначала его должны лишить такого статуса - это уже компетенция Минкульта."
Сам же Вадим видит обновленный культурный образ Одессы как "синергию украинцев и представителей других национальностей, которые не были замечены в служении режимам – и таких людей достаточно – это тот же Жаботинский, Караванский, Строкот и другие". По его словам, в результате декоммунизации и деколонизации на топонимической карте города теперь есть 90% названий в честь людей, которые либо являются одесситами, либо связаны с Одессой — "это и есть та "душа Одессы", которая, к сожалению, была затерта российской и имперской пропагандой".