Тема к обсуждению
09:00, 31 грудня 2011 р.

Елка и политика

Тема к обсуждению

Новогодняя Одесса - это Одесса плюс игрушки, деды морозы и елки…

Наводненный продающимися елками город-порт стал еще и городом-лесом.

«Елочная» европеизация

И так передвигаться по многим улицам – занятие давно уже трудоемкое и требущее известных спортивных навыков – то здоровенные автомобили посреди тротуара, которые нужно уметь обойти, то на лотки, будки, кафешки постараться не наткнуться, то ямы и колдобины, которые нужно как-то «форсировать»… А теперь еще и нашествие хвойных деревьев перегородило движение по тротуарам. Местами елки даже выставлены на проезжую часть. А еще проникли в скверы, парки… в Городском саду даже была завалена другими елками украшенная новогодняя елка, возле которой полагается хороводы водить. Такого количества стихийных рынков по продаже елок Одесса, пожалуй, еще не видела. А глава горсоветовской комиссии по экономической политике и торговле Валентин Скобленко вообще назвал нынешнюю уличную елочную торговлю «небывалым ханжеством».

Это еще при том, что с первого декабря в Одесской области для контроля за самовольной вырубкой деревьев проводятся специальные рейды в лесах. И Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающий при «самоволке» наложение штрафов, тоже никто не отменял. Да уж, для природы новогодние праздники отнюдь не подарок.

Елка не только законный атрибут праздника, но и атрибут предновогоднего бизнеса. Довольно прибыльного. И еще история елки в наших краях (этот кусочек истории страны и города) довольно тесно переплетена с особенностями политического развития. На тему «елка и политика в Одессе» вполне можно написать специальное исследование.

Интересно, как меняются «елочные» взгляды людей в разные эпохи. Сегодня очень сложно себе представить Новый год без елок. Но ведь так было не всегда. В Россию елки пришли вместе с идеей отмечать Новый год первого января в петровские времена в рамках политики европеизации. Но елку при Петре не украшали, только ветки. Да и вообще в ХYIII столетии этот обычай не прижился. Европейская же традиция рождественских елок пришла в Россию уже в ХIХ веке. Первоначально елки устанавливались только в домах немцев Петербурга.

Интересно, что совсем молодая Одесса начала ХIХ столетия была весьма открыта для новых веяний и уже на Рождество 1814 года в городе, в доме графини Потоцкой на улице Софиевской, 5-а (сейчас здесь располагается Художественный музей) появилась первая елка. Высокая и стройная. С подарками и украшениями, и хороводом для детей и взрослых с участием самого Ришелье.

Во второй половине столетия елка постепенно становится популярной в городе. А украшения для нее и игрушки в конце ХIХ - начале ХХ века можно было приобрести в известном в городе Торговом доме братьев Петрококино, в магазине, который горожане тогда называли «Одесским Лувром». Кстати, как и сегодня, накануне праздников проводилась распродажа одежды и обуви со скидкой. Также можно было посетить со скидкой парикмахерский салон. А еще одесситы ХIХ - начала ХХ веков умели накрывать праздничные столы, веселиться. Слава об этом шла по империи и в зарубежье. Немало было тогда и благотворительных концертов, балов, розыграшей лотерей. Средства шли для детских приютов, других малоимущих, для развития культуры.

В 1916 году в судьбу елки в Одессе вновь вмешалась политика - Первая мировая война. Священный синод РПЦ призвал отказаться от еловых деревьев, потому как они представляют немецкую традицию.

Буржуазный предрассудок

После победы большевиков елку сначала не трогали. Но постепенно по мере строительства «нового мира» запретили как символику Рождества. Дескать, «языческий обычай», «буржуазный предрассудок». Ни елок, ни сосен, ни пихт. Но в 1936 году елку реабилитировали. Известный большевик Павел Постышев разместил на эту тему заметку в «Правде». Он отмечал, что буржуазия в дореволюционное время устраивала своим детям елку и выражал недоумение: почему ребятишек трудящихся Советской страны лишают этого удовольствия? Мнение, что детская елка – буржуазный предрассудок считал неверным. И рекомендовал вернуть елки в школы, пионерские клубы, детские дома. К его точке зрения прислушались и елки очень быстро вернулись (только стали не рождественскими, а новогодними). Накануне 36 –го года появились в магазинах. Наряжать их стали игрушками-самоделами, ватой, бумажными разукрашенными гирляндами, орехами. Современных елочных игрушек тогда, естественно, не было. Зато в знаменитых одесских дворах принято было отмечать праздники большими веселыми шумными компаниями. С песнями, молодежным маскарадом. С холодцом и винегретом, домашним вином, конфетами и бисквитами фабрики им. Розы Люксембург. Вероятно, советские власти пришли к выводу, что елку вполне можно использовать в интересах укрепления режима. Постепенно сложилась и традиция укреплять на верхушках елок красные звезды.

В первые послевоенные годы малочисленные елки стоили дорого, не каждому по карману. Поэтому многие наряжали бумажными игрушками туи. Своими руками делали маски.

В 50-е елки вновь стали доступными. Хотя выбрать подходящий экземпляр часто было и непросто. А украшали их бумажными снежинками, яблоками, конфетами. В школах и ВУЗах проводились «елки», новогодние вечера.

В 60-70-е годы самая известная и большая в городе елка располагалась возле ЦУМа на Пушкинской – угол Воровского. А новогодний стол возле домашних елок обычно состоял из оливье, холодца, винегрета, шпрот, сыра, селёдки, соленых огурцов, шампанского «Советское», водки… В новогодних представлениях коварные бабы яги и прочие змеи горынычи часто похищают елки с подарками у добродушного Деда Мороза.

В 80-90-е годы в моде были бенгальские огни и салюты. А на столах появились апельсины, бананы, мандарины, маслины…

Предвыборный Дед Мороз

И сегодня елка остается привязанной к политике. Например, в 2010-2011 годах разгорелся серьезный дипломатический конфликт между Ригой и Таллином. Обе прибалтийские столицы претендуют на то, что первая документально зафиксированная елка Европы появилась именно у них. Понятно, что вопрос не праздный, так как речь идет о туристическо-коммерческих интересах. Мэр Риги даже назвал конфликт «ёлочной войной».

«В лесу родилась елочка, в лесу она росла…».Тесная связь с политикой просматривается и в Одессе. Например, перед предстоящими в следующем году парламентскими выборами в городе прошли новогодние «елки» с подарками, организованные лидером партии «Родина» Игорем Марковым. Парк Горького, 5 станция Большого Фонтана, площадка возле Киевской райадминистрации… Есть элемент политики и в самом сценарии мероприятий пророссийской партии. Добрый Дед Мороз приезжает в Одессу не откуда-нибудь, не из Лапландии или Антарктиды, а именно из снежной России… Или вот мэр Алексей Костусев зажег елку на конкурсе детского рисунка «Цвета Одессы» в Театре музкомедии. Хороводы водил, загадки разгадывал. Дело в общем, хорошее, а пиар с помощью телекамер еще лучше…

Опросы наших дней показывают, что главным атрибутом празднования Нового года остается елка. Новогодние столы ныне у многих одесситов достаточно скромные. Цены на продукты отпугивают от рынков и магазинов. Но давно полюбившиеся елки тем не менее есть во многих домах. И уж в этом нет никакой политики…

Елка и политика, фото-1
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
21:19, 6 травня
live comments feed...