В Одессу везут диковинные японские куклы, оригами и вышитые шары
В 2015 году города Одесса и Йокогама отмечают 50-летний юбилей установления побратимских отношений.
Как сообщили организаторы, в рамках дней Японии одесситы и гости города смогут поближе познакомиться с японской культурой.
С 3 по 5 сентября в выставочных залах Одесского художественного музея будет открыта выставка японских кукол, фотографии, вышитых шаров темари и каллиграфии. Также в программе фестиваля - мастер-классы по каллиграфии, оригами и фурошики.
Темари – это традиционные японские вышитые шары. История темари насчитывает несколько веков. Происходят они от кожаного мяча для игры Кемарі, в которую играли мужчины при императорском дворе. Похожую игру темари («ручной мяч») придумали для себя девушки из состоятельных семей. Только с развитием технологий, когда нити стали более доступными для широких слоев населения, начался период расцвета темари. С того времени каждый регион Японии развивает собственные характерные орнаменты и стили темари.
Раньше темари были мячами для детской игры, сегодня же темари – это памятный подарок, который выполняет, прежде всего, декоративную функцию. Считается, что темари приносят счастье и благосостояние, обычно их дарят на свадьбу и Новый Год.
Каллиграфия - искусство красиво писать иероглифы кистью и тушью - родилась в Китае и со временем пришла к Японии. Каллиграфия является не простым рисованием надписей, а своеобразной поэзией, которая может передать чувства, состояние души, впечатления художника... И не обязательно знать японский язык, чтобы почувствовать ту удивительную поэтическую атмосферу, которую создают каллиграфические произведения. Можно и самому начать изучение каллиграфии: как известно, искусство не знает границ, языковых или временных различий. И каждый из нас имеет возможность ощутить необычное состояние души, возникающее от аромата сухой японской туши, когда ее растирают перед началом работы... А дальше - почувствовать в руке дрожание кисти, услышать шорох его легкого прикосновения к бумаге и научиться властвовать над теми капризными мягкими узорами, которые создает на бумаге своевольная тушь... И наконец, почувствовать себя творцом новых миров.
Оригами (яп. 折り紙 ори — «складывать», ками — «бумага», то есть «составленный из бумаги») — традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. Целью этого искусства является создание произведений путем использования схемы геометрических сгибов и складок. Хотя относительно происхождения оригами существуют некоторые разногласия, но наверняка можно сказать, что развилось оригами именно в Японии. Сначала это была игра преимущественно для детей, пока Йосидзава Акира не придал этой забаве второе дыхание, внедрив новые технологии, такие как мокрое складывание и тому подобное. С 1960-х искусство оригами стало активно распространяться по всему миру, появились такие направления, как модульное оригами, Кирикоми, чистый оригами.
Фурошики – это ткань квадратной формы, предназначенная для вращения, упаковки и переноски различных предметов. В наше время фурошики пользуются большой популярностью среди населения Японии и за пределами страны восходящего солнца. Письменные упоминания об использовании ткани под названием «фурошики» датируются XVII веком. Однако в музее города Нара хранится кусок ткани, предназначенный для вращения, датированный XVIII в. Заметным фактом является то, что золотой эпохой для фурошики стали 1950-1970 гг. В этот период возобновилась традиция заворачивать все подарки, учитывая подарки благодарности, на свадьбу, подношения в поминальных службах; также стали заворачивать обеды (бенто) и сувениры. Кроме того, фурошики вернулись в общество как решение проблемы мусора. Удобство фурошики заключается в том, что этот отрезок ткани легко принимает форму вещи, которую в него заворачивают. Он будет приспосабливаться к вашим потребностям независимо от того, что именно вы заворачиваете: большой или маленький предмет, продолговатый или круглый, квадратный или неопределенной формы. Фурошики всегда позволяют вам индивидуально подчеркнуть свое настроение и характер.