Среди начинающих психологов постоянно точатся дискуссии на тему того, нужно ли контролировать диалог с клиентом, который пришел к специалисту на прием? Каждая из сторон говорит свои аргументы касательно этой темы. Давайте разберем всех и вся их и узнаем, кто же прав? На самом деле - это довольно неоднозначная тема и нельзя сказать, что правильно только так и никак иначе.

Так, сторонники мнения, что диалог нужно контролировать, считают, если этого не делать, то клиент может просто уйти в себя или углубиться в своих проблемах. Например, на консультацию к психологу пришла девочка Маша, которая считает себя очень неуверенной в себе. Тем не менее, она не боится рассказывать о себе психологу, надеясь, что он поможет. Но психолог оказался сторонником теории, что нужно только слушать и человек сам разберется в своих проблемах. Девочка начала с того, как ее не любят родители и закончила одноклассниками. Затем она перешла в самокопание и начала анализировать, почему к ней так относятся.

На самом деле ее восприятие себя было в корне неверно. Конечно, ее не уважали все, но относились к ней вполне нормально. А она еще больше укрепилась в своих комплексах и вернулась в школу настолько подавленной, что со временем ее надуманная проблема обрела нормальные черты.

В то же время, если процесс слишком контролировать, то можно уйти не туда. Есть мнение в психологических кругах, что для оптимальной деятельности нужен средний уровень внимания. Если он повышается, то человек может слишком углубиться в одну сферу и не замечать других. Одна женщина как-то рассказала историю о том, как она только научилась водить машину. Она едет по дороге и восхищается своим контролем. Вот все хорошо, машину она видит, ручку передач переключает в правильное положение в нужные моменты. И тут она замечает, что едет по встречной полосе.

Точно так же и участники коммуникативного процесса могут уйти не туда во время разговора и вместо того, чтобы обсуждать проблемы клиента, могут контролировано делать все то же самокопание. Поэтому мораль сей статьи такова. Не нужно метаться из крайности в крайность. Психолог должен сам определять, как будет идти консультативный процесс, но при этом не нужно слишком контролировать. Тем более что во время излишнего внимания к клиенту психолог может подсознательно пытаться исправить собственные психологические проблемы через клиента и результат не только не будет достигнут, но и будет достаточно деструктивным.