Прокуратура Одесской области напомнила об уголовной ответственности за попытки сфальсифицировать выборы

Прокуратура Одесской области напомнила жителям региона об уголовной ответственности за фальсификации выборов в Украине.

Пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» предусмотрено, что избирательный процесс осуществляется на принципах законности и запрета незаконного вмешательства кого-либо в этот процесс. В соответствии со статьями 30 – 32 этого закона, контроль за законностью в указанной сфере отнесён к компетенции центральной, окружных и участковых избирательных комиссий.

Однако в органы прокуратуры области поступают отдельные жалобы, заявления и сообщения, тем или иным образом касающихся избирательного процесса. Следует отметить, что полномочий по осуществлению органами прокуратуры надзора за соблюдением избирательного законодательства Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины» не предусмотрено.

На органы прокуратуры действующим Уголовно-процессуальным кодексом возложена обязанность расследования уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных статьями 157-159 Уголовного кодекса Украины, а именно по фактам:

1. препятствования осуществлению избирательного права или права участвовать в референдуме, работе избирательной комиссии или комиссии по референдуму или деятельности официального наблюдателя (статья 157 УК Украины);

2. фальсификации избирательных документов, документов референдума или фальсификации итогов голосования, предоставления неправдивых сведений в органы Государственного реестра избирателей или фальсификации сведений Государственного реестра избирателей (статья 158 УК Украины);

3. голосования избирателем на избирательном участке более одного раза (статья 158-1 Уголовного кодекса Украины);

4. незаконного уничтожения избирательной документации или документов референдума (статья 158-2 УК Украины);

5. нарушения тайны голосования (статья 159 УК Украины);

6. нарушения порядка финансирования избирательной кампании кандидата, политической партии (блока) (статья 159-1 Уголовного кодекса Украины).

Кодексом Украины об административных правонарушениях определена ответственность за нарушение порядка ведения и формирования Государственного реестра избирателей, использование и ознакомление со списками избирателей, проведение предвыборной агитации; предоставление финансовой (материальной) поддержки для осуществления избирательной кампании; заказ или изготовление избирательных бюллетеней сверх установленного количества; непредоставление копии избирательного протокола; невыполнение решения избирательной комиссии; отказ в освобождении члена избирательной комиссии от выполнения производственных или служебных обязанностей или его безосновательное увольнение с работы; нарушение порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов (ст. 2127 – 21220 КУоАП ).

В указанных делах об административных правонарушениях протоколы о правонарушении имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел; Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, его представители в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, председатель, заместитель председателя, секретарь, другие члены избирательной комиссии; кандидаты, уполномоченные лица, официальные наблюдатели.

Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают судьи районных, районных в городе, городских или горрайонных судов.

В соответствии с требованиями раздела XIII Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» и Порядка рассмотрения жалоб избирательными комиссиями по выборам народных депутатов Украины, утверждённого постановлением ЦИК от 31.07.2012 года, исключительно в суд путём подачи искового заявления обжалуются:

1. решения, действия или бездеятельность ЦИК, члена ЦИК;

2. решения или действия окружной избирательной комиссии;

3. решения, действия или бездеятельность члена окружной избирательной комиссии;

4. решения, действия или бездеятельность органов исполнительной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, их должностных и служебных лиц;

5. решения, действия или бездеятельность средств массовой информации, их владельцев, должностных и служебных лиц, творческих работников;

6. действия или бездействие уполномоченных лиц партий, доверенных лиц кандидатов в депутаты, официальных наблюдателей от партий, кандидатов в депутаты и общественных организаций, кроме нарушений, имевших место во время голосования.

Одновременно в соответствующую избирательную комиссии обжалуются:

1. бездействие окружной избирательной комиссии;

2. решения или действия партии, которая выдвинула кандидатов в депутаты (кроме решений или действий, которые в соответствии с законом, уставом (положением) относятся к их внутренней организационной деятельности или исключительной компетенции);

3. действия или бездействие кандидата в депутаты;

4. решение, действия или бездеятельность участковой избирательной комиссии, её члена;

5. нарушения, которые имели место во время голосования, допущенные уполномоченными лицами партий, доверенными лицами кандидатов в депутаты, официальными наблюдателями от партий, кандидатов в депутаты или общественных организаций.

Учитывая изложенное, с целью оперативного реагирования на нарушения, связанные с избирательным процессом, необходимо обращаться в соответствующие органы согласно их компетенции, определённой действующим законодательством.

Согласно части 3 статьи 11 Закона «О выборах народных депутатов Украины» органы исполнительной власти, а также суды, избирательные комиссии, правоохранительные органы (прокуратура, милиция) во время избирательного процесса организуют свою работу, в том числе в выходные дни, и в день голосования.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии