В Украине начался передел черного вылютного рынка. В Одессе стреляют менял
В больших городах массово закрываются обменные пункты, менялы делят территории, а граждане спокойно продолжают скупать валюту, несмотря на то, что банки очень старательно идентифицируют их личные данные. Так что эксперимент Нацбанка по паспортизации валюты «оправдал» все самые смелые ожидания. А в войне за «теневой рынок» уже появились первые жертвы. Так, в начале ноября в Полтаве в результате нескольких огнестрельных ранений был убит 37-летний предприниматель, занимавшийся обменом валюты. Спустя неделю двое одесситов стали жертвами нападения преступников, которые несколько раз выстрелили в них из травматического пистолета и отобрали деньги. Мужчина был ранен в ногу, а женщина - в ногу и руку. По словам источника в одесской милиции, под прицелом преступников оказались валютные менялы, работавшие на одном из местных рынков.
Нет ничего тайного…
Работники легальных «обменных пунктов» и их «коллеги», которые работают на улицах, неохотно общаются с журналистами. Говорить о правилах, придуманных главным финансовым регулятором страны бессмысленно, все равно ничего не изменится, а делиться секретами «мастерства» - опасно. Так что все диалоги сводились к завуалированным намекам и пространным объяснениям.
- Зачем предоставлять идентификационный код при покупке валюты?– спрашиваю в одном из банков. - Вы передаете эти данные налоговикам?
- Такие правила. Мы должны о клиенте все узнать: фамилию, прописку, кем выданы документы, и конечно, его код, как налогоплательщика.
- Так передаете эти данные или все-таки не нарушаете банковскую тайну?
- Ну, понимаете, банковская тайна, конечно, есть, - молодой человек многозначительно улыбается и опускает глаза.
- Да какая там тайна!–-включается в разговор пожилой мужчина, стоящий позади меня в очереди. - Вон вчера в газете читал, что какой-то мужик купил сразу две тысячи долларов, так его сразу в налоговую вызвали, чтобы объяснил, где взял деньги.
- Небось, наврал, что голодал, копил годами, - саркастически заметила блондинка в соседнем окошке, которую явно раздражает мое излишнее любопытство.
Но сбить меня с толку не так просто.
- А если я человек верующий, идентификационного кода не имею, валюту не продадите?
- Мы - нет, но в мире много отзывчивых людей, - парень по-прежнему мило улыбается. – Мы подобреем ближе к Евро-2012. А потом правила обмена обещают снова поменять и продавать валюту, скорее всего, придется тоже по паспортам.
На этом я решила свернуть нашу содержательную беседу и отправилась на поиски уличных менял. Кстати, отыскать их оказалось непросто. Небольшие «обменки», вокруг которых еще недавно крутились такие «спецы», почти все закрылись. Поэтому я попыталась порасспрашивать таксистов, которые облюбовали себе стоянку возле рынков. И в конце концов мне повезло. Один из таксистов кому-то позвонил, и вскоре к нам подтянулся мужчина средних лет, представившийся Андреем. Он как-то с первого взгляда понял, что я не являюсь его потенциальным клиентом и уже хотел уйти, поэтому пришлось признаться, кем работаю. Откровенничать с журналистом Андрею точно не хотелось, но потом он неожиданно согласился со мной поговорить, объяснив, это довольно странно: «Я ведь начинал «менялой» еще в 1990-е, работал на улице, всякого навидался, не раз попадал в неприятные истории. Но потом устроился в нормальный «обменник», от банка, он находился в детском маркете, людей много. Работал на одном месте много лет, постоянные клиенты захаживали, так что был в «шоколаде». А тут все поменялось. Нас закрыли, поговаривают, что начальство с кем-то не может согласовать размер взяток. Вроде как того, что уже занесли, мало. На улицах - тоже свои «разборки» за место под солнцем. Долю надо «отстегивать». Не хочешь - можешь плохо закончить. Поэтому с бывшим тестем в паре пока тихо работаю. Он своим пассажирам обо мне рассказывает».
Андрей признался, что зарплата, которую он получал, была не очень большой, но он научился неплохо зарабатывать на курсе доллара и помогал в этом своим клиентам. О других схемах говорить не захотел, обмолвившись лишь, что некоторые люди утром завозили одну сумму, потом вечером забирали другую. Так что умудрялся не только обеспечивать себя или сына, но и бывшей супруге при разводе купил отдельную квартиру.
Вообще, наш разговор больше напоминал исповедь случайного попутчика, когда люди говорят много, но ничего существенного и значимого.
Охота на «нелегалов»
Объясняя, почему в стране закрываются обменные пункты, финансовые эксперты говорят, что новые постановления Национального банка делают их содержание абсолютно невыгодным. Ведь теперь банк обязан контролировать, чтобы одно физлицо не обменивало в течение дня более 150 тыс. грн. В противном случае НБУ имеет право его оштрафовать. И теперь банк вынужден в каждый свой обменный пункт проводить специальные каналы связи, используемые банковской системой. Это закрытая система, защищенная от проникновения, и ее нужно оплачивать, даже если ею не пользуешься. Нужно оборудовать полноценное рабочее место операциониста. Все это стоит недешево.
Во-вторых, налоговики активно проводят проверки, в результате которых выясняется, что часть таких учреждений даже не утруждают себя тем, чтобы легализовать свою деятельность. Например, в Киеве были выявлены 2 «обменки», которые работали без каких-либо разрешительных документов. Находились они напротив железнодорожного вокзала. Псевдобизнесмены только на 2 пунктах обмена зарабатывали до 100 тыс. грн. в месяц, вводя в заблуждение людей. Ведь курс покупки доллара США, например, у них был зафиксирован на цифре 7,099, тогда как реальный курс составлял 7,999. Таким образом, граждане, которые, не разобравшись, сдавали валюту по такому грабительскому курсу, теряли на обмене 100 долларов США до 100 гривен.
В свою очередь, подобные «менялы» пытаются бороться с налоговиками, придумывая неординарные способы осуществления нелегальных валютообменных операций. Например, в Полтаве семейная пара решила организовать «обменники на колесах». Мужчина и женщина ездили по городу на двух автомобилях и обменивали валюту непосредственно в салоне авто.
Впервые эти правонарушители попали в поле зрения налоговиков еще в середине октября. Тогда стражи порядка изъяли у «менял» более 46 тыс. грн., почти 15 тыс. долл. США и около 200 евро. В этот раз незаконный обмен валют они проводили на одной из центральных улиц города, около филиала банковского учреждения.
Во время проверки автомобилей Lexus RX330 и Toyota Camry, которые служили нарушителям передвижными «обменниками», оперативники налоговой милиции обнаружили свыше 90 тыс. грн., более 50 тыс. долл. США, около 20 тыс. евро и 2 тыс. фунтов стерлингов, а также почти 1,2 млн. российских рублей. Общая сумма изъятых у правонарушителей денежных средств в эквиваленте составляет свыше 1,2 млн. грн.
Пока таких ноу-хау не много, и налоговики реагируют на них максимально оперативно. Но что будет дальше, если легальных «обменников» станет еще меньше? Тем более, что в СМИ уже потихоньку забрасывается информацию том, что обмен валют вообще могут приостановить.