«Теперь мы можем вместе праздновать День подводника!» — улыбаясь, говорит нам одессит Василий Чикур, своими руками построивший настоящую подводную лодку. Об изобретении местного Кулибина мы рассказывали ранее, а теперь самостоятельно испытали субмарину, погрузившись на ней в море.
Для очередных испытаний подлодки Василий Чикур выбрал базу рыбацких причалов в районе Чабанки — пологий спуск позволяет бусу с субмариной подъехать прямо к воде. Время — вечер вторника — тоже выбрано не случайно: спуск подлодки на воду требует свободного места на пляже и мелководье. Роль подъемных кранов играют друзья Василия — под дружное «давай-давай!» команда приятелей изобретателя, кряхтя, выгружает полутонный аппарат в прибой.
Первый испытывает свой аппарат его создатель. Субмарину плавно выводят в ручном режиме на глубину человеческого роста. Затем Василий включает моторы и медленно погружается. Через полчаса прозрачный колпак подлодки всплывает в 100 метрах от берега.
Я — следующий на очереди в «подводники». Инструктаж по пилотированию подводной лодки занимает чуть более 10 мин. — субмарина проста в управлении, как детский велосипед. «Под водой главное — не паниковать и делать все по инструкции», — советует Чикур.
С трудом втискиваюсь в кресло пилота — внутри все сделано по принципу конструктивного минимализма: два рычага управления движением, они же рули высоты и поворотов. По бокам кресла — манометры и трубки. «Не зря в подводники больших людей не берут — субмарины тонут от лишнего веса», — шутят друзья Василия. С глухим стуком над головой опускается прозрачный колпак. Изнутри толстый прозрачный пластик моментально запотевает, поэтому приходится увеличить подачу сжатого воздуха из баллона. Открываю кингстоны (клапан в подводной части судна) для забортной воды — подлодка быстро принимает балласт и медленно опускается на дно. По указателю глубины, аппарат опустился на 2 метра.