• Головна
  • Юрий Крук: Реформа портов должна быть эффективной
09:40, 26 січня 2015 р.

Юрий Крук: Реформа портов должна быть эффективной

Народный депутат Украины шести созывов (1994-2014г.г ) Юрий Крук с 5 декабря 2014 года возглавил Ассоциацию портов Украины "Укрпорт" – крупнейшее объединение предприятий морехозяйственного комплекса нашей страны. По словам политика, цель Ассоциации – не просто очередное объединение ради объединения, а наработка мнений тысячей профессионалов отрасли относительно вызовов сегодняшнего дня. Одно из главных, на чем настаивает Юрий Крук, так это на том, что специалистов должны слышать, ведь только совместная работа, с учетом мнений всей вертикали будет работать в интересах страны.

Важно отметить, что Юрий Борисович Крук – человек, который за период своей деятельности прошел путь от моториста до руководителя порта, потом заместителя министра транспорта Украины, директора департамента морского и речного флота, народного депутата Украины, руководителя профильного парламентского комитета.

Отказавшись от участия в досрочных выборах в Верховную Раду Украины в 2014 году, Юрий Крук, вместе с представителями профессионального морского сообщества активно включился в работу по совершенствованию проводимых реформ в морехозяйственном комплексе страны.

Для того чтобы лучше узнать об основных приоритетах и направлениях, которые расставляет Ассоциация портов Украины «Укрпорт» в реформировании морского и речного транспорта Украины мы и встретились с Президентом Ассоцации «Укрпорт» Юрием Борисовичем Круком.

048: Юрий Борисович, мы знаем о Вашем богатом опыте работы в морехозяйственном комплексе Украины. И вот сегодня Вы сосредоточились на деятельности в Ассоциации портов Украины «Укрпорт». Что Вы считаете основным в своей нынешней работе?

Ю.Б. Крук: За свою двадцатилетнюю деятельность законодателя страны все подготовленные с моим участием законы предварительно обсуждались в среде специалистов морской отрасли. А Ассоциация портов Украины «Укрпорт» – это как раз самое крупное объединение профессионалов морской общественности, с которым мы на протяжении многих лет плодотворно сотрудничали, которое не только хорошо знает отрасль, но и заинтересовано в корректировке проводимых в ней реформ и исправлении допущенных ошибок.

Мы не должны забывать, что именно из-за принятия непрофессиональных решений, как морская отрасль, так и государство в целом теряют огромные средства в связи с уменьшением грузопотоков, судозаходов, не эффективностью расходов на эксплуатацию портов.

Работать с такими специалистами, учеными, экспертами всегда интересно. Здесь воедино собран производственный и научный потенциал профессионалов отрасли. Поэтому, когда Почетный Президент Ассоциации портов Украины «Укрпорт», который проработал не один десяток лет начальником морского торгового порта «Южный», Владимир Григорьевич Иванов обратился ко мне с предложением возглавить Ассоциацию, то я его принял, понимая огромную ответственность и в то же время испытывая огромный профессиональный интерес к этой работе в новом для себя статусе.

В нашей Ассоциации 32 предприятия морехозяйственного комплекса страны, 8 профильных комитетов. В каждом комитете представлены специалисты различных направлений и уровней. Они занимаются вопросами экономики и тарифной политики, стратегии и реформирования морской отрасли, взаимодействия смежных видов транспорта, механизации, технологии и информатики, международных связей и транспортной логистики, охраны окружающей среды и безопасности мореплавания, проектирования гидростроительства и технической эксплуатации портовых сооружений, правовыми и другими вопросами морехозяйственной сферы.

Как я уже сказал, в Ассоциации представлены не только портовики. Членом Укрпорта является Морской университет, ректор которого Ирина Владимировна Морозова является членом Совета Ассоциации.

У нас представлен Совет капитанов портов Украины, который возглавляет капитан Ильичевского морского торгового порта Незавитин Станислав Яковлевич. В составе Совета нашей Ассоциации представлены специалисты такой емкой структуры как «Ильичевсквнештарнс» - Генеральный директор Дербаков Валерий Александрович.Голубятников Николай Иванович - главный государственный санитарный врач Украины на водном транспорте. Валерий Борисович Осипов председатель Одесской областной общественной организации «Южноукраинский экологический союз» является сопредседателем экологического комитета Ассоциации.

На сегодняшний день мы подписали договор о содружестве с Украинским Союзом промышленников и предпринимателей, который возглавляет Анатолий Кинах. Я встречался с Леонидом Костюченко — это Президент Ассоциации Международных автоперевозчиков Украины и Украинского Транспортного Союза, в состав которого входит Укрпорт. Работа идет. Люди хотят высказать свое профессиональное мнение. Поэтому нам надо, чтобы нас услышали: Правительство, Президент, Верховная Рада.

048: Юрий Борисович! Сейчас работает много частных структур в морской отрасли, они, естественно, хотят, чтобы государство думало об их интересах больше. Как это учесть?

Ю.Б.Крук: Перед нами стоит сложная задача: развитие новой особой формы взаимодействия государства и частного бизнеса – государственно-частное партнерство в морской отрасли. В этой области у нас еще много спорных вопросов. Например, остаются не определенными до настоящего времени оценки приоритетности для отрасли концессии в портах. Очевидно, что необходимо будет попытаться сформулировать критерии применения тех или иных форм государственно-частного партнерства (и концессии – как одной из них) в том числе в отношении малых и больших, стратегически важных и региональных, рентабельных и убыточных портов, работающих в Украине.

Представляется, что придется обсуждать и вопрос о включении в планы приватизации через определенный период времени части государственных предприятий, выполняющих в настоящее время стивидорные работы в портах и множество других вопросов, в ответах на которые заинтересованы, я уверен, все игроки рынка портового бизнеса.

Нельзя считать и всегда правильными принятые назначения на руководящие должности профессионально не профильных людей, что в недавнее время не давало возможность обеспечивать профессиональными кадрами отраслевые структуры управления.

Чего только стоят финансовые планы государственных предприятий, которые утверждаются во второй половине планируемого года.

Как вы знаете, в результате, в портах имеют место строительство за государственный счет терминалов, которые нечем загрузить, реформы в портах дают отрицательный результат, тонут «волнорезы», уходят грузы, снижается количество судозаходов. В то же время частные стивидорные компании прекрасно развиваются без «объятий» государственного управления, а государственные постоянно борются за выживание с тендерами, контрактами с руководителями, беспределом чиновников. Чего только стоят финансовые планы государственных предприятий, которые утверждаются во второй половине планируемого года. А наши порты, которые по интенсивности обработки контейнеров находятся на уровне африканских. Понимая все это, мы видим необходимость в проведении корректировки проводимых реформ и незамедлительном исправлении допущенных ошибок.

048: И все-таки, Юрий Борисович, специалисты Вашего уровня, с Вашим богатым опытом приходят ведь в такие структуры не просто руководить, а чтобы донести собственную концепцию реформирования отрасли.

Ю.Б.Крук: У нас уже наметилась концепция реформирования отрасли, но все равно она еще требует доработки. Например, крайне важным вопросом по реформированию отрасли, на наш взгляд, является воссоздание в структуре Министерства отраслевого органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере морского и речного транспорта – Государственной администрации морского и речного транспорта Украины, которая должна отвечать перед Президентом и КМУ за состояние и развитие отрасли как носителя ответственности государства Украина по международным конвенционным обязательствам и за наиболее эффективное использование имеющегося морского и речного потенциала в интересах государства и народа.

Отсутствие отраслевого органа исполнительной власти, полномочного комплексно решать задачи отрасли, как показал опыт последних лет, тормозит проведение реформ. Функционирование отдельных структур с разновекторными полномочиями и компетенцией только разрушают системность управления, а зачастую и не способствует достижению общегосударственных интересов.

048: А встречались ли Вы с новым Министром инфраструктуры Украины? О чем был разговор?

Ю.Б.Крук: С министром инфраструктуры Украины Андреем Николаевичем Пивоварским мы встречались и общались более часа. Особо хочу подчеркнуть, что я не помню такого министра, с которым бы мне удалось так долго общаться, обсуждая проблемы отрасли. По итогам нашей встречи могу сказать, что взаимопонимание видения проблем и путей их решения в разговоре имело место и мы настроены на совместную плодотворную работу.

048: А что же делать с портами, грузооборот которых сейчас по объективным причинам резко сократилсяю Ну хотя бы порты расположенные на украинском участке Дуная?

Ю.Б.Крук: В этом случае, как нельзя уместно подходит поговорка – «мал золотник, да дорог». Украинская часть Дуная — это наша интеграция в Европу, которая существует уже более 200 лет. Как Вам известно, Дунай проходит через всю Европу. Поэтому украинские представители осуществляют встречи с парламентариями стран Дунайского бассейна, вырабатывают общую стратегию, защищают наши интересы. Мы должны возрождать эти порты. Нам надо, чтобы Дунайское пароходство перевозило по Дунаю минимум 30-40% общих объемов перевозок, а объемы перевалки грузов через украинские устьевые порты вернулись на максимльный для них уровень.

На наш взгляд, уже срочно должны быть обсуждены меры, направленные на удержание и стимулирование роста грузопотоков через все порты Украины (транзитные и экспортно-импортные) – те действия правительства, которые обязано инициировать отраслевое Министерство, оперативно реагируя на ситуацию с грузами в портах. Но для такой работы нужен ответственный профессиональный отраслевой «штаб» генерирующий идеи, планы, решения.

048: Какие на ваш взгляд должны быть первые шаги, по пути реформирования морской отрасли?

Ю.Б.Крук: Самым неотложным и наиболее ожидаемым для морской общественности должно стать принятие мер по искоренению коррупционных поборов в отрасли и по отношению к отрасли. На весь мир украинские порты «славятся» как одни из самых дорогих для судозаходов, т.к. значительная доля затрат по дисбурсментам – надуманные надзорными органами и коррумпированными чиновниками.

Поэтому наша Ассоциация «Укрпорт» настаивает на скорейшем рассмотрении Верховной Радой Украины Законопроектов, направленных на облегчение государственного регулирования бизнеса в портах, это будет сопутствовать искоренению коррупции в конкретных сферах портовой деятельности.

Если даже долгоожидаемые действия созданного Национального антикоррупционного бюро Украины не дадут в ближайшее время ощутимых всеми транспортниками результатов, необходимо будет ставить вопрос о принятии Закона «О противодействии коррупции на транспорте» и т.д.

И если говорить еще о важнейших шагах по пути реформирования морехозяйственного комплекса страны, то мы считаем, что органы местного самоуправления - областная государственная администрация, мэрии городов сегодня фактически отстранены от проведения реформ в части развития портов. А создание Администрации морских портов Украины с юридическим адресом в городе Киев привело к уплате налогов в центр, что по нашему мнению не верно. Большая их часть должна оставаться на местах.

Кроме того, вопросы кадровой политики в части назначения первых руководителей практически лишены влияния руководства на местах.

Считаем необходимым осуществить перераспределение полномочий, ответственности и финансовых ресурсов между центром и регионами.

Мировая практика свидетельствует о том, что органы местного самоуправления имеют значительно более существенное влияние на развитие порта как производственной единицы, так и как социального организма. Поэтому необходима скорейшая децентрализация власти, которая основывается на передаче некоторых полномочий органам местной власти с передачей источников финансирования на реализацию, то есть проведение децентрализации бюджетной системы.

Считаем необходимым осуществить перераспределение полномочий, ответственности и финансовых ресурсов между центром и регионами.

Такой подход к децентрализации государственного управления, на наш взгляд, существенно повысит уровень ответственности органов местного самоуправления, освободит министерства и ведомства от выполнения значительного объема не свойственных функций, позволит сосредоточить усилия на разработке государственной политики в каждой отрасли экономики, в том числе и в морской отрасли.

Так же необходимо принять срочные меры для поддержки научных организаций отрасли, которые когда действиями, а когда бездействием государства и бывшего отраслевого руководства доведены до критического состояния. Если такое положение с отраслевой наукой продлится еще год-два, государство и отрасль безвозвратно лишатся некогда одного из самых мощных в мире научных морских потенциалов, каковым обладала Украина.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Крук #порты #Укрпорт
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...