Депутат Одесского горсовета считает, что Украина - страна парадоксов
Последнее время политики всех мастей с высоких трибун декларируют о нашей с Вами – оказывается! – главной цели в жизни: о европейской интеграции государства в целом и каждого в отдельности. Более того, словно мантру, многократно тиражируют тезис о том, то мы и сами "давно уже Европа". И что демократия по-украински ничем не хуже демократии по-европейски. Об этом в своей авторской колонке на "Украинской правде" пишет депутат Одесского горсовета от фракции "Батькивщина" Дмитрий Спивак.
Большинство граждан Украины понятия не имеют о принципах и правилах, в которых существует европейское сообщество, но, "аплодируя почти стоя", с готовностью говорят: "Да! Мы хотим жить в Париже, Брюсселе или Праге и чувствовать себя гражданами, а не электоратом".
Наверное, хотим. Но ничего для этого не решаемся предпринять, и ничего не требуем от государства.
А ведь говорить нужно не о преимуществах зоны свободной торговли или о возможности свободно перемещать капиталы. Говорить необходимо о незыблемой платформеевропейских ценностей жизни "обычного европейца", по аналогии с "пересічним українцем".
Мы должны знать, что европейские врачи, учителя и военнослужащие – это элита общества и достаточно обеспеченные и свободные люди.
И что пенсионеры и студенты там бережно охраняются и всецело поддерживаются государством в лице чиновников, которые являются высокооплачиваемыми слугами своего народа.
И полицию там уважают, и в музеях не протекает крыша, и предприниматели там ходят с высоко поднятой головой.
Они платят налоги и чувствуют себя равноправными партнерами со своим государством. И требуют от государства взаимного уважения и поддержки.
Мы знаем, что там убирают улицы, что в школах не требуют с родителей на ремонт кабинетов или приобретение компьютеров, а в больницах лечат всех, вне зависимости от статуса и материального положения.
Мы же привыкли к другим стандартам. Мы живем в другом измерении. У нас только начинается ломка стереотипов и колебание мировоззрения. И от того, насколько болезненно будет протекать эта ломка, и не понадобиться ли нам "хирургическое вмешательство масс", зависит, в какой системе координат мы будем жить в ближайшей перспективе.
А пока...
Помните классическое изречение "вождя мирового пролетариата" о том, что кардинальные перемены в государстве – читай "революции" – происходят, когда "верхи не могут, ... а низы не хотят".
А что же мы?
Наши украинские "верхи" давно ничего не могут, кроме тотального и циничного обворовывания своей страны и своего народа. Однако, наши "низы" не хотят... ничего менять. Нет, конечно, соглашаться с таким унизительным положением они тоже не хотят, но и менять не осмеливаются.
Нас постоянно штормит, и мы никак не можем попасть в фарватер попутного ветра. Наше государство и наш народ давно живут в параллельных мирах. Только государство в лице власти "живет", а народу предлагают "выживать".
В этом главном парадоксе украинской ментальности давно заложена основа всех наших бед и потрясений.
Это наши "верхи" постоянно болтают об ассоциации, интеграции, парафировании каких-то соглашений и европейских ценностях жизни и морали. А наши "низы" мотают головой и вроде бы соглашаются. Но очень боятся что-либо менять. Потому что не знают, что такое свободный гражданин свободного общества.
Это у них, в "отсталой" матушке-Европе, миром правит любовь! А еще взаимоуважение и право быть человеком. А у нас, в "процветающей" Украине, миром правят безразличие и страх, цинизм и лицемерие.
Мы боимся всего и вся! Боимся управдома и пожарного инспектора, преподавателей наших детей и постового милиционера. Боимся налоговиков и прокуроров, мэров, губернаторов, правительства.
Нам страшно жить. Но еще страшнее что-либо менять.
Мы порой бываем счастливы в своих страхах. А ведь страх разрушает нашу жизнь. Еще Рузвельт перед Второй мировой войной говорил: "Нам нечего бояться, кроме собственного страха. Избавиться от страхов, значит сделать первый шаг к плодотворной и радостной жизни".
Мы лицемерны и циничны. Ненавидим – но тихо – олигархов, но с радостью и подобострастием – громко! – принимаем от них "предвыборные подачки". Ругаем власть, погрязшую в роскоши и вседозволенности, и аплодируем этой же власти, если "вдруг" появляется в квартирах горячая вода.
Мы яростно закипаем от ненависти и злости, когда отпускают из зала суда очередного мажора-убийцу, или когда в милиции до смерти избивают студентов, однако звонко аплодируем судье Кирееву, злорадно произнося "так ей и надо!"
Мы уникальный народ – с европейской географией и азиатским восприятием жизни.
Мы даем взятки, но ругаем коррупцию. Гадим у себя в парадных и материм дворников. Платим за оценки наших детей, но страшно удивляемся их черствости и безразличию к знаниям, образованию и культуре.
Мы устали от политики и ненавидим политиков, щеголяющих в Brioni и разъезжающих на Bentley. Но по пятницам, словно под гипнозом, прилипаем к телеэкранам, слушая их болтовню о стоимости колбасы и увеличения пенсий на 30 гривен.
И главное, мы им снова верим. А наутро – вновь ненавидим.
Получается, наше общество, подверженное лжи и влиянию страха, теряет разум и способность мыслить и анализировать. Мы живем, словно в "королевстве кривых зеркал", где все их демократические ценности и основы бытия отражаются в "нашем зеркале" карикатурно и бессмысленно.
А еще мы – бедные.
А бедному не нужна демократия, с ее устоями и правилами. Наши "европейские устремления" представляют собой очередную ложь и вымысел. Мы живем в современном "театре абсурда" и играем там главные роли, уничижая и оскорбляя себя. Однако винить привыкли других...
Мы, украинцы, и они, европейцы – совершенно разные и не хотим меняться.
Главное, фундаментальное отличие заключается в том, что у них все государственные институты работают на человека и во благо человека, а у нас человек обслуживает государство, оставаясь при этом брошенным и абсолютно незащищенным.
И поэтому, прежде чем что-либо менять, мы должны меняться сами, создавая свои ценности и приоритеты.
Ведь ничто не стоит на месте. Все двигается либо к созиданию, либо к разрушению. Стоя на месте, мы идем к разрушению основ современного человеческого бытия, находясь внутри оболочки, в которой человеческая ложь создает обманчивое впечатление правды. Более того, тотальное лицемерие, в котором мы живем, порождает агрессию и насилие над личностью, унижая его человеческое достоинство.
Поэтому не стоит лукавить. Пришло время осознать, что, только обретя достоинство и способность к анализу, мы сможем говорить о своем стремлении к европейскому образу жизни.