Экстремальный велоспорт и адреналин: опыт одесской велосипедистки (ФОТО) - 048.ua

Экстремальный велоспорт и адреналин: опыт одесской велосипедистки (ФОТО)

Спортсменка Ирина Летикова завоевала множество наград в любительском велоспорте, а сейчас вместе с друзьями планирует создать байк-парк в Одессе

Свежим воздухом наполняются легкие. Мышцы усиленно работают. Поставленная цель подстегивает слаженно двигаться и стимулирует выжать из себя еще больше усилий. Листва мелькает где-то в поле бокового зрения, под колеса то и дело попадают камни, впереди виднеется коряга, а за ней ожидает крутой подъем на гору – от преодоления всех этих препятствий захватывает дух. И вот, когда марафон окончен, можно наконец-то осмотреться по сторонам – какой же замечательный горный пейзаж открывается с вершин, а ведь пока велосипедист сконцентрировано мчит по маршруту, то и нет ни времени, ни возможности полюбоваться панорамами. Экстремальный велоспорт сдабривает рутинную чехарду дней адреналином и маленькими приключениями, путешествиями и новыми знакомствами. Велоспорт развивает дыхательную и сердечно-сосудистую системы, держит мышцы в тонусе, развивает вестибулярный аппарат, укрепляет иммунитет и снижает стресс – как не крути, а полезное занятие! Да что уж там, поездки на велосипеде – самый простой способ получить дозу гормонов счастья; езда на велосипеде, как и другие циклические виды спорта, – это отличный способ отвлечься от забот. Монотонные движения, размеренное дыхание – все это хорошенько приводит в порядок мысли и чувства. А если в придачу ко всему этому вы покатаетесь в горах, порадовав себя красивейшими пейзажами и чистейшим воздухом, то отобрать у вас «железного коня» уже просто не представится возможности ни у кого.

Шанс встретить девушек, занимающихся экстремальным велоспортом, в разы ниже, чем парней-велосипедистов. Возможно, поэтому велосипедистка – это не только красивое явление, но и весьма захватывающее: приходится многому научиться, уметь рассчитывать только на себя и преодолевать трудности. И вот как раз в Одессе можно познакомиться с такой неординарной велоспортсменкой, занимающей 4-тое место во всеукраинском рейтинге женского кросс-кантри (cross-country – пересеченная местность) по любительскому Кубку Украины. Эта дисциплина горного велоспорта характеризируется как гонка по пересеченной местности со спусками, подъёмами, скоростными участками, естественными и искусственными препятствиями на трассе. Девушку зовут Ирина Летикова. Она побеждала и занимала призовые места во многих эстафетах и марафонах в Украине, не расстается с велосипедом дома, в Одессе, – даже на зиму не отправляет своего «железного коня» в «конюшню», находя возможность покататься. Девушка много работает над своей техникой езды на велосипеде, путешествует, принимая участие в различных соревнованиях. На сегодняшний день Ирина вместе со своими друзьями разрабатывает кросс-кантри трасу в Одессе, чтобы все желающие велосипедисты могли тренироваться, а детвора приобщалась к здоровому образу жизни. Дабы постичь этот мир адреналина и красоты, 048 побеседовал с Ириной Летиковой о велоспорте, трудностях и достижениях, перспективах и планах.

О первом опыте

Ирина Летикова: Самый первый раз я с горы не поехала. Когда был первый серьезный спуск, как тогда казалось, я стояла минут пять и решалась. Как говорится, у страха глаза велики. Уверенность приходит, особенно, если рядом есть люди, которые могут подсказать и исключить ошибки на ранних этапах, тогда и прогресс идет быстрее. Когда же осуществила первый спуск, это было ощущение одновременно и страха, и удовольствия – адреналин, он такой.

Когда же осуществила первый спуск, это было ощущение одновременно и страха, и удовольствия – адреналин, он такой

Велосипед в моей жизни впервые появился в детстве, наверное, как и у большинства. Это было просто катание у бабушки в селе или же со сверстниками в окрестностях города. А потом велосипед появился уже на последнем курсе академии (Одесской национальной академии пищевых технологий, - 048). Тогда купила просто для катания на Трассе Здоровья на выходных бюджетный, но надежный велосипед; покаталась в летний сезон, а во время зимнего постепенно сошло на нет. А следующий этап уже начался с моим молодым человеком – он любительски занимался велоспортом уже несколько лет на момент нашего знакомства. А у меня был велосипед. Так мы начали вместе кататься; через несколько выездов он предложил проехаться по грунтовым тропинкам. Сначала было тяжело без специальной подготовки, хотя подъемчики были простые. Потом на соревнованиях болела за него, поддерживала, а дальше решила и сама попробовать. В велоспорте в Украине женщин выступает мало и на профессиональном уровне, и на любительском. И мне предлагали: попробуй себя! Попробовала и понравилось. Захотелось развиваться, улучшаться – и вот уже четвертый сезон как улучшаю свои навыки, выезжаю на соревнования в пределах Украины. Хочется продолжать дальше!

О локациях для катания в Одессе

На Трассу Здоровья летом мы не выезжаем – она все же не для тренировок, а для прогулок. Чтобы себе не навредить и другим не мешать, я считаю, что там лучше не тренироваться. Когда зима, осень, там меньше людей, то уже можно проехаться, на пляж спуститься. Или же выехать в сторону Куяльника, Хаджибея, прокатиться с друзьями. Я занимаюсь кросс-кантри – ездой по пересеченной местности, в горах или просто по грунтам. Есть шоссейный велоспорт, когда гонки только на асфальте проводятся. Сначала у меня был один велосипед – для кросс-кантри; поэтому немного каталась по асфальту, больше по грунтам. Чтобы более серьезно подходить к тренировкам, покупался второй велосипед – шоссейный. Для тренировки выносливости, силы и всего, что максимально важно, используется шоссейный велосипед. Но так как хорошего асфальта у нас практически нигде нет, то тренируемся мы на трассе Киев-Одесса.

Так как хорошего асфальта у нас практически нигде нет, то тренируемся мы на трассе Киев-Одесса

Кроме хорошего асфальта, там еще широкая обочина, что позволяет практически со 100%-ной уверенностью ехать, не мешая потоку машин и чувствуя себя в безопасности. Так что основная подготовка проходит на шоссейном велосипеде, а на кросс-кантри поддерживается владение велосипедом, технические навыки – спуски, подъемы, такие технические элементы, как камни и другие естественные и искусственные препятствия на трасах. Не поддерживая таких навыков, быстро теряется связь тела и мозга.

О тренировках

Если говорить о начальном уровне, то, чтобы улучшаться, стоит хотя бы что-то начать делать. Если до этого вы никаким видом спорта не занимались и нет заложенной базы физической подготовки, выносливости, то, даже не заморачиваясь тренажерными залами, стоит часто выезжать на велосипеде, постепенно увеличивая дистанцию, сложность, время тренировок – поначалу уже это даст большой прогресс. Дальше вы будете понимать: чтобы переступить на следующую ступень, нужно уже делать что-то более сложное. В зимний период межсезонья, когда соревнований нет (это октябрь/март, апрель) стоит улучшать общую физическую подготовку, можно бегать, проводить силовые тренировки в тренажерном зале. Потому что для езды на велосипеде на любительском уровне нужны не только ноги, но и каждая мышца тела – руки, спина, мышцы корпуса, пресс. Когда принимаешь участие в соревнованиях, видишь уровень подготовки спортсменок, которые по 5-10 лет занимаются велоспортом, то понимаешь, что прогресса не будет без тяжелой работы. Если это устраивает, то можно продолжать ездить в свое удовольствие. При постоянных тренировках, кроме удовольствия, еще будешь ездить быстрее, увереннее, не так мышцы будут уставать. Важна также подготовка сердечно-сосудистой системы – это один из лимитирующих факторов. Есть функционально тестирование организма для спортсменов – это помогает понять, в каком вы состоянии сейчас, что вас ограничивает и как лучше построить тренировку.

О популярных видах велоспорта

К олимпийским видам спорту относится – это кросс-кантри (езда по пересеченной местности), шоссейный велоспорт и триатлон (смесь велоспорта, бега и плавания). Это популярные дисциплины. Есть более экстремальные виды. Даунхилл (downhill – «вниз с холма») – это скоростной спуск. Там и велосипеды другие, и подготовка другая. Есть дёрт-джамп (Dirt-jump – земля, прыжок) – экстремальная трюковая дисциплина; проводится в специальных местах, где построены технические элементы, трамплины, позволяющие делать трюки. Для шоссейного вида нужен шоссейный велосипед – там своя специфика геометрии рамы, в посадке спортсмена на велосипеде. В кросс-кантри велосипедах сейчас появилось стандарты в разных размерах колес – начиная с 26 дюймов и заканчивая 29-тью. Для спусковых дисциплин нужны специфические велосипеды со специальной рамой, покрышками, амортизацией. Они отличаются даже от кросс-кантри велосипедов.

О выборе велосипеда для новичков

Не стоит сразу покупать самый крутой велосипед – нужно понять, что тебе интересно

Выбирая велосипед, нужно понимать, что через год-два вы что-то захотите поменять. Мало кто хочет со старта тратить большие деньги на покупку. Чтобы купить хороший велосипед, обычно нужно потратить от 1500$ и выше. Очень дорогой велосипед новичкам не советую покупать – только покатавшись, понимаете, что именно вам нужно. Можно сначала приобрести что-то из известных брендов, посмотрев, на каких марках выступают известные спортсмены. Бюджетную версию в пределах 1000$ можно купить и быть уверенным, что ничего не развалиться, все будет работать. И только с год покатавшись, вы определитесь, что именно вам интересно: может, вы покупали велосипед для кросс-кантри, а оказалось, что это не ваше, вам интереснее что-то с большей долей экстрима. Когда вы развиваетесь, можно покупать новый велосипед, можно – улучшать существующий. Все можно улучшить, любой элемент – колеса, вилку, раму, переключение передач. Поэтому не стоит сразу покупать самый крутой велосипед – нужно понять, что тебе интересно.

Об экипировке

Те, кто занимается более экстремальными видами велоспорта, обычно ездят в более экстремальных условиях и на больших скоростях. Там и на соревнованиях, и на тренировках используется специальный шлем – фулфейс (fullface – «все лицо»). Он похож на мотоциклетный шлем – закрывает голову полностью, не только верх головы, череп, а и позади, по бокам, лицо спереди. Могут быть перчатки с усиленной защитой на костях и чуть-чуть на запястье. Защиты голени, коленей, локтей используется. Есть защита для спины – от переломов. Защита на шее помогает избежать травм позвоночника в шейном отделе.

О велотрассах

В кросс-кантри обычно – это классическая круговая трасса небольшой дистанции, от 2-3 км до 5км. Мужчины едут большее количество кругов, например. По времени 1 час 45 минут, женщины – меньшее количество кругов, полтора часа. И в течение этого времени участники едут по кругу – это классическое кросс-кантри. В горах обычно проводятся горные марафоны; это тоже закольцованная трасса, но это уже большой круг – 30-70 км. Стартуешь из одного города, проходишь различные хребты, подъемы, спуски, равнины и возвращаешься в этот же город. А бывают маршруты из точки в точку. Маршруты кросс-кантри сильно отличаются от трасс, дорог в городах. Обычно со старта есть широкая разгоночная прямая (например, 500 м) с небольшим подъемом, чтобы большое количество людей, которые стартуют, распределились по силам. Дальше уже тропинки могут сужаться, чередуются прямые, спуски, подъемы разных градиентов и разных длин. В плане сложности мировое кросс-кантри развивается быстрее, чем украинское. Наши строители стараются перенимать опыт, добавляют какие-то технические элементы – например, на спуске могут добавить камней, могут ступени из бревен поставить, сделать мини-трамплин. Все, что усложняет обычный спуск или даже прямую – все это может быть на трассах. Если это лес, на трассе могут быть естественные корни. Намного интереснее, когда это естественно. В горах все зависит от местности. Например, в Пилипце меньше камней, больше грунтовых спусков. В Рахове специфика гор такая, что все вокруг каменистое: вверх – камни, вниз – камни. Какие горы – такие и маршруты. Иногда реки нужно пересекать. В зависимости от сложности, есть разные трассы. Зеленая трасса самая легкая; ее построили, рассчитывая, что каждый, кто катается на велосипеде, сможет ее пройти. Синяя трасса – чуть посложнее. Черная трасса считается самой сложной из всех, что у нас имеются.

О трудностях при прохождении трас

Самая распространенная проблема, которая у велосипедистов бывает, это прокол покрышки. В принципе, сейчас технологии дошли до того, что есть возможность минимизировать последствия: есть герметик – жидкость, которая заливается в покрышку либо камеру. Мелкие проколы или даже гвоздь с его помощью могут пройти бесследно, и покрышка не потеряет воздух. В этом году во Львове был марафон на 70 км; и у меня вначале был прокол – я поменяла камеру. А потом где-то за 5 км до финиша каким-то чудным образом я совсем разорвала камеру, так что уже совсем ничего не помогло бы. Есть два выхода из ситуации: есть запасная камера – ставим ее, нету – можно ехать (как я и ехала) на пробитом колесе, на ободе, можно сказать. Можно бежать пешком (смеется, - 048). Бывает, рвется цепь. Такого у меня, слава Богу, не случалось пока. Как это решается?

Девушкам не всегда это легко дается, но если возле вас во время марафона постоянно не будет кто-то находиться, то нужно уметь все самой. Нужно уметь делать минимальные ремонт, чтобы не пришлось идти пешком 10-20 км

С собой на гонку я всегда беру инструмент мультитул – набор шестигранников, нужных для ремонта. Маленький инструментик – его можно поставить в задний карман веломайки, чтобы был с собой. Еще – насос стоит брать. Когда едешь марафон в горах, то подходить нужно серьезнее – там ты не проезжаешь старт/финиш каждые 15минут, как на кросс-кантри, а выехал и едешь. Понятно, что ты там не один и есть контрольные пункты, но они могут располагаться на расстоянии 10-15 км. Тут к мультитулу и насосу советую еще брать запасную камеру, а может, и две. Когда рвется цепь, нужен еще замочек и выжимка для цепи, чтобы поставить на место. Я это сама умею делать – приходится. Стоит учиться. Девушкам не всегда это легко дается, но если возле вас во время марафона постоянно не будет кто-то находиться, то нужно уметь все самой. Нужно уметь делать минимальные ремонт, чтобы не пришлось идти пешком 10-20 км.

О достижениях

Грамот и медалей много – по той причине, что в Одессе не так много женщин занимается кросс-кантри. Если занимаешься, то занять 1-3 место – не проблема. А в сезон проходит 5-10 соревнований. Мы стараемся принимать участие во всех. Вот чем я очень довольна, так это первым место на марафоне вокруг Куяльника. Я очень хотела его выиграть, и в прошлом году получилось. В 2013 году было третье место, в 2014 – второе, а в 2015-ом я в третий раз приняла участие и выиграла. Это одна из самых сложных гонок, хотя принимала участие и в нелегких горных марафонах. Сложность марафона в том, что это все равнина только с одним подъемом по центру дистанции и спуском на финише, а так это можно сравнить с шоссейным велоспортом, когда ты едешь в группе, используешь аэродинамику впереди едущего человека, «сидишь на колесе». Попутчика подбираешь за своим темпом или чуть-чуть выше и едешь. Зачастую из-за того, что это открытая местность, сильный ветер, и по закону подлости он всегда встречный или боковой, хотя сначала едешь по одному берегу Куяльника, а потом разворачиваешься на 180 градусов и едешь по другому берегу. Чтобы ветер был попутный, такого еще не было. Если ехать на результат, то это сложная дистанция. Если же выехать просто прогуляться, то это не так сложно: ты едешь в своем обычном темпе, разговариваешь, любуешься пейзажами. Еще достижение – это проезд каких-то технических элементов, какие раньше страшно было проезжать. Гонка в Сумах в этом году была этапом любительского Кубка Украины по кросс-кантри. Я была на той трассе в свой первый год в 2014-том. Тогда я по трассе из технических элементов практически ничего не проехала: либо прошла, либо по объездам простым поехала. В этом году проехала все! Вообще без остановок, без страха. Там был трамплин – на других трассах такого не было. Просто один опыт накладывается на другой, ты понимаешь, что можешь это сделать, пробуешь – получается, радуешься: «Я смогла!».

О том, что дал велоспорт

Если не сделаешь шаг навстречу препятствиям, не попытаешься его преодолеть, то и узнаешь свои возможности, на что ты способен

Велоспорт дал много разных знакомств. У всех разные сферы жизни, интересно пообщаться, перенять опыт. Велоспорт подтягивает дисциплину. Тут важно, чтобы и до этого целеустремленность не хромала, чтобы чего-то достигать. Кроме этого, вы все время занимаетесь – потягивается физическая форма. Здоровье улучшается. Когда я бегала в осенне-зимний период, года 2-3 не было простуд. К тому же, бывает, в жизни человека в разных ситуациях появляется страх. Если не сделаешь шаг навстречу препятствиям, не попытаешься его преодолеть, то и узнаешь свои возможности, на что ты способен. Как на тренировках удавалось переступить страх, преодолеть эту преграду, убедиться, что это не сложно, я могу, мне есть куда дальше развиваться, так можно перевести этот опыт на любые другие жизненные ситуации. Стоит пробовать и не бояться каких-то проблем, решений. Это все связанно. Психология – она такая: нельзя ее использовать в одной сфере, а в другой – не использовать. Как в спорте не боишься и ищешь какие-то решения, так и в жизни.

О планах и целях

На следующий год планируем поездку на соревнования за пределами Украины – в Польшу. Надеюсь, что получиться – и в финансовом плане, и во всех остальных. Там проводиться горный марафон уже 11 лет подряд. Мы давно туда хотели попасть. Надо тренироваться – и физически, и психологически. На тренировках выходишь за рамки обычного, тренируя не только тело, но и дух. У лидеров первой десятки, думаю, в любом виде спорта психологическая подготовка решает многое. Пока не сильно стремлюсь на первое место, понимаю, что где-то не дотягиваю по уровню. Кроме тренировок и соревнований, есть и обычная жизнь, работа, и это хобби финансово тоже нужно обеспечивать – никто не спонсирует. Приходится совмещать разные сферы. В спорте главное удовольствие.

Об организации «Bike Pride Extreme»

В этом году зарегистрировали организацию «Bike Pride Extreme»  с той целью, чтобы развивать любительский велоспорт в Одесской области. Что значит развивать? Мы занимаемся постройкой байк-парка на Шкодовой горе. Пока еще ничего глобального нет. Хотим сделать в одном месте трассы для разных дисциплин – и для кросс-кантри, и для экстремальных видов спорта, и площадку для детей. Хотим проводить соревнования на этих трассах, тренировки

Любительский велоспорт в Украине держится только на энтузиастах – на самих велосипедистах

Любительский велоспорт в Украине держится только на энтузиастах – на самих велосипедистах. Будут байк-парки – будут соревнования, будут появляться новые люди, которым интересен этот вид спорта. В принципе, и так уже такие люди появляются: те, кто просто катался по городу, уже интересуются выездом в горы, соревнованиями. Мы обращались к городу за помощью – определенные вопросы на начальном уровне решены. Пока больше своими силами строим байк-парк – руки, грабли, лопата и свободное время. Сложность в бюрократии. Хотелось бы добиться помощи в уборке мусора с территории. Мы регистрировались как спортивная общественная организация, вот и будем пытаться развивать спортивную составляющую. Хочется, чтобы дети имели возможность не только где-то в парке по ступенькам кататься, а чтобы это было место цивилизованное, с хорошими площадками, с освещением, туалетами. Чтобы можно было прийти в выходной день с ребенком, и провести там время. Стараемся своими силами, чем можем, тем и развивать велоспорт в Одессе.

Одесса велоспорт
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Происшествия
Личность парня, упавшего с многоэтажки в Черноморске установлена полицией. На месте работает следственно-оперативная группа.  Об этом сообщает корреспондент 048. В полиции подтвердили информацию о гибели молодого человека в Черноморске. Его личность уже установлена правоохранительными органами. Напомним, ранее, ссылаясь на очевидцев, некоторые СМИ опубликовали информацию о том, что 20-летний парень упал с последнего этажа многоэтажки.  Видео с места событи...
Криминал
В международном аэропорту "Борисполь" были задержана женщина при попытке переправки двух украинок в Бельгию. Своих "жертв" она находила в интернете. Об этом сообщает пресс-служба Нацполиции в Одесской области. "С молодыми женщинами 46-летняя правонарушительница - наша бывшая соотечественница, а ныне - гражданка Бельгии - знакомилась в Интернете. В ее сети попадали те, кто из-за трудного материального положения находился в уязвимом психологическом состоянии...
Общество
В центре Одессы на улице Ришельевской заработали почти все недавно установленные светофоры. Об этом сообщает корреспондент 048.ua. Так, без проблем можно проехать на пересечении улицы Ришельевской с улицами Бунина, Жуковского, Троицкой и Успенской. В то же время, светофоры на перекрестке Ришельевской и Еврейской пока еще не работают. Напомним, фура перекрыла полосу движения в центре Одессы.
Общество
Компания "Укртелеком" отремонтировала телефон пенсионерке, у которой он не работал с сентября 2018 года.  Об этом сообщает корреспондент 048.  Напомним, ранее мы рассказывали вам о том, что 93-летней одесситке, исправно платящей абонентскую плату, не могли провести ремонт и заставить телефон снова работать с сентября. Об этом в социальных сетях написала внучка.  На следующий день после после публикации материала в 048.ua, 13 января, нам позвонили сотрудник...
Новости компаний
Отопительный сезон наступил и теперь многих одесситов волнует вопрос - как платить меньше за коммунальные и грамотно использовать энергетические ресурсы в своих квартирах и домах. Конечно, основной вопрос - это отопление и на этом мы сделали основной акцент, но в нашем спецпроекте есть также компании, услуги и продукты которых помогут одесситам сэкономить на воде и элетроэнергии.  Termoplaza, инновационное энергосберегающее отопление дома Заглядывая в плат...
Общество
На улице Канатной, напротив дома № 85 опять образовался провал. На этот раз яма заполнена вонючей жижей.  Об этом сообщает корреспондент 048.  Движение по Канатной затруднено. В проезжей части огромная яма. Напомним, в декабре 2017 года мы рассказывали вам об огромном провали на этом же участке. В прошлый раз провал обнажил огромную полость под асфальтом. Ремонт проводили очень долго. В апреле коммунальные службы опять "изучали причины образования полости"...
Общество
В Прокуратуре Одесской области сомневаются в том, что рабочий, не которого упал кран, умер сразу. Открыто уголовное дело по статье, подразумевающей оставление человека в опасности, повлекшее смерть.  Об этом сообщает пресс-служба прокуратуры.  В ходе расследования будет дана оценка действиям всех лиц, находившихся на стройплощадке на Ланжероне в злополучный вечер. Напомним, ранее мы рассказывали вам о том, что на рабочего упал кран на стройке около дельфин...
Общество
Частная фура затруднила проезд в центре Одессы. Об этом сообщает корреспондент 048.  Из грузового автомобиля разгружают товары в один из супермаркетов на Екатерининской. Полоса движения перекрыта и движение на улице затруднено.  Напомним, ранее мы рассказывали вам о том, что одесситка нашла в банке тушенки останки грызуна.
Общество
Лефортовский районный суд Москвы вынес идентичные решения по всем пленным морякам. Об этом сообщает корреспондент 048. Инициатива Крымский процесс опубликовала все решения суда по пленным морякам. Всем им продлили срок содержания под стражей на 3 месяца. Так согласно решению суда, 21-у моряку продлили меру пресечения до 24 апреля. Самому молодому пленному моряку одесситу Андрею Эйдеру арест продлили до 26 апреля. Аналогичное решение  приняли и для остальны...
Курс криптовалют