Новый начальник Одесского порта: Среди моих заместителей «лоббистов» ФПГ нет
— Какое было ваше первое решение на посту руководителя Одесского порта и мечтали ли вы когда-то стать у руля ОМТП?
— Интересное решение (смеется. — Авт.). Вместо одного из моих первых аппаратных совещаний я пригласил всех управленцев — 47 человек — в музей порта и на экскурсию по порту. В течение двух часов руководители слушали рассказ экскурсовода об истории создания ОМТП. А вообще я вырос в семье капитана дальнего плавания — мой отец плавал на судах ЧМП. Кем хочет стать ребенок в семье моряка? Конечно, капитаном. Но многое изменилось, в Украине развалился флот. И моя детская мечта трансформировалась — я получил профессию, тоже связанную с морем, — портовика. И никогда об этом не жалел.
— Какие отношения у вас с бывшим начальником Николаем Павлюком?
— У нас нормальные, рабочие отношения. Я благодарен ему за тот опыт, который получил за 6 лет совместной работы. Несмотря на то, что Николай Пантелеймонович долго проработал в советской системе, именно он стал основателем европейской модели работы в отечественных портах.
— Последние годы ОМТП стал терять иностранных грузоперевозчиков, те направляют транзит через другие порты. А брокеры и экспедиторы жалуются, что их работе мешает множество контролирующих служб, из-за чего в порту возникают заторы. Как вы будете решать эту проблему?
— Существуют тысячи нормативных документов, которые регламентируют процедуру оформления-прохождения в порту грузов. Их досматривает 14 служб — СБУ, пограничники, портовики, экологи, таможенники и другие, у каждого ведомства — свои требования, иногда противоречащие друг другу. В результате возникает неразбериха. Вся проблема в том, что в Украине нет закона, который бы четко регулировал процесс прохождения контейнеров. Министр Колесников уже дал поручение специально созданной рабочей группе при Мининфраструктуры разработать законопроект о контейнерных перевозках. Я надеюсь, что в этом году документ попадет на согласование в Верховную Раду. К слову, у меня была возможность ознакомиться с работой крупнейших иностранных портов. Например, в Германии и Голландии процедура оформления грузов в десятки раз проще — ею занимаются всего две службы. У них в среднем досматривают всего 3% контейнеров, прибывающих в порт, а у нас, для сравнения, — более 50%! Среднее время оформления грузов за границей — до получаса. У нас — от 12 часов до бесконечности. Поэтому грузообороты немецких портов — десятки миллионов в год, а мы еле до 2 млн дотягиваем.
— В этом году в портах Одесской области произошла настоящая кадровая революция. Всех начальников, по разным причинам, заменили на новых. С какой целью произошла смена руководителей?
— Я не могу комментировать решения вышестоящего руководства. Но мне кажется, это было сделано для того, чтобы более качественно и эффективно подготовиться к реформированию отрасли, которое уже назрело.
— Каковы ваши взаимоотношения с губернатором Эдуардом Матвийчуком и мэром Алексеем Костусевым?
— Нормальные. Взгляды на развитие и взаимодействие порта и города у нас совпадают. Если даже возникнут какие-то проблемы, мы будем их решать в рабочем порядке.
— Как относитесь к заявлениям западных СМИ о том, что наш порт — крупнейший центр транзита наркотиков?
— Всерьез такие заявления расценивать нельзя. К сожалению, в любом порту есть такие явления, в современном мире избежать этого нельзя. Но порт всячески оказывает содействие спецслужбам, которые борются с контрабандой и незаконным ввозом наркотиков.
— Недоброжелатели поговаривают, что некоторые из ваших заместителей, пришедшие одновременно с вашим назначением на пост начальника, будут не столько выполнять свои функции, сколько лоббировать интересы финансово-промышленных групп, которые и способствовали их назначению...
— Это домыслы. Все мои заместители — опытные люди из отрасли и ранее работали в транспортной сфере. Каких-либо «лоббистов» ФПГ здесь нет. Не стоит забывать и о том, что ОМТП — госпредприятие, и руководство строго регламентировано в своей работе. Зачастую многие решения требуют согласования с большим количеством различных ведомств. Если бы какие-то ФПГ решили бы поставить сюда своих «смотрящих», то им пришлось бы заслать лоббистов от каждой из госинстанций.
— В прошлых годах в порту были сокращения. Сколько человек сейчас работает в ОМТП?
— В администрации порта трудятся 2800 человек. Еще около 3,5 тыс. работают в частных стивидорных компаниях на территории порта.
— Какова судьба отеля «Одесса» на морвокзале, из-за которого разгорелся скандал с участием Николая Павлюка?
— Уже проведен тендер на управление гостиницей. В конкурсе, где принимало участие 6 фирм, победила компания «Премьер Интернешнл» — у них несколько отелей в Украине. Сейчас им нужно пройти согласования в Мининфраструктуры и Кабмине. По условиям тендера, частник получает «Одессу» в управление, а ОМТП — гарантированный доход от управляющей компании (по нашим источникам в Мининфраструктуры, — около 10 млн грн. в год. — Авт.).
— Согласно реестру закупок порта, ежегодно ОМТП закупает большими партиями пиво, минеральную воду, сливочное масло, мясо и другие продукты. Зачем?
— В порту есть около десяти торговых точек общепита — буфетов, столовых, баров, принадлежащих порту. Есть соответствующие торговые лицензии. Для них и производятся закупки.
— Расскажите о своей семье и увлечениях?
— У меня маленькая дочь Надежда. Ей 2 года. Я стараюсь проводить все свободное время с ней. Если удается взять день отдыха — езжу на рыбалку, на реку. Ловлю все, что ловится. Еще нравится играть в большой теннис. Но времени на отдых остается совсем мало. Уже забыл, когда брал в руки художественную книгу — постоянно приходится читать какие-то документы. А самое любимое произведение — «Три товарища» Ремарка.
4 высших образования и 12 лет в порту
Имя: Юрий Васьков
Родился: 27.10.1979
Карьера: работает в ОМТП с 1999-го
У Юрия Васькова — 4 высших образования. Параллельно со школой учился в одесской флотилии. Первый вуз — Морская академия, специальность «судоводитель». Затем получил диплом юриста в ОНЮА. Потом учился в Морском университете, закончив там аспирантуру и защитив кандидатскую диссертацию. Проходил обучение по стратегии и психологии современного бизнеса в Немецком институте IBR, получив квалификацию специалиста управления бизнесом. Член-корреспондент Транспортной академии Украины. Помимо работы в порту читает лекции в должности и. о. доцента в Одесской мореходке. В 2002-м стал замглавного диспетчера порта, с 2003 года — главный диспетчер, с 2005 по 2011 годы работал первым заместителем экс-начальника порта Николая Павлюка.
Фото газеты "Сегодня"