• Головна
  • Одесский маршрутчик: В 90-е мы платили бандитам 10%, а сейчас «не бандиты» забирают 50%
17:57, 22 січня 2018 р.

Одесский маршрутчик: В 90-е мы платили бандитам 10%, а сейчас «не бандиты» забирают 50%

Одесский маршрутчик: В 90-е мы платили бандитам 10%, а сейчас «не бандиты» забирают 50%

Вот уже неделю одесситы платят за проезд в маршрутном такси вместо 5 гривен — самую высокую цену в Украине — 7 гривен. Стали ли больше от этого получать сами водитель?

Мы отыскали водителя маршрутного такси, который согласился рассказать, что на самом деле происходит на этом рынке и как составляется цена проезда.

Водитель Сергей (имя изменено по его просьбе), опасается, что озвученная им правда не исправит ситуацию, а только увеличит многочисленные поборы с водителей, однако готов рассказать все, как есть, чтобы общественность обратила внимание.

Водитель — раб, а не бизнесмен

048: Сколько зарабатывает водитель в день в среднем?

Сергей: Это сложно сказать, все зависит от маршрута, дня недели, времени работы. Иногда более-менее, иногда воздух возим, а это «минус», иногда «по нулям». Как таковую сумму подсчитать сложно. То, что вы видите у водителей в кабине, — это не его деньги, т. е. не его заработок.

048: В смысле?

Сергей: В Одессе все маршрутки приписаны нескольким предприятиям, которые обслуживают тот или другой маршрут. Эти предприятия частично владеют автобусами. Частично гараж этих предприятий арендуют предприниматели, которые имеют несколько автобусов, но не способны своими силами обслужить целый маршрут. То есть они работают под крылом этих предприятий. Ну и дальше — водители. Они не хозяева автобусов, а нанятые работники. Их дело — возить и приносить деньги.

048: А кому они их несут?

Сергей: По всей иерархии. Начнем сначала. У них, в зависимости от маршрута, частоты рейсов есть план (денежный). По ходу работы они платят диспетчеру на конечных; полиции, если возникают проблемы. Из остатка — сдается план.

048: Но есть же форс-мажорные обстоятельства и план могут не собрать?

Сергей: Ну, в общем так — водитель с пустыми руками домой не идет. Страдает в таком случае хозяин, который обязан заплатить за гараж и обеспечить техсостояние автобуса. А сколько на самом деле заработал водитель — никто не видит. Но с учетом всех поборов и планов — деньги очень небольшие.

048: А как формируется план?

Сергей: Как? Да никак! Просто называется сумма, которую должен водитель привезти. А в салоне — полиция, которая ездит бесплатно, иногда пенсионеры и дети. Это все нормально, но город ведь не дает ни копейки нам. Может он с этими гаражами и рассчитывается, но это мимо нас. Нам приказали возить — мы возим. Иногда даже бывает такое, что полицию нужно куда-то перевезти. Нас снимают с маршрута и отправляют их возить. Мы и хозяева автобусов с этого ничего не имеем и возим их на нашей солярке. А руководство гаражей и полиция, вероятно, как-то рассчитываются. Я этого не знаю.

048: Ну план удается заработать?

Сергей: В основном да, впритык, но бывает, что и нет.

048: А что хозяева маршруток?

Сергей: Им хуже всего. Ремонт и обслуживание маршруток — это их расход, заправка, мойка тоже. Гараж, который по идее должен этим заниматься — берет деньги за несуществующую мойку и все. Даже хуже. Вот солярка. У меня машина-дизель. Я знаю, где хорошее топливо по 27 гривен — и я там заправляю. А вот маршрутку я уже не имею права там заправить. Она заправляется или по талонам с нужными АЗС, или в гараже. И цена уже не 27, а 30 гривен за литр.

Чтобы вы понимали, в день на солярку автобус «Богдан» забирает около 1000 гривен при условии нормальной солярки. А из-за того, что мы вынуждены заливать «шмурдяк» из гаража, цена возрастает до 1100-1200 гривен, а машина не едет и расход очень большой. Вопрос, какой в этом смысл? Это еще один из заработков монополистов.

Кстати, 5 лет назад такого не было и мы заправлялись там, где хорошая солярка.

Дальше — ремонт — это тоже проблема хозяина. К примеру, колесо на Богдан одно стоит 5 тысяч гривен. Всего — шесть колес. Пробег — 1-2 года... Летит сцепление — это 7 тысяч гривен. Пневмоподвески — также не дешевое удовольствие. Регулярно летит. И далее по мелочам... А если большой ремонт? Оригинальные запчасти — неподъемные по цене. Брать Китай — выйдет дороже. Хозяева ищут турецкие... Это головная боль...

048: Ну автобусы, судя по внешнему виду, лепят из чего возможно.

Сергей: Новый Богдан стоит 53 тысячи долларов. Его окупить невозможно даже по 20 гривен за проезд. Раньше их брали в лизинг. Уже несколько лет это невозможно. Что остается? Брать на вторичке, за 20 — 25 тысяч долларов. Люди по 7 лет его окупить не могут. Вот поэтому и встречаются такие автобусы. Да, есть в гаражах — такие себе. Но сейчас не хватает водителей и хозяева гаражей, чтобы меньше тратить денег, привлекают больше хозяев нескольких автобусов. Ведь амортизация, ремонт и топливо — это их проблемы. А гараж забирает примерно 50 процентов всего заработка. Просто так, ни за что. При этом, часто в такой гараж заехать невозможно — ямы и болото по колено.

Для сравнения, в 90-е годы мы платили бандитам 10%, а сейчас «не бандиты» забирают 50%.

048: Получается, что половина всей выручки с маршрутки получает гараж. А вторую половину — хозяин и водитель. При этом, из уже этих денег тратится на ремонт, мойку, топливо...

Сергей: Совершенно верно. И подорожание проезда денег водителям или хозяевам маршруток ничего не принесет... Доллар дорожает, следом за ним топливо, запчасти и т.д.. А гараж с воздуха будет получать больше.

048: Эту аренду уже увеличили?

Сергей: Нет, но это пока. Обязательно увеличат.

Черный рынок

048: Сергей, Вы сказали, что автобусы простаивают, нет водителей. Никто не хочет идти работать?

Сергей: Дело в том, что несколько лет назад водители массово уехали в Польшу на аналогичную работу. А остались те, кто не может бросить семью или, там, другие обстоятельства. Все наложилось одно на другое. Сейчас процентов 30 автобусов простаивает. Любой водитель может прийти и получить работу.

048: Официально водителей трудоустраивают?

Сергей: Ну договор заставляют подписать с гаражом. Ежемесячно расписываемся, что получили 600 гривен, хотя денег никто не дает. Ну и в пенсионный платим по разному, кто 400, кто 700 гривен. Как они ведут бухгалтерию — мы не знаем.

048: Сколько в день работает водитель?

Сергей: Смотря какие маршруты. От часа до двух рейс и между рейсами отдых. Рабочий день длится 10-12 часов с перерывами. Выходишь в 5, возвращаешься в 12.

048: А как наказывают водителей, на которых пожаловались пассажиры?

Сергей: Заставляют простаивать круг или два. Это очень серьезный удар по заработку. Без денег остаются и хозяин, и водитель.

048: Мы поняли, что водители рассчитываются с диспетчерами и хозяевами автобусов, а те с гаражами. А какие еще поборы существуют? Платите ли полиции?

Сергей: Раньше платили. Сейчас нет. Но сейчас полиция требует такого, что на голову не налазит. И, если это дуть в трубку — понятно, но иногда доходит до маразма. Вот непогода — оторвался брызговик... Водитель этого не видит до заезда на конечную или в гараж. Его останавливают и штраф за эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Два таких штрафа в месяц — и отбирают права. Но это ведь понятно, что полиция придирается, а не следит за нарушениями ПДД. Или вот — штрафовали даже водителя за то, что ехал и не был пристегнут ремнем безопасности. Но это ведь автобус. Там технически не предусмотрен такой ремень. А водитель платит штраф, потому что ссориться с полицией никто не хочет. И так, куда не плюнь.

048: А кто еще контролирует?

Сергей: Управление транспорта горсовета. Сейчас они вообще взялись жестко. Смотрят за техническим состоянием.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#одесса #маршрутки #подорожание #интервью #водитель #поборы
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...