• Головна
  • Как сохранить одесское побережье? Заключение экспертов
Партнерский материал
15:00, 1 вересня 2020 р.

Как сохранить одесское побережье? Заключение экспертов

Партнерский материал
Как сохранить одесское побережье? Заключение экспертов

Вероятность оползней на одесском побережье растет с каждым днем.

Нормативный период эксплуатации противооползневых сооружений в Одессе завершился еще 15 лет назад, утверждают специалисты. И пока решения проблемы найти не могут.

В 60-х годах в Одессе реализовали долгосрочный масштабный проект по организации инженерной защиты побережья, в частности, укреплению склонов. Было создано одесское противооползневое управление. На масштабные гидротехнические и берегоукрепительные работы потратили огромные средства. Именно тогда началось строительство пирсов и волнорезов, подпорных стен, сооружены внешние водосборные лотки, подземные дренажные штольни и галереи, выводившие грунтовые воды в море. Более чем на 40 лет они обеспечили Одессе спокойное существование, но пришло время проводить реконструкцию.

Городскую программу укрепления склонов разрабатывал экс-начальник Управления инженерной защиты города и развития побережья Одесского горсовета Геннадий Николаевич Мирошниченко.

По его словам, на сегодня у противооползневых сооружений исчерпался срок эксплуатации, их необходимо срочно ремонтировать, но в бюджете города таких денег нет и никогда не будет. Одно проектирование оценивается в несколько десятков миллионов гривен.

«Более полувека назад проводились мероприятия по склоноудержанию. За это время город сильно изменился и выглядит совсем по-другому, имеет другие нагрузки и другие границы, добавьте к этому время и усталость конструкций. Укреплением необходимо заниматься и как можно скорее. События в Ильичевске, где из-за масштабного оползня ушли в пропасть несколько кварталов частных домов, говорят о том, что затягивать нельзя. Тогда город потерял более 30 гектар земли, где жили люди!

Какие мероприятия необходимы для укрепления склонов? В первую очередь, это террасирование, шпунтовые ряды, строительство подпорных стен и реконструкция штолен, которые аккумулируют и выводят грунтовые воды в море. Все эти вещи рассчитываются индивидуально для каждого случая, делается проект. Как их применять в каждом конкретном случае - определяется исключительно самим склоном, состоянием грунта, размещением, объектами, которые на нем расположены и т. К сожалению, денег у города на такие масштабные инфраструктурные проекты нет. Но они есть у застройщиков, которые не заинтересованы в том, чтобы строительный объект за несколько десятков миллионов долларов съехал вниз вместе со склоном. Поэтому они за свои деньги вынуждены проводить работы по укреплению склона, у подножия которого ведется строительство. Застройщик разрабатывает проектную документацию с расчетом на будущее, он приходит не на год-два, он заинтересован, чтобы объект стоял. Соответствующие эксперты проверяют и корректируют документацию.

Укринвестэкспертиза, ГАСК, технадзор и авторский надзор контролируют все строительные работы», - рассказал Геннадий Мирошниченко.

Один из примеров – 13-ая станция Большого Фонтана, где планируется строительство комплекса La Mer. Представители компании-застройщика «Интергал-Буд» утверждают, что на первом этапе проект предполагает укрепление склона, который сегодня сползает в море. И только на втором этапе начнется строительство зданий.

Валерий Матковский (работал заместителем мэра Одессы (2010-2011 гг.) и замом главы Одесской областной государственной администрации (2012-2013 гг)) заявляет, что работы по укреплению склона на 13-ой станции уже вышли на завершающую стадию.

«Укрепление склонов – дело первостепенной важности. Склоны - это на сегодня самая большая проблема Одессы. Поэтому, когда компания «Интергал-Буд» заключала договор с городом, их обязали укрепить склон. Две трети работ укрепительных там уже сделано. Город этого не сделает никогда, у них на это денег нет. Работы по укреплению склонов не всегда находят понимание у одесситов. Но они просто необходимы. Начинаешь объяснять активистам, которые выступают против работ - они вроде соглашаются. Я с ними не один и не два раза общался. С 60-х годов, когда делалось укрепление, нагрузка на прибрежную зону увеличилась в сотни раз. Нужны берегоукрепительные работы, это - святая святых. Если этого не делать, эти склоны потом придется спасать огромными средствами. Только это нужно делать не точечно, как сейчас, а комплексно – от порта до 16-й станции Фонтана», - подчеркнул Валерий Матковский.

По его словам, иного пути сохранить склоны, кроме сотрудничества с инвесторами - сейчас нет. Поэтому блокировать проекты развития побережья абсолютно безответственно. И город совершенно зря заигрывает с политиками-популистами. У Одессы два варианта – либо заморозить любые строительные работы на побережье, оставить разруху, заброшенные стройплощадки и обвалившиеся склоны. Либо находить компромисс с девелоперами.

«Активисты предлагают забрать землю и проводить работы за счет города. Но это в нынешних условиях фактически значит оставить без финансирования школы и больницы. Кроме того, по закону ничего забрать нельзя. На той же 13-й станции Фонтана, например, земельный участок был продан на открытом аукционе еще при Гурвице, сегодня это частная собственность компании. После того, как они ее купили, они провели все необходимые экспертизы и получили разрешение на строительство. Никто у них отобрать ничего не может даже теоретически», - отметил Валерий Матковский.

Одним из лучших специалистов по вопросу изучения природы оползней считается профессор Евгений Черкез, декан геолого-географического факультета Одесского национального университета. Мы связались с Евгением Анатольевичем, чтобы узнать его мнение о состоянии одесских склонов и путях решения проблемы их укрепления. И наконец-то поставить точку в дискуссии о том, ухудшает или наоборот улучшает состояние склонов застройка побережья.

Как сохранить одесское побережье? Заключение экспертов, фото-1

- Евгений Анатольевич, когда возникла проблема оползней одесских склонов? Многие почему-то связывают разрушение склонов с застройкой побережья…

- Оползни происходили еще тысячи лет назад. Исследования обнаружили реликтовые оползни на подводном склоне – на расстоянии километров от берега. И на глубинах в десятки метров. Одесса была создана в конце 18-го столетия, а уже в 1824 году в связи с реальной угрозой оползней начали появляться первые идеи и первые решения, как бороться с оползнями. Первые противооползневые мероприятия реализуются в конце 19-го века. Была построена первая в Одессе дренажная галерея поперек мыса Большой Фонтан.

- А в чем причина оползней?

- Сначала считалось, что основная причина одесских оползней – это подземные воды. Поэтому и была построена дренажная штольня. Тем не менее, оползни в районе мыса не остановились, пришлось вновь переносить маяк. Дополнительные мероприятия также оползни не останавливали. Но эта идея, что подземные воды – основная причина оползней, тогда была определяющей и главной. Следующие дренажные сооружения появились на Ланжероне. В 1912-13 годах появились Старая черноморская штольня. Но и эти сооружения тоже не дали особых результатов. Затем возникла теория, гласящая, что причиной оползней, кроме подземных вод, является разрушение берега морской абразией, истиранием. Набегая на берег, волны его разрушают. Первая попытка защитить берег от абразии относится к 1930 году. В районе Ланжерона построили первый волнолом для защиты берега. С 1950 по 1956 год вдоль Одесского побережья, с Ланжерона до Аркадии построили полтора десятка деревянных бун – столбиков, которые должны были задерживать потоки наносов, аккумулировать песок. Но, как и прежние сооружения, они были разрушены. В 1963 году произошел оползень в районе санатория Чкалова, после чего проблемой занялись всерьез. И в середине 60-х годов началось строительство первой очереди противооползневых сооружений. С 1964 по 1968 годы на участке Ланжерон-Аркадия, а позже – вторая очередь Аркадия – мыс Большой Фонтан.

- Что включали в себя эти сооружения?

И у первой, и второй очереди была одинаковая идеология с точки зрения защиты берега от оползней. Во-первых, это берегозащитные мероприятия, которые устраняют негативное воздействие абразии – размыва берега волнами: поперечные буны, которые мы называем траверсами, и подводные волноломы. По сути были созданы мини-акватории, которые искусственным образом наполняли песком. Потому что песчаный пляж великолепно гасит энергию волнения. Пляж 40-метровой ширины может погасить энергию восьмибалльного шторма. Но чтобы песок не вымывался в море штормами, его нужно было замкнуть в пределах какой-то мини-акватории. И эти траверсы, подводные волноломы и ячейки существуют вдоль всего берега. Этот гидротехнический комплекс, включая искусственные пляжи - основной берегозащитный элемент.

- А знаменитые дренажные штольни?

- Это вторая часть сооружений. У нас в Одессе несколько водоносных горизонтов, которые дренируются в береговой зоне. Один из самых водообильных – понтический водоносный горизонт. Когда в Одессе не было водопровода, воду брали из этого водоносного горизонта. А места водозабора называли фонтанами. И когда пытались обмануть одесситов, привозили бочки с водой, набранной в другом месте, говорили – «это не фонтан». Отсюда пошло и выражение. Этот горизонт давал очень много воды, и сейчас много дает. И чтобы эту воду не пустить на склон, где уже смещенные оползнем рыхлые породы просто от воды раскиснут, были построены дренажные сооружения. Эти галереи идут вдоль берега, перехватывают понтический водоносный горизонт. Есть еще верхний водоносный горизонт, который мы создали своей хозяйственной деятельностью. Поэтому были сделаны через каждые 20 метров на протяжении участка протяженностью почти 4 километра дренажные скважины. Но учтите, что эти противооползневые мероприятия не были рассчитаны на обеспечение длительной устойчивости склона. Они должны были снять аварийную ситуацию и проектировались примерно на 25-30 лет, с определенным запасом устойчивости, который сегодня давно истек.

- Больше всего сегодня обсуждений по поводу строительства на 13 станции Большого Фонтана. В каком там сегодня состоянии склоны?

В 1957 году на 13 станции Большого Фонтана произошел фронтальный оползень протяженностью почти полкилометра. Это оползень в мировой практике так и называют – оползень одесского типа. Прошло более чем полвека. А по статистике средний цикл между оползнями в условиях незащищенного склона – 50-70 лет. Безусловно, на 13 станции сегодня крайне необходим противооползневый комплекс мероприятий. Пока оползней нет, но признаки деформации на склоне есть. Достаточно пройти вдоль берега, поперек склона, там есть и трещины, и смещения, и бугры, деформированные лестницы, здания с трещинами. То есть, деформация на склоне происходит.

Некоторое время назад в управлении инженерной защиты была создана комиссия, которая изучала ситуацию именно в районе 13 станции Большого Фонтана. Установили, что деформирована водоотводящая штольня, видны признаки выпаривания грунтов, деформации. Это все - признаки подготовки оползневых смещений. Сколько времени до оползня пройдет, сложно сказать однозначно. Но такие признаки есть. И комиссия это подтвердила.

Подобная ситуация не только по 13-й станции. Если взять любой участок одесского побережья, мы увидим похожую ситуацию. Последние десятилетия оползневой склон на одесском побережье активно осваивался. В каких-то случаях проекты включали дополнительные защитные сооружения, какое-то укрепление. А в других случаях кто-то давал заключение, что все хорошо, и просто строили очередное здание – коттеджи или что-то еще.

- Что же вы рекомендуете предпринять? Я так понимаю, если ничего не делать - оползень рано или поздно произойдет…

Мы уже говорили, что существующий комплекс противооползневых мероприятий не обеспечивает длительную устойчивость склонов. Нужны дополнительные мероприятия. Дренажные мероприятия эффекта не дадут. Необходимо уполаживание склона.

- Но на 13 станции сверху дачный кооператив! Они не дадут срезать склон! Скорее, свалятся вниз со своими дачами…

- Совершенно верно, а это базовое мероприятие для обеспечения устойчивости склона. Поэтому единственный выход для повышения запаса устойчивости – это конструкции из рядов свай глубокого заложения большого диаметра. Первый опыт такого повышения запаса устойчивости – транспортная эстакада в районе парка Шевченко на территории Одесского порта. Эстакада работает как транспортное сооружение и одновременно противооползневое. Там сваи диаметром полтора метра, они идут вдоль берега на протяженном участке. В случае 13-ой станции Большого Фонтана запанировано порядка 200 свай. Они идут шагом примерно в метр. А фронтальные оползни - это сотни метров. На каком-то участке вроде обеспечили защиту с помощью свайных конструкций, а остальные? Застройщик «Интергал-Буд» формально спасает берег. Он выполняет дополнительные защитные мероприятия. Но со своими интересами, в силу необходимости строительства.

- Согласитесь, было бы удивительно, если бы они за свой счет укрепили склоны по всей протяженности побережья. Они возводят укрепления в зоне своего участка. Другой вопрос, что противники застройки уверяют, якобы новый комплекс негативно скажется на устойчивости склонов.

- Мой формальный ответ как специалиста: комплекс имеет знак плюс. Комплекс с инженерной точки зрения несет положительный эффект. Склон приобретет, пусть на отдельном участке, дополнительные удерживающие сооружения. В то же время, у меня остается ряд вопросов. Хотя проект прошел всяческие экспертизы, был одобрен экспертами. Авторы проекта говорят – мы делаем защитный ряд, подпорную стенку. Само здание тоже на сваях. Но фундамент хорошо работает на вертикальную нагрузку. И немного иначе - на горизонтальную нагрузку, на оползневые давления. Одно дело подпорная стенка с этих рядов - она имеет свои функции. А другое дело – фундамент. Здесь свои нюансы. Есть и социальный аспект – все-таки изначально была идея привлечь инвесторов под рекреационное строительство, 2-3 этажные сооружения, которые имеют рекреационные функции.

- Но кто бы ради санатория в два этажа инвестировал сотни миллионов гривен в свайные подпорные стены? В итоге съехал бы в море и дачный кооператив на горе, и санаторий внизу.

- Согласен с вами. Бескорыстных инвесторов не бывает. Сейчас другого варианта, чтобы улучшить ситуацию, нет. Понятно, что на склоне появится и дизайн какой-то, и уход. Я не возражаю против дополнительных противооползневых мероприятий, в том числе, строительства свайных рядов. Идея абсолютно правильная. И мы же понимаем, что наше государство самое с таким проектом не справится – это ж дорогие вещи. А берег надо спасать. Надо что-то делать.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Високі оцінки користувачів за Достовірність
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...