Никто из нас не застрахован от несчастных случаев, в том числе, от того, что в магазине вы случайно можете повредить товар: из руки может выскользнуть бутылка, банка с консервацией; вы брали один товар и случайно зацепили другой, в результате чего он разбился или получил другие повреждения; ребенок, которому интересно все вокруг, не удержал в руках банку сгущенки или, бегая по магазину, случайно разбил зеркало.

У многих эта ситуация может вызвать панику и страх, ведь товар не куплен и вероятно, вам он и не нужен, но от вас тут же потребуют его оплатить. Или, что еще хуже, ‒ могут начать угрожать.

048.ua разбирался, как нужно действовать в ситуации, когда вы повредили товар и не считаете себя в этом виновнымы, а также куда можно обратиться за помощью в таких случаях.

Кто должен отвечать за поврежденный товар?

В Гражданском кодексе Украины прописано, что риск повреждения за любую продукцию, которую клиент еще не оплатил на кассе, лежит на владельце/магазине. То есть, пока у вас на руках нету чека, который подтверджает, что именно вы являетесь теперь обладателем товара, вы никакой ответственности за него не несете.

Когда виновен покупатель, а когда ‒ магазин?

Покупатель считается виновным в повреждении товара:

- если держал в руках товар и уронил его;

- если покупатель неадекватно вел себя (находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, бегал по магазину, дрался);

- если покупатель специально повредил товар.

Вина магазина признается в таких случаях:

- если проходы в торговом зале слишком узкие или заставлены вещами;

- если товар плохо стоит на полках;

- если покупатель поскользнулся на мокром полу и в результате этого разбил товар;

- если товар упал с ленты на кассе.

Если товар сам упал с полки, которая находится рядом со мной?

В таких случаях не стоит боятся ничего и требовать от администрации супермаркета предоставить доказательства  того, что именно на вас лежит вина за повреждение товара. Для этого могут пригодиться видеозаписи с камер наблюдения или показания свидетелей.

Если требуют оплатить поврежденный товар на месте?

В случаях, если администрация, кассир или охрана магазина, в котором произошел неприятный инцидент, требует, чтобы вы его оплатили, первое, что нужно сделать, - это потребовать, чтобы был составлен акт о нанесении вреда. Также смело можно требовать, чтобы вам предоставили факты, которые доказывают вашу вину.

Обязательно нужно помнить о том, что вина покупателя и обязанность заплатить за уничтоженный или поврежденный товар устанавливается только судом.

Нельзя ничего оплачивать на месте, можно только зафиксировать ущерб.

Кроме этого, согласно п.1.ст. 19 Закона "О защите прав потребителей" запрещена нечестная предпринимательская практика, которая включает какие-либо действия, вводящие потребителя в заблуждение, или же являются агрессивными. Под словом "агрессивные" в 4 пункте имеется в виду принуждение или неподобающее поведение продавца, которое в буквальном смысле заставляет вас купить товар.

Что делать, если не выпускают из магазина?

В случаях, если если администрация, кассир или охрана магазина не выпускает вас из помещения, запомните Закон Украины "О защите прав потребителей". В этом документе четко прописано, что с покупателя нельзя требовать оплатить поврежденную продукцию, если потребитель сам не согласился это сделать.

Также в п. 5 ст. 19 этого закона говорится в том, что персонал магазина не может препятствовать желанию покупателя покинуть магазин.

Если все равно заставляют заплатить?

В случаях, если все вышеперечисленные аргументы не сработали, и в магазине от вас по прежнему требуют оплатить разбитый или поврежденный товар и по прежнему администрация отказывается составить акт нарушения на месте, нужно вызывать полицию.

Не помогло?

Если соблюдение этих рекомендаций не помогло, и право потребителя все равно было нарушено, можно обратиться на круглосуточную горячую линию Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей по номеру телефона 044 364 77 80. Также можно воспользоваться адресами (телефонами) территориальных органов Госпродпотребслужбы (сайт ‒ www.consumer.gov.ua).

Кроме этого, можно обратиться в Единственный контакт-центр системы бесплатной правовой помощи по номеру телефона 0800 21 31 03.

Напомним, ранее 048.ua рассказывали о том, что делать, если за границей украли паспорт.