Эксперты из ЕС помогают реформировать систему госпомощи: в Одессе учили чиновников
30-31 мая в Одессе проводили учебный курс «Система государственной помощи в Украине». Организаторами мероприятия выступили Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) и Проект технической помощи ЕС «Поддержка Антимонопольного комитета Украины во внедрении правил государственной помощи» (SESAR). Специалисты городских советов и областных государственных администраций Одесской, Винницкой, Николаевской и Херсонской областей узнавали на этом мероприятии о новых правилах предоставления государственной помощи и релевантном европейском опыте.
Корреспондент сайта 048.ua узнавал, на какой стадии находится реформа в Украине и каким образом украинским институтам и органам местного самоуправления помогают эксперты из ЕС.
Учебный курс
Двухдневный курс разработан специалистами АМКУ и SESAR. Он охватывает основные темы, связанные с выполнением требований Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» и соответствующих нормативных правовых актов. Участники курса осваивают базовые знания о госпомощи, ее формах, процедурах предоставления и оценке эфективности, а также о требованиях к сообщениям о программах государственной помощи, которые должны направляться в Антимонопольный комитету Украины.
Напомним, в 2014 году Украина подписала с ЕС Соглашение об ассоциации, что дает возможность перейти от простого сотрудничества к экономической интеграции. В рамках Соглашения, Украина должна выполнить ряд обязательств, одним из которых является урегулирование системы государственной помощи.
Во время курса слушатели подробно розбирались с положениями Соглашения об ассоциации, в частности с обязательствами, основанными на применении положений Соглашения в предоставлении поддержки украинской экономике. Кроме того, лекторы рассказывали про важнейшие характеристики системы контроля государственной помощи ЕС.
Учебный курс по государственной помощи - долгосрочный проект АМКУ, который призван упростить переход на новую систему государственной помощи в Украине и познакомить с ее особенностями как можно больше заинтересованных лиц. В прошлом году такой курс состоялся в Киеве и Черновцах, а в 2019-м -в Харькове, Днепре и Львове. Мероприятие в Одессе стала завершающей в этом году.
Зачем нам это нужно
Проект ЕС начал работу в Украине сразу после введения Закона "О государственной помощи субъектам хозяйствования". Подготовка к проекту длилась с 2014 года, а переговоры с европейскими экспертами относительно соответствующего законодательства - еще с 2004-го.
За время функционирования закона и деятельности проекта ЕС, в Украине успели создать Департамент государственной помощи АМКУ и выделить средства для функционирования этого института, наладили обмен знаниями со специалистами из ЕС и наработали сроки, в которые необходимо предпринимать шаги для внедрения реформы.
При помощи экспертов уже разработан сайт и реестр государственной помощи, в Украине. Разработаны критерии государственной помощи. Создан проект постановления Кабинета Министров, которым определены критерии относительно предоставления государственной помощи. Сейчас эксперты государственной помощи с АМКУ вместе со специалистами Проекта работают над тем, чтобы гармонизировать действующий Закон "О государственной помощи" с условиями и правилами ЕС.
По мнению специалистов, что эта реформа необходима для дальнейшего сотрудничества и выхода на европейский рынок. Украина, став участником европейского рынка должна будет соответствовать установленным "правилам игры". До введения департамента государственной помощи, в Украине такая поддержка выделялась без четко очерченных правил и условий. Естественно присутствовала и коррупционная составляющая.
Теперь уже есть четкие правила. Все вмешательство государства в рыночные отношения ограничено. Законодательство о государственной помощи обеспечивает планирование и прозрачность поддержки, которая оказывается.
И при планировании государство должно оценивать все риски, весь возможный негатив, который может причинить поддержка с точки зрения искажения конкуренции. Сейчас департаменты финансов по всей Украине обязаны взять на вооружение этот закон и ни копейки не выделять, пока им не докажут, что эта поддержка не противоречит законодательству о государственной помощи и не искажает конкуренцию.
В Европе сейчас правила государственной помощи также используют, чтобы проанализировать влияние на торговлю между странами ЕС и обеспечить нормальную конкуренцию. Для Украины этот критерий прописан в Соглашении об ассоциации, но пока еще не имплементирован.
В Украине все еще существуют не совсем "прозрачные" дотации, пережиток предыдущего законодательства, которое предусматривало неограниченные возможности для центральной власти и органов местного самоуправления в сфере предоставлении государственной помощи. Помощь предоставляли без всякого контроля и понимания его влияния на конкуренцию. Такая ситуация приводила к значительному негативному влияния на конкуренцию на украинском рынке. В особенности это касается коммунальных предприятий, которые получали значительные суммы. Подобная проблема была и в Европе, но сейчас она сводится к минимуму - там государственную помощь выделяют соответствии со специальной процедурой. Этот опыт пытаются перенимать в Украине.
Опыт Румынии
Дипломат и советник Постоянного Представительства Румынии в ЕС в Брюсселе Штефан Сабау считает, что Украине очень повезло. Румынии, которая присоединилась к Евросоюзу 12 лет назад, такой помощи не оказывалось и такого проекта не было.
Руководитель проекта ЕС "Поддержка Антимонопольного комитета Украины во внедрении правил государственной помощи" Штефан Сабау рассказал перед открытием курса в Одессе:
"Нужно сказать, что мы сейчас по всей Украине проводим базовый курс по построению возможностей местных органов власти, направленных на то, чтобы работники местных органов могли лучше понимать концепцию государственной помощи. Согласно Соглашения об ассоциации, Украина обязана разработать систему контроля предоставления государственной помощи. И орган, который ответственен за разработку такой системы - это Антимонопольный комитет.
Представительство Европейского Союза основало проект, который помогает Антимонопольному комитету разработать такую систему и эффективно ее внедрить в Украине. И я являюсь представителем и главой европейского проекта, который финансирует поддержку Антимонопольного комитета для того, чтобы различные органы могли предоставлять государственную помощь в соответствии со всеми требованиями.
Мы очень тесно сотрудничаем с Антимонопольным комитетом Украины. Но также мы напрямую сотрудничаем и с местными, и с региональными органами власти. Этот вступительный или базовый курс по государственной помощи мы начали с Киева в ноябре прошлого года. И после этого начального ура мы начали путешествовать по стране нашей большой командой или даже можно сказать караваном, который внедряет право государственной помощи в Украине. Мы уже провели такой курс в Черновцах, в Харькове, в Днепре. И когда мы выбираем города, в которых хотим провести такой курс, нам важно, чтобы на этом курсе присутствовали представители всех соответствующих органов.
И мы будем сначала обсуждать общие положения правил предоставления государственной помощи, а потом мои коллеги из Европейского Союза, и я в том числе, расскажем про функционирование такой системы в Европейском Союзе. А наши коллеги из Антимонопольного комитета расскажут функционирование такой системы в Украине. А именно, про закон о предоставлении государственной помощи, который вступил в силу в августе 2017 года. То есть это достаточно молодой закон.
Государственная помощь означает расходования государственных средств, а когда расходуются государственные средства это значит, что органы власти вмешиваются в работу компаний на рынке. Помогая одним компаниям за счет бюджетных средств. Государственная помощь и эта система направлены на то, чтобы лучше тратить эти бюджетные средства, не тратить их зря.
Так мы работаем в Европейском Союзе и так мы хотим научить работать украинских коллег. Если кто-то, какой-то орган хочет потратить бюджетные средства, хочет предоставить государственную помощь необходимо обосновать для какой цели это делается. И такой целью может быть региональное развитие Одесской области. Для того, чтобы компании могли получить эти бюджетные средства, они должны доказать что все соответствует правилам предоставления государственной помощи и только тогда они могут рассчитывать.
В нашем примере такие требования соответствуют критериям совместимости предоставления государственной помощи для регионального развития. Эти критерии можно найти уже на сайте, который разработали недавно. Таким образом компании, которые получают государственную помощь, они должны понимать что требуется от них. Они получая эти средства, взамен дают обещание и должны за это отвечать. Они нанимают людей на работу они инвестируют в регион таким образом, чтобы все получали преимущества.
Также на нашем примере одна гривна инвестиции, она потом приносить прибыль, то есть мы вкладываем бюджетные средства и мы можем рассматривать это как инвестицию, которая затем должна принести прибыль компании. Компания поддерживаемая она должна расти, она должна выполнять свои обязанности, она должна платить налоги бюджет обогащается от этого, таким образом все получают преимущества. Такая концепция, так должно работать вся система.
Эта система должна работать определенным образом, я сам родом из Румынии и я 20 лет назад начинал разрабатывать эту систему с самого начала, внедрять ее в Румынии. Через тот же процесс проходит и Украины и сейчас. Мы уже видим насколько эта система государственной помощи была важна для нашей страны, мы видим преимущества. Мы в Румынии должны были внедрить эти правила до вступления в Европейский Союз и требования были очень строгие, мы должны были выполнить все эти требования. И я говорю о внедрении системы контроля.
Я был свидетелем того, как все происходило в Румынии, как мы начинали разрабатывать эту систему, как мы ее внедряли и действительно это было совсем не легко. Сейчас Украина проходит такой же этап. Я бы хотел приложить весь свой собственный опыт для того, чтобы Украина могла пройти его лучше чем мы свое время. Я очень горжусь украинской командой в Антимонопольном комитете, это молодая команда.
Это команда, которая имеет необходимые навыки, они мотивированы работать дальше и улучшать свои знания. Европейский проект поддержки работает с ними очень-очень плотно. Мы работаем с ними в практических вопросах, мы их разбираем, они учатся я вижу эту разницу как раньше и как сейчас. И если вы посмотрите на их сайте, вы увидите сколько дел уже было рассмотрено нашим проектом".
О проделанной работе
В течение 2018 года, а это был первый полный календарный год применения Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования», в АМКУ было отправлено 916 сообщений, среди которых 860 - о новой государственной помощи, а 56 - о программах поддержки, которые уже существовали на момент начала действия нового закона.
За этот период АМКУ принято 24 решения по Винницкой области (сумма поддержки 5,6 млрд грн.), 5 решений по Николаевской области (сумма государственной помощи 162 млн грн), 8 решений по Одесской области (сумма поддержки 3,7 млрд грн), 3 решения по Херсонской области (сумма поддержк 182 млн грн).
В 2019 году принято 4 решения по Одесской области (сумма поддержки, которой касались решения: 52 млн грн; все решения касались признания поддержки такой, что не является государственной помощью).
Ранее мы уже писали о том, как специалисты АМКУ и ЕС учат чиновников в Одессе.