Весенние голоса
Обе исполнительницы - педагоги. Ольга Бегунова - завуч, а Жанна Миссон - заведующая
фортепианным отделом детской музыкальной школы № 1. Тем не менее, их ансамбль
хорошо известен любителям музыки. Профессиональное мастерство, безукоризненный
художественный вкус, концептуальная состоятельность - те качества, которые дают
право назвать исполнительниц истинными служителями муз. Этим объясняется и постоянный
слушательский интерес к этому фортепианному дуэту.
Что нас заставляет волноваться, когда мы слушаем музыку? Что притягивает в ней?
Мелодия? Угадываемый за звуками смысл? Вызванные музыкой эмоции? Способность
погрузить в мечты и воспоминания? Каждый из нас отвечает на эти вопросы по-своему.
Важно, когда есть повод для того, чтобы такие вопросы задавать. А повод был:
продуманная программа и глубокие исполнительские трактовки Ольги Бегуновой и
Жанны Миссон.
Концерт фортепианного дуэта открылся исполнением гениальной Второй сюиты Рахманинова.
В игре пианисток по-настоящему завораживали поразительная легкость, прозрачность
фактуры, полетные темпы и мерцающая игра колорита. Третья часть сюиты, Романс,
оказался настоящим чудом - в длинных певучих линиях, в обволакивающих звучаниях,
в непретенциозности и искренности интонаций рождалась могучая магия высокой
музыки.
Столь же возвышенно и вдохновенно прозвучали переложения вальсов Ф.Крейслера
«Муки любви» и «Радость любви».
Во втором отделении был исполнен Концерт Моцарта ми бемоль мажор для двух фортепиано
с оркестром: солистки выступали с камерным оркестром филармонии под управлением
Игоря Шаврука. Гениальный композитор создал концерт в 1779 году для совместного
исполнения со своей сестрой Марией Анной. Наличие двух солистов предопределило
иное, чем в сольных концертах Моцарта, распределение ролей между исполнителями.
На первом плане здесь фортепианный диалог, написанный с необычайной изобретательностью.
Перед нами разворачивается вся гамма возможных «сценариев общения» брата с сестрой
- от полного согласия, до легкой ссоры, и передразнивания. Поразительно, с какой
портретной точностью переведены эти разговоры на язык музыки!..
Отдавая пальму первенства солистам, участие оркестра в этой «инструментальной
комедии» ограничивается лишь вступлениями-антрактами к каждой части и отдельными
немногословными комментариями - «репликами от автора».
О Моцарте часто говорили, что он не сочинял, а записывал музыку, которую даровали
ему высшие силы. Так это или не так - решает для себя каждый исполнитель и слушатель.
Важно другое: насколько глубоко и возвышенно удается интерпретировать гениальные
произведения Моцарта. Солистки Ольга Бегунова и Жанна Миссон и оркестр Игоря
Шаврука сумели убедить нас в удивительном единстве возвышенного и земного в
произведении, прочтение которого требует подлинного мастерства, яркого артистизма
и ансамблевой культуры.
В этот вечер в зале филармонии царила весна. Ее голоса звучали в гениальной
музыке. Ее ароматы были в свежести исполнения и в море цветов, которыми одарили
исполнителей благодарные слушатели.