Тема для обсуждения
08:00, 6 серпня 2011 р.

Мода на вандализм

Тема для обсуждения

Неистребимо настырное тяготение нашего человека к художественному самовыражению.

При этом отрадное само по себе умение писать и рисовать часто находит себе применение на объектах совсем другого назначения.

Одесса в качестве холста

Одесса уже давно превратилась в огромный холст, заполоненный всевозможными художественными изысками. Следы «народного творчества» без труда можно отыскать на фасадах домов и в парадных, на продуктовых ларьках и газетных киосках, на обменных пунктах и театральных кассах, в лифтах и на столбах, на телефонных будках и банкоматах, на тролейбусах и автобусах (и это у нас еще метро нет!), на мостах и железнодорожных подъездах к городу, на стадионах и пляжах, на мусорных контейнерах, заборах и в туалетах… Многие, ничтоже сумняшеся, «оставляют автографы» и на памятниках архитектуры, на объектах культурного наследия. Хотя вроде бы, перефразируя героиню фильма «Москва слезам не верит», в стране нет напряжёнки с бумагой… Розыск какого-либо здания, обойденного вниманием «рисовальщиков», ныне такой же нонсенс, как магазин без продавцов или июль без комаров. Впрочем, нет - два нетронутых здания еще есть – это хорошо охраняемые мэрия и облгосадминистрация.

По одесским надписям на фасадах зданий можно постигать историю – новейшую, день сегодняшний, а кое-где и вчерашнюю, и позавчерашнюю. Какие только проявления жизни способны выдерживать одесские стены: исторические экскурсы и политические оценки, философские размышления и психологические наблюдения, бизнес-консультации и коммунальные советы, арифметические расчеты и поэтические строки, спортивные результаты и юмористические зарисовки, романтические признания и дневниковые записи путешественников, бранную лексику и какие-то малопонятные непосвященным «иероглифы»…

Поздние прохожие или выглядывающие из окон полуночники периодически становятся свидетелями вечерне-ночных рейдов одиночных молодых индивидуумов или групп – мобильно передвигающихся, быстро обрабатывающих баллончиками с краской или маркерами выбранные для искусства объекты и неслышно исчезающих в темноте… Это так называемые «райтеры». Зачем они это делают? Свойственный этому возрасту социальный протест? Особенности самовыражения? Повышение адреналина и получаемое удовольствие от незаконного расписывания стен и страха быть пойманным? Бескультурье?

Одессу все больше завоевывает граффи́ти. Словари обычно определяют этот термин как «краскочернильные» рисунки и надписи (или даже выцарапанные) на стенах или иных поверхностях. Но многие граффити-художники отмечают, что их сфера – это качественно выполненная каллиграфия, а банальные надписи (тем более - на памятниках архитектуры) – это обычное хулиганство.

Богатой событиями мировой истории граффити можно посвятить многотомное исследование. Настенные надписи известны миру с седой древности, по ним изучают историю стран Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима… А современного вида граффити зародилось в США в начале 1920-х годов, когда появились рисунки и надписи на курсирующих по стране товарных вагонах. Активно начали использовать возможности граффити политики и гангстеры - первые для популяризации своих идей, вторые – дабы обозначить «свою» территорию. В середине 1970-х годов утвердились основополагающие принципы искусства и культуры граффити, заметно выросла его популярность, появилось множество новых стилей… Сегодня граффити заметно культивируется в США, во многих европейских странах (Франции, Германии, Великобритании, Польше, Чехии, Швеции, Финляндии и др.), в Бразилии, Японии, Австралии…

Обыденное дикарство

Распространенная точка зрения гласит, что летопись одесского граффити можно отсчитывать с 1996-го года, т. е. Можно отмечать уже примерно 15-летие этого явления в нашем городе. А появившиеся задолго до этого «здесь был я» и «Черноморец» – чемпион!» - это, так сказать, еще доисторический период и вообще никакое не графити. Явление, которое вне закона, но существует в реальности… Все эти годы не прекращаются дискуссии. Отношение к граффити зачастую диаметрально противоположное: для одних это дураковаляние, мазня и пачкотняхулиганов, которую нужно побыстрее закрасить, для других – украшение города (только не на памятниках архитектуры), делающее его симпатичнее. А разумнее всего, очевидно, рассуждают третьи – те, кто призывают избегать крайностей и исходить из того, где размещены рисунки и как они выполнены. Райтеры ведь, как и те, кто рассматривает их творения, тоже разные. Нужно отделять зерна от плевел…

Если речь идет о памятниках архитектуры - понятно, что двух мнений быть не может. Граждане города и туристы хотят лицезреть величие архитектуры, а не ее «коррекцию» после глупых молодежных забав и «месседжей обществу». Нельзя назвать иначе как глумлением над культурой и здравым смыслом перманентные набеги местных и пришлых варваров на архитектурную гордость города.

Хронически варварски разрисована одна из главных визитных карточек Одессы - колоннада. Периодически ее освобождают от груза «художественных наслоений», но вскоре одесситы и гости города вновь вносят свои «дополнения». Разукрашен Воронцовский дворец, расписаны Тещин и Сабонеев мосты, музыкальная школа им. Столярского, Театр юного зрителя, не обойдены вниманием Художественный музей и Музей восковых фигур, сквер «Пале-рояль», появилась нецензурная брань на Мемориале 411-й батареи…Уже даже некоторые кафе стараются не отставать от «ветров времени» - стены в них стилизуются под «естественность», т.е. заполняются рисунками и надписями, дабы посетители пребывали в знакомой, уютной атмосфере.

Не гнушаются иные арт-любители размещать на фасадах и свастики (!). Причем, они могут месяцами и годами красоваться на наших улицах, домах при полном олимпийском спокойствии и равнодушии властей и жэков, вроде как несущих ответственность за состояние вверенных объектов. Можно себе представить такое в 45–м?! И вообще - в советский период едва ли. И в сегодняшней Германии такое не встретишь, потому что государство там прикладывает для этого усилия. А в городе-герое, сражавшимся с нацизмом, подобная похабщина – привычная обыденность, давно никого неприятно не изумляющая. Доходит до того, что фашистской символикой уже оскверняют могилы, памятники…

Все более успешно продвигается и обливание памятников краской. Среди пострадавших уже и основатели города, и Михаил Воронцов, и Иван Франко, и атаман Антон Головатый, и погибшие милиционеры…

Материальные последствия творчества непризнанных гениев вынуждены расхлебывать коммунальщики. Особенно перед праздниками и приездами важных гостей из столицы. И обходится это в большую копеечку городскому бюджету (помнится, городское управление ЖКХ рапортовало, что на борьбу со стеномаранием ежегодно затрачивается примерно 500 тыс. грн.). И действовать нужно осторожно. Вот во Франции, в 1992-м скауты так боролись против граффити, что аж повредили два доисторических изображения бизона, за что были удостоены Шнобелевской премии по археологии.

А духовные последствия от наскоков «бомбистов»… вообще сложно предсказывать.

 

В начале ХХI столетия дикарство у нас стало типичным, разрушение построенного прежними поколениями – обыденностью, зато ухаживание за культурой стало событием.

Баллончик лучше, чем булыжник

Но есть в городе и огромный массив каких-то заброшенных сооружений, малопрезентабельных строений или скучных невыразительных стен. Почему бы (с согласия жильцов) не сделать их привлекательнее, ярче, красочнее с помощью «уличного искусства». «Скука контрреволюционна» - говорили в мае 1968-го года граффити-слоганы студенческих протестов в Париже. Порой звучат интересные мысли об использовании райтеров в детских садах или, скажем, в катакомбах. Баллончик ведь куда лучше, чем булыжник, правда?

Вот в районе пляжа «Отрада» появился рисунок-граффити, которым одесские антифашисты поздравили ветеранов Великой Отечественной с праздником Победы. Такие граффити в приемлемых местах можно только приветствовать! В мае киевские граффитиманы поместили огромное граффити (более 30-ти квадратных метров) на стене возле спортивных площадок Одесской академии строительства и архитектуры. В июне на пляже «Отрада» прошел отборочный тур всеукраинского фестиваля «Upстену». Во Всемирном клубе одесситов прошла выставка «Городское графити», представившая возможный взгляд (эскизы) на росписи безликих заборов. В прошлом году вполне легально был разрисован реставрируемый фасад Одесского кукольного театра. В общем, отдельные примеры взаимопонимания власть имущих и культурного сообщества с трезвонастроенными граффитчиками есть. Но присутствие отчетливой осмысленной позиции одесских властей по сотрудничеству с конструктивными райтерами и уменьшению прецедентов варварства, незаметно.

Меж тем есть огромный мировой опыт борьбы и взаимодействия с райтерами. Его можно охарактеризовать как «запрещая, разрешать» и «разрешая, запрещать»… Во многих странах мира нанесение граффити на приватную собственность (не говоря уже о культурных достояниях) без санкции владельца расценивается как вандализм и наказывается по закону. В то же время существуют понятия «легальной» и «нелегальной» стены, райтеры создают на городских улицах шедевры, которые становятся частью культуры и образа жизни. Некоторые из них получают всемирную известность. Например, можно вспомнить самое известное граффити Берлинской стены, изображающее поцелуй генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева и лидера ГДР Эриха Хонеккера. Когда в рамках реставрации стены его стерли, то автору - художнику Дмитрию Врубелю выделили три тысячи евро в качестве компенсации и предложили нарисовать в Берлине еще одно такое же граффити. Может, и у нас со временем появятся знаменитые граффити, прийти посмотреть на которые захочеться горожанам и туристам.

И побольше бы интересных акций против вандалов. А то быть вандалом сегодня для многих это модно и круто, а защищать город от уничтожения как-то не очень… Неплохо бы использовать какие-то нестандартные оригинальные ходы. Вот, скажем, в городке Докучаевске (Донецкая область) открыли… Музей вандализма. На обозрение выставлены разбитая часть забора, поломанная урна, треснутое кафешное кресло… Организаторы музейного собрания полагают, что такая экспозиция подействует на вандалов сильнее красноречивых внушений… Может, и в Одессе что-то похожее внедрить. Или что-то свое, «фирменно-одесское» придумать?!…

Мода на вандализм, фото-1
Мода на вандализм, фото-2
Мода на вандализм, фото-3
Мода на вандализм, фото-4
Мода на вандализм, фото-5
Мода на вандализм, фото-6
Мода на вандализм, фото-7
Мода на вандализм, фото-8
Мода на вандализм, фото-9
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...