Сергей Охотников: «Археология – наука деликатная» (ФОТО)

Поразительное все же отношение у нас к культурным ценностям. Не умеем хранить и заботиться о том, что имеем. А за два века истории Одессы создано и накоплено многое. Например, замечательный Археологический музей с богатейшим собранием раритетов. Возможность увидеть в одном здании Древний Египет, Грецию, Рим, Византию, Северное Причерноморье… Скифы, славяне, хазары, сарматы, печенеги, половцы, готы… Предметы утвари, оружие, монеты, медали, статуэтки, скульптуры, украшения…

Об Археологическом музее и археологии беседуем с известным ученым, автором шести книг и множества статей, заместителем директора музея по науке Сергеем Охотниковым.

Подвал раритетов

Археологический музей - один из старейших музеев Украины. В прошлом году ему исполнилось 185 лет. Сейчас в нем около 170 тысяч экспонатов. В каких условиях они сохраняются от «пыли веков» и «коррозий времени»?

В экспозиции представлена лишь небольшая часть наших коллекций – около7-8 тысяч. Остальные экспонаты, к сожалению, хранятся в ненадлежащем виде. Тесное складское подвальное помещение, некоторые экспонаты даже друг на друга налезают. Неблагоприятен для них и существующий температурный режим. Он излишне влажный. Все-таки это подвал. Кроме того, беспокоят и уличные стоки воды, появляющиеся при поливке.

А то, что вообще-то музей рядом, поливальщики «в курсе»?…

А кто это учитывает… Влагостный режим, мягко говоря, нарушает правила хранения экспонатов. Приходится применять, особенно в холодное время, различные обогреватели, ветродуи. Но такие превентивные и иные меры не решают проблему. Необходимо герметически закрыть фонды от негативных влияний внешней среды, проводить обдув, температурную регуляцию специальными приборами и использовать другие методы. Но у нас нет для этого возможностей. Хотя, три года назад ситуация все же несколько улучшилась - коллекции музея после постановления Кабмина получили статус национального достояния, стали выделяться какие-то деньги для сохранности экспонатов.

«Ох, рано, встает охрана…». Музей охраняет милиция?

Нет, когда-то была милицейская охрана, но не хватило денег на ее содержание, стражи порядка построились и дружными рядами покинули наш музей. Пришлось самим сотрудникам сторожить. А уже лет пятнадцать сам музей из своих средств финансирует круглосуточную охрану, во всех помещениях установлена сигнализация, в то же время это не специализированная охрана, которая должна была бы быть.

Через два года будет 130-летие здания археологического музея, построенного в классическом античном стиле по проекту архитектора Ф. Гонсиоровского. Здание представляет собой большую историко-архитектурную ценность. В каком состоянии оно сейчас пребывает?

Таких форс-мажорных обстоятельств, которые были еще сравнительно недавно, сейчас нет. Спасибо греческим и кипрским фондам культуры, которые в 2003 году в рамках своей программы сохранения греческого культурного наследия, провели капитальный евроремонт фасада, крыши, четырех залов, где размещаются эллинские древности, реставрационной лаборатории, вестибюля. Тогда вообще у нас потолки чуть не падали. Но и сегодня уже не помешал бы новый ремонт. Время от времени мы красим фасад, стены. Помещения музея, не связанные с историей древней Греции, остались вне внимания греков и киприотов, и там требуется все переделывать. Помещения, где располагаются фонды, устарели и морально, и физически. Что-то пытаемся делать своими силами, но этого явно недостаточно.

От государства ни копейки

Кто сегодня посещает музей, интересуется седыми древностями?

Летом очень много иностранцев. Заключили несколько договоров с турфирмами, перечисляем им деньги и все путешественники с судов, которые приходят в порт, заходят к нам. Также принимаем высокопоставленные зарубежные делегации. Много среди посетителей и школьников. Но после детских каникул наступает мертвый сезон. В советское время было по 300 тысяч человек в год. Сейчас в десять раз меньше.

Чем объясняется такое резкое уменьшение интереса?

Сложно сказать. Раньше было много организованных экскурсионных групп из других городов Союза. Приезжает, допустим, туристический поезд и все пассажиры идут в музей.

Может быть, еще и стоимость билетов отпугивает?

В СССР они десять копеек стоили. Сейчас взрослый - 30 гривен, детский - 10 гривен. Но ведь время сейчас другое. Если многие билеты в кино - 30-50 гривен, то…

Все же, например, для пенсионера 30 гривен – это серьезная сумма… Но и вы, очевидно, не можете снижать стоимость…

Некоторые категории населения могут бесплатно посещать музей или со скидками.

А вообще снижать стоимость билетов не можем, иначе прогорим. Все экскурсоводы и смотрители находятся на хозрасчете, т. е. их зарплаты начисляются только из этих денег. Государство выплачивает зарплаты штатным сотрудникам-бюджетникам и платит за коммунальные услуги. Остальные расходы из карманов музея.

Несмотря на материальные сложности, музейные фонды продолжают пополняться. Сегодня это происходит в основном из раскопанных материалов Одесской области?

Да, экспедиции поставляют. В ХIХ веке было более многообразное пополнение: меценаты,Одесское общество истории и древностей, была возможность осуществлять покупки. Скажем, большая часть античной коллекции – это подарки и покупки.

Государство участвует в финансировании экспедиций?

Нет, с 1991 года ни одной копейки государственных денег на исследования не выделяются. Выезжаем в прямом и переносном смысле за счет спонсоров или иностранных специалистов, которые платят за возможность принимать участие в экспедициях. Скажем, давно сотрудничаем с польским Торуньским университетом. И еще многое держится на энтузиазме наших археологов…

Понятно, что в Одессе сложно проводить раскопки из-за плотной застройки. А античное прошлое нашей земли – материал весьма интересный…

Когда три года назад проводилась реконструкция Приморского бульвара, получили прекрасный материал. Ведь все пространство от Воронцовского дворца и до Ланжероновской занимало античное поселение. Не случайно даже спонтанно возникла идея музея под. открытым небом. Городские власти профинансировали все работы и теперь Одесса может похвастаться новой достопримечательностью. Интересна для нас Лузановка, возле «Молодой гвардии» - там были раскопки, но копать сложно, потому что лежат трамвайные пути. В позапрошлом году копали Жевахову гору. Много находок было сделано при строительных работах. Археологи стараются присутствовать на всех новостройках.

Черноморка?

Там проводились масштабные раскопки после войны и нашли следы большого античного поселения, но ныне все так застроено, что нет доступа.

Проще копать в Одесской области…

Да, там, где есть свободные участки. Маяки, Кошары… В селе Роксоланы Овидиопольского района копаем уже почти 55 лет. Там находился уникальный Никоний - древнегреческий город-государство, основанный в VI веке до нашей эры колонистами. Порой его называют «одесской Атлантидой», потому что в конце ХIХ-начале ХХ веков нижняя терраса города обвалилась в Днестровский лиман. Возле острова Змеиный раскопки под водой – находят черепицу, амфоры, остатки якорей… В Орловке работает украинско-молдавско-германская экспедиция. Там материалы, начиная от эпохи камня, и, заканчивая средними веками.

Даже Германия интерес к нашим краям проявляет…

Немецкий археологический институт вообще копает от Европы до Китая.

 

Билли бонсы и джоны сильверы

Археолог – профессия романтическая. Сколько людей, прочитав в детстве «Остров сокровищ» Стивенсона, потом ищут сокровища во взрослой жизни. Только археологи - профессионально, для общественного блага и развития науки, а сегодняшние билли бонсы и джоны сильверы просто для наживы. Так называемая «черная археология»… Старина дорожает, некоторые местные жители и приезжие на разграбление памятников ходят регулярно, словно на работу, и улов у них часто вполне стабильный…

Это уже напоминает золотые лихорадки в Калифонии и на Аляске. Бывает, годами копаешь и ничего, а какие-нибудь грабители порой за один раз… Многие из них теперь вооружены до зубов металлоискателями, которые позволяют находить монеты, ювелирные изделия, оружие даже на глубине пяти-десяти метров. Металлодетектор хорошего уровня стоит несколько тысяч долларов. У археологов обычно нет таких денег. «Черные археологи» уничтожают тысячи памятников древности – могильники, степные курганы, городища… В Крыму вообще конвейерно работают, находят – продают - перепродают, кого-то ловят, но не находят доказательств. Эксперты подсчитали, что из Крыма вывезено древностей примерно на сто миллионов долларов. Многие сокровища «убегают» в частные коллекции, в другие страны, потом «всплывают» на аукционах и выставках. Вандалы не только грабительски вытягивают из земли ценности, принадлежащие государству, культуре страны и разрушают древние постройки, но и перемешивают слои разных эпох, выдергивают находки из исторического контекста. Даже, если они потом выбрасывают ненужные им вещи…археология - наука деликатная, тонкая, для изучения истории археологу важны не только находки, нужно знать слой, место, где были найдены артефакты, чтобы можно было реконструировать прошлое.

Негативные герои "Бриллиантовой руки" «находили» клады гуманнее. Не разрушали отечественные археологические памятники и не вывозили, а ввозили ценности. Как бороться с археологическим браконьерством? Ужесточать санкции к вандалам? Либерализоватьзаконодательство, увеличить размер вознаграждения при находке? Создать при МВД или при управлениях по охране объектов культурного наследия спецподразделения по защите памятников, как это уже сделано в ряде стран?

Трудно сказать. Надо запретить находиться посторонним на территориях археологических памятников. Хотя и охрана часто неэффективна. Вот, например, Ольвия (Николаевская область). Там есть охрана, но все равно воруют. Территория - полтора километра, уследить сложно, милиционер в одном конце, воры – в другом. А возле каждого «столба» милиционера не поставишь. В советские годы люди периодически сдавали в музей свои находки, в том числе, золотые вещи. Сейчас иногда приходят проконсультироваться. Спрашиваем: «и где же ты взял это?» Ответ обычно стандартный – «у бабушки на огороде нашел». Для начала важно научиться ловить на месте злоумышленников… Был случай, когда человек ходил с металлоискателем для воды у озера Ялпуг и нашел знаменитое золото гуннов. В поисках покупателей он выложил информацию в интернет. Заинтересовалось СБУ. Нашли этого человека, но пока его искали, у него у самого ценности украли…

Государство не занимается охраной памятников архитектуры?

Занимается, но результата нет. Принимаемые на государственном уровне решения об усилении охраны древностей, увы, помогают мало. Да и часто у государственных мужей нет четкого понимания, зачем нужно всем этим заниматься…

В то же время дело охраны превращено в бизнес. Иные чиновники предоставляют под застройку земельные участки, которые входят в зону археологических памятников. Некоторые политики и олигархи фактически способствуют развитию теневой археологии, собирая коллекции нелегально добытых артефактов. Скажем, известная коллекция трипольской керамики Виктора Ющенко…

Вообще эти вопросы у нас чрезвычайно запутаны - и юридически, и практически.

Продолжительные обсуждения в свое время вызвала зарегистрированная коллекция бизнесмена Сергея Платонова – в ней очень много вещей из золота и серебра. Он устраивал в Киеве грандиозные официальные выставки. К сожалению, никто не поинтересовался, откуда все-таки у него эти вещи…

Появилось даже такое явление как археологический туризм. На Западе существует множество турфирм, предлагающих увлекательное путешествие в поисках клада. И все чаще в последнее время маршруты ведут в Украину, земля которой щедро «плодоносит» предметы древних культур…

В некоторых областях Украины это получило распространение. Например, в Полтавской.

 

Даже в Эрмитаже…

Одесский археологический занимает достойное место среди лучших археологических музеев мира…

Крупнейшее собрание источников по древней истории Северного Причерноморья.

В «Золотой кладовой» музея экспонируются наиболее ценные образцы

клада электровых монет (сплав серебра и золота) – до недавнего времени второго, а теперь четвертого по величине в мире, в частности, там хранится «златник» - монета времен князя Владимира - их всего десять в мире. Уникальный экспонат раскопали в Усатово – каменная плита с изображением человека и животных. Такую даже в Эрмитаже не найдешь. Уникальная во всех смыслах, самая большая в Украине античная коллекция, в том числе кипрская – единственная в Украине и третья по значимости в бывшем СССР, одна из крупнейших в Восточной Европе. Собрание египетских древностей - третье по величине в бывшем СССР, после Эримитажа и Музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. Приезжали египтяне-археологи, их очень удивило, что у нас есть такая богатейшая коллекция и в то же время убило ее плачевное состояние. В Одессе нет специалиста, который мог бы заняться ее реставрацией. Гости из Египта обещали, что обязательно доложат в своей стране «куда надо» и будут реставрировать, но прошло четыре года и – ничего. Сейчас у них революция и им не до музея в Украине. Если не заняться реставрацией, то можем потерять египетскую коллекцию. На восстановление, создание должных условий хранения нужны десятки тысяч долларов. Естественно, у музея таких денег нет…

Достаточно молодая Южная Пальмира и древняя одесская земля… развалины древнегреческих городов… Плодотворные раскопки могут добавить новые краски к портрету, восприятию Одессы?

Раскопки Южной Пальмиры показывают, что цивилизация в наших местах отнюдь не юная, она зародилась здесь две с половиной тысячи лет назад. Следы ее постоянно ощущаются и это не может не откладывать культурный отпечаток на наши представления об истории территории, которая называется Одесса.

Беседовал Александр Кумбарг

 

P. S. На днях пришло известие из ЮАР. Археологи раскопали древнюю химическую лабораторию. В ней люди расписывали красками и стены, и друг друга. До сих пор старейшим рисунком на Земле считался тот, чей возраст 60 тыс. лет. Новая же находка показывает, что есть рисунки, которым не меньше 100 тысяч лет. Границы исторического знания раздвинулись…