В Одессе встретили моряков, вернувшихся из гвинейского плена
В Одессу после нескольких месяцев, проведенных в качестве заложников в Северной Гвинее, вернулись девять украинских моряков.
В аэропорту бывших узников встречали родные, представители прессы и сотрудники благотворительной организации «Фонд помощи морякам «Ассоль», оказавшей помощь в возвращении украинцев.
Как рассказала председатель правления БО «Ассоль» Анна Муругова, вот уже 6 лет помогающая морякам в сложных ситуациях, это — самый неординарный и сложный случай за всю практику фонда. По словам женщины, ключевую роль в освобождении сыграли украинские дипломатические службы и жены моряков.
«К нам обратились родственники и жены плененных моряков, и именно их настойчивость, готовность идти до конца в защите своих мужей, помогла нам, в конце концов, освободить парней из плена», — рассказала Анна.
Ситуация, в которой оказались моряки – новый вид пиратства, получивший название «государственного». Специалисты утверждают, что подобные ситуации становятся регулярными. Власти африканских стран зачастую фабрикуют обвинения и выставляют немалые финансовые условия освобождения судна и экипажа, тем самым фактически шантажируя судовладельца.
3 июня контейнеровоз AS Castor был арестован в Карнаки после того, как полиция нашла в контейнере с сахаром две упаковки с кокаином. И хотя плавсостав не несет ответственности за содержание груза, а контейнер был погружен так, что к нему не было физического доступа, из семнадцати членов экипажа судна двое: капитан Станислав Озаринский и старший помощник филиппинец, были арестованы и отправлены в местную тюрьму, а остальные моряки оказались заблокированы на арестованном судне.
Четырнадцать судебных заседаний не смогли доказать вину капитана AS Castor и его команды, но и отпускать моряков не хотели. Только после того, как судовладелец внес за арестованных 100 тысяч долларов и заплатил гвинейскому правосудию почти миллион долларов штрафа, африканский суд вспомнил про справедливость.
По словам капитана судна Станислава Зорянского, весь экипаж находился под постоянным психологическим прессингом, а несколько че успели заразиться местными заболеваниями. «Самым тяжелым были неопределенность и постоянные изнурительные допросы, — рассказывает Станислав. – При том, что никаких доказательств у них не было. Мы не отвечаем за груз, наше дело в целости и сохранности доставить его из одного пункта в другой. Все экспертизы подтвердили, что экипаж физически не мог подложить что-нибудь в контейнеры».
Как отметила председатель наблюдательного совета благотворительной организации «Фонд помощи морякам «Ассоль«», народный депутат Украины Светлана Фабрикант, самое главное в таких ситуациях — не терять драгоценного времени и стучаться во все двери: в МИД, к судовладельцу, профсоюзы и неправительственные фонды.
«За шесть лет мы накопили огромный опыт помощи морякам и их семьям. Сейчас у фонда в работе — более 68 судов, то есть более 500 украинцев, каждого из которых дома ждут родные дома, — рассказала Фабрикант. — Мы делимся опытом, оказываем юридическую и психологическую поддержку, создаем общественный резонанс. К нам обращаются тогда, когда иссякает надежда, и просьбы о помощи в другие инстанции не приносят результатов».