Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе»

Педагог и общественник, кобзарь и рок-музыкант, лидер группы «Друже Музико» и ярый патриот – и все это об одном человеке.

Максим Трубников, вероятно, умеет прибавлять к земным суткам несколько дополнительных часов, чтобы успевать на всех фронтах. Творческим людям свойственно обладать не только харизмой, но и особенной магией, которая трансформирует все вокруг них. Педагогам же и вовсе по плечу изменять мир. По крайней мере – в глазах детей. Именно от этих людей зависит, каким будет человечество завтра и послезавтра. Сегодня же мы познакомимся ближе с человеком, чьи песни открыли для многих совершенно иную Одессу, чье творчество вдохновило многих украинцев стать сознательными гражданами своей страны, чей пример воодушевляет маленьких одесситов на патриотический рост.

_wXQZMqwa4o

Прочувствуй свое: как вызревал патриотический позитив в Одессе

Человек во многом тождественный своим убеждениям. Постичь чьи-то убеждения, осознать, откуда, почему и зачем они поселились в чьей-то голове – равносильно понять, как и куда движется кривая в графике жизни той или иной личности. Деятельность нашего сегодняшнего героя обусловлена его патриотическими, даже националистическими взглядами на мир. В нынешней сине-желтой Одессе, где на каждом шаге встретишь человека в патриотической футболке и с ленточкой цветов государственного флага, где на многих балконах вывешены национальные знамена и украинские красно-черные революционные флаги на знак своей позиции, с такими взглядами жить достаточно комфортно. Впрочем, в то время, когда юный Максим формировался как патриот, влияние «великоимперских» стереотипов в городе было намного сильнее. Как в таких условия закалялся характер будущего лидера?

М.Т.: «Патриотические и националистические взгляды у меня появились еще до того, как это стало «мэйнстримом», как говорят, до того, как это стало модным, популярным. Что касается Одессы, то я всегда осознавал, что Одесса – это украинский город. Кто бы что не говорил, других убеждений у меня не было, будем откровенны, хотя в силу различных политических нюансов есть люди, считающие по-другому. Если же говорить о становлении личности, то нужно в первую очередь обратить внимание на тинэйджерство, когда ты уже не ребенок, но еще не взрослый: человек выбирает свой путь, пробует идти, ошибается, падает, поднимается и идет дальше. Осознание сначала патриотизма как любви к Родине, потом национализма как сохранения и защиты родного появляется у меня как раз с началом независимости нашего государства. Это был 1991 год и мои 10 лет, плавно перетекающие в 11.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 2

«Осознание сначала патриотизма как любви к Родине, потом национализма как сохранения и защиты родного появляется у меня как раз с началом независимости нашего государства»

«048.ua»: Таким образом, независимость Украины, появление всего украинского стало своеобразным переломным моментом?

М.Т.: Да, это сыграло огромную роль. А еще тинэйджерское желание быть нужным, быть полезным в достижение общей цели. И тут как раз возобновляется украинское государство, актуализировалась история Украины. Это сильно повлияло.

«048.ua»: В чем же воплотилось это желание – быть полезным?

М.Т.: Сначала было самообразование, желание узнать то, о чем не говорили в школе, то, чего не знал до этого об украинской государственности, об истории Родины, своего родного города. Постепенно эта потребность самообразования трансформировалась в желание рассказать другим то, о чем ты сам узнал. Зачастую это было интересно моему окружению, и мои друзья тоже начинали изучать эти вопросы.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 3

«048.ua»: Так Вы решили стать педагогом?

М.Т.: Не факт, но возможно.(Смеется) Так вот оно как! Наконец я понял, где неправильно свернул: нужно было идти прямо, а я пошел в другую сторону.

«048.ua»: Педагог часто становиться той личностью, на которую равняются. Можете ли Вы выделить персоналии, на которые ориентировались в тинэйджерстве, или становление Ваших взглядов было таким себе автономным процессом?

«Я осознал: если люди – независимо от столетий – на своей земле бились за свою независимость, свою волю, свои права, то, значить, у этих людей было на это право»

М.Т.: К сожалению, я не могу выделить одного человека или группу людей в период становления. Так случилось. Я очень сожалею об этом, потому что понятно: если бы был наставник или просто человек, который мог бы подсказать, мол, иди туда – узнаешь об этом, то мое личностное развитие шло бы намного быстрее. Хотя никто не скажет, был бы фактор влияния обязательно позитивным. А так было саморазвитие, самоанализ и собственные выводы с той информации, которую в те года было достаточно нелегко получить. Что могло интересовать парня? Исторические события, военные нюансы – парней такое больше увлекает. События периода казачества, события разных национально-освободительных движений – первые освободительные движения начала 20-го столетия, 1917-1921 гг. (а это совершенно по-другому подавалось в школе в то время), второе освободительное движение – Украинская повстанческая армия. Тогда либо не было информации об этом, либо события подавались в негативном ракурсе. Но сА если таких людей пытались показать только в негативном свете, значит, нужно было доказать себе и остальным, что это не так, докопаться до спрятанной истины. Была тяга к людям, которым это все тоже интересно. Познакомился чуть позже с одесским отделением «Просвіти», потом стал членом «Просвіти», на некоторое время возглавил «Молодіжну Просвіту» в Одессе. Там уже началась большая реализация просветительской деятельности, как у меня, так и у людей, которые ко мне примкнули.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 4

«048.ua»: Каждый выбирает свои методы для достижения цели. Путь просвещения – длинный, впрочем, надежный: он влечет коренные изменения мировоззрения, устанавливает прочные связи, ведет к четкому осознанию процессов, самоидентификации. Но идти долго, нужно терпение. Почему Вы выбрали такой длинный путь?

М.Т.: Возможно, эта дорога была для меня наиболее интересной. Да, были разные пути. Повлиял фактор моей личности. Я привык реализовать себя в творческом ключе. С детства занимался музыкой. Возможно, если бы в детстве я занимался карате, то выбрал бы другую дорогу. А так я всегда занимался творчеством, пытался сам писать, создавал группы. Объединив свое занятие музыкой, свой опыт и знания, я и выбрал путь просветительства – для меня это было естественно и интересно.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 5

«Объединив свое занятие музыкой, свой опыт и знания, я и выбрал путь просветительства – для меня это было естественно и интересно»

«048.ua»: Насколько же этот путь продуктивен?

М.Т.: До сих пор продолжая работать учителем и преподавать, я считаю, что этот путь достаточно продуктивный. Сознание, патриотическое сознание в частности, закладывается именно во время учебы. И это происходит не в высших учебных заведениях, а как раз в школе, гимназиях.

Миссия выполнима: воспитание юных одесситов настоящими патриотами

Множество одесситов знают нашего сегодняшнего героя как Максима Валерьевича – педагога с неисчерпаемой фантазией, искренней любовью и уважением к детям, патриотического инструктора и неугомонного организатора. Так повезло воспитанникам одесской Гимназии №9. Максим Трубников для многих школьников – самый любимый учитель.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 6

«048.ua»: Педагогика – тонкая материя: в школе можно детей отпугнуть схоластическими перегибами от чего-то на всю жизнь, а можно наоборот – вдохновить, направить, подсказать, стимулировать. Ваши выпускники становятся активными участниками общественного движения в Одессе, всячески демонстрируют свою патриотическую позицию и после окончания гимназии. Это говорит о том, что Ваша работа весьма продуктивна. Как Вам удается достучаться к детям и подросткам?

М.Т.: Я был бы рад открыть секрет или формулу, за которой можно было бы воспитывать патриотов, но это не так. Что нужно? Просто нужно быть настоящим. Я считаю, что в педагогике больше всего позитивно влияет на тех, кого ты учишь, твой собственный пример. Когда учитель математики не может сам решить ту задачу, которую задает ученикам, то он не только становится для них неинтересным, но и объектом для насмешек. С патриотическим воспитанием точно так же. Нельзя привить любовь к Родине, если ты сам этого не чувствуешь.

«Нельзя привить любовь к Родине, если ты сам этого не чувствуешь»

К сожалению, как раз с этим мы часто сталкиваемся, когда люди вынуждены по программе заниматься патриотическим воспитанием, но на самом деле они этого не желают, то и делают это для галочки. Естественно, если они равнодушны к этой идее, если они не настоящие, то никакой пользы от их мероприятий, громогласных реплик не будет. Я же пытаюсь просто быть настоящим, показывать себя таким, каким я есть, тем Максимом Валериевичем, который сам любит Украину, сам отстаивает, делает, если говорить о музыке, то пытается достичь каких-то высот – быть примером. Каждая ступенька в моем творчестве – группы «Друже Музико» или аутентической, кобзарской – это в первую очередь для того, чтобы доказать себе, своим ученикам, своему окружению – вот пример: Максим Валериевич действительно любит это и действительно это делает. Те, кто считает, что он не хуже, тоже может это доказать в действии. Давайте – идите по своему пути или по похожему.

«Мы берем припыленную аутентику и несем ее современной молодежи, которая, по большому счету, никогда бы ее и не услышала, а если бы услышала, то, скорее всего, не обратила бы на нее внимания»

Я стараюсь заниматься патриотическим воспитанием не только в гимназии. Выступаю и в других учебных заведениях, принимаю участие в различных мероприятиях лагерей, особенное внимание приделаю детскому лагерю «Гайдамацька Січ», который организовывает «Чорноморське гайдамацьке з’єднання» несколько раз в год. Я там являюсь инструктором по патриотической песне. Там мы развиваем несколько направлений. Первое – песенно-историческое развитие. Мы берем песни разных исторических периодов, в основном это национально-освободительного движения: это и казацкие песни, и повстанческие, и стрелецкие. И на примере этих песен мы с участниками лагеря учим историю, рассматриваем, кто написал песню, почему она возникла, почему именно так звучит, почему были написаны те или иные слова. В то же время мы обращаем внимание и на современный репертуар: сейчас есть много песен, которые могут воспитать патриотизм. Кроме этого, еще демонстрируем кобзарскую деятельность. Рассказывая о движении кобзарей, играя на старосветских инструментах, мы даем детям информацию о традициях, необычных моментах, связанных с кобзарством, с этим феноменом украинской музыки.

«В общении с детьми опять-таки нужна искренность, умение быть настоящим. Это дает возможность завоевать одну из самых сложных публик»

Мы берем припыленную аутентику и несем ее современной молодежи, которая, по большому счету, никогда бы ее и не услышала, а если бы услышала, то, скорее всего, не обратила бы на нее внимания, потому что этот материал нужно умело педагогически подавать, чтобы у ребенка не потерялось желание этим интересоваться. Я не пытаюсь их превратить в фанатов, слушающих исключительно музыку 17-го столетия – делаю акцент на самом главном, чтобы было интересно узнавать что-то об этом и дальше. В общении с детьми опять-таки нужна искренность, умение быть настоящим. Это дает возможность завоевать одну из самых сложных публик. Когда человек осознанно идет на концерт – это достаточно легкая публика. А вот когда ты приходишь к людям и даешь им не то, что они бы заказали, а то, что ты хочешь им предложить, да еще и заинтересовать этим, вот это задача потруднее. Но, слава Богу, выходит.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 7

«048.ua»: Давайте вернемся на минутку в Вашу гимназию. Она ведь необычная – казацкая. В чем это проявляется?

«Гимназия №9 – казацкая. Каждый наш класс – это отряд, имеющий имя выдающихся украинцев, преимущественно – гетманов»

М.Т.: Гимназия №9 действительно позиционирует себя как казацкая. Чем она отличается от других учебных заведений? Каждый наш класс – это отряд, имеющий имя выдающихся украинцев, преимущественно – гетманов. Класс, у которого я являюсь классным руководителем, носит имя, как я считаю, одного из величайших гетманов, – Ивана Мазепы. У классов есть свои хоругвы, с которыми они принимают участие в торжественных мероприятиях, проходящих дважды в год – осенью и весной. Это «Козацьке коло», во время которого собираются представители юношеских казацких организаций города и области. У каждого класса есть своя походная песня, с которой они идут маршем, демонстрируя свою подготовку. У них есть своя форма, нашивки, которые удостоверяют принадлежность к отряду и гимназии в целом. Проводим множество патриотических мероприятий. Сейчас это в частности встречи с участниками российско-украинской войны. Организовываем ярмарки в поддержку бойцов, которые с оружием в руках защищают Украину и отстаивают наш суверенитет, как в добровольческих батальонах, так и в ВСУ. Еще у нас есть музей-светлица, которым на данный момент руковожу я. Там проводим различные мастер-классы по народным ремеслам. Говоря о светлице, нужно упомянуть о человеке, которого можно назвать отцом Гимназии №9 в целом и светлицы в частности – это Олийнык Иван Антонович – экс-директор нашей гимназии. Он посвятил 30 лет своей жизни тому, чтобы построить гимназию, сделать ее украинской в Одессе, сделать ее казацкой, привить любовь к родному краю в этом учебном заведении. Именно он и создал эту светлицу-музей, и большая часть экспонатов собрана благодаря ему (а там есть предметы быта наших предков – от ковров до утюгов, много музыкальных инструментов, особенно бандур, есть духовные вещи – иконы и многое другое). В прошлом году эта светлица была признана лучшей среди музеев этнографического направления.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 8

«048.ua»: Вы достаточно много внимания уделяете своим воспитанникам и вне школьных стен – проводите коляду, мюзиклы. Когда учитель занимается воспитанием учеников вне школы, проводит с ними внеурочное время, для детей это важно – почувствовать, что они нужны, имеют значение.

М.Т.: Они почувствуют, что они важны, если ты их будешь поощрять. У нас есть свой фольклорный коллектив, внешкольный, в состав которого входят дети с разных классов нашей гимназии. Одни выпускаются, другие приходят. Школьники очень активно интересуются этим, просятся в коллектив в таком количестве, в котором просто нереально выступать, всех взять. Например, в вертепе задействуем до 20 людей. Сцены, на которых мы по приглашению выступаем, могут вместить где-то человек 15. А просится человек 30-50. Да и перевезти такое количество детей разного возраста достаточно сложно, ведь это все делается на благотворительных началах, и специального транспорта нет. Работой с фольклорным коллективом стараюсь показать детям, что наши обычаи и традиции – это клево! Это лучше, чем сидеть дома перед телевизором или играть на компьютере – демонстрировать себя и свои умения людям и тем самым сохранять традиции своего народа.

«Работой с фольклорным коллективом стараюсь показать детям, что наши обычаи и традиции – это клево!»

Кроме этого, ставим разные мюзиклы, например, ко Дню Святого Николая, на Масляную. Когда проводим мюзиклы в гимназии, пытаемся задействовать всех, чтобы никто не чувствовал себя зрителем в стороне. Пускай ребенок выйдет на сцену на полминуты, но это уже будет большее достижение, особенно для тех детей, которые не чувствуют, что способны на это и даже боятся этого. И важно, когда дети демонстрируют новые знания, достижения взрослым, и взрослые говорят на это: «Хм, а мы даже и не знали, что это так». Насколько тогда гордость наполняет детскую душу, что ни папа, ни мама, ни дедушка, ни бабушка не знали, например, о таком обычае, а ребенок им рассказал. Если ребенок это почувствует, ему захочется идти дальше и дальше, узнавать новое, развиваться. Я стараюсь также поддержать тех своих учеников, которые сами начинают заниматься творчеством, создают группы. Вплоть до того, чтобы предоставить возможность выступить на разогреве у моей группы на концерте, чтобы они прочувствовали выступление.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 9

«Друже Музико»: завоеватели музыкальной Украины

Поклонникам бокса прекрасно знакома песня «Українські отамани», под которую на ринг выходит одноименная украинская команда боксеров. Благодаря боям украинских боксеров эта песня звучала многократно не только на все страну, но и во многих странах. Это песня одесской этно-драйв группы «Друже Музико», лидером которой является Максим Трубников. Одесская формация патриотического позитива колесит по всей Украине, посещая с концертами всевозможные фестивали и концертные площадки. Как же все начиналось, «048.ua» выведал у Максима Трубникова.

«048.ua»: А как появилась музыка в Вашей жизни?

М.Т.: Музыка в моей жизни появилась в 5 лет благодаря бабушке и маме, которые отвели меня в музыкальную школу. Отдали меня на фортепиано. Меня очень хотели записать не то на виолончель, не то на контрабас, но бабушка отстояла, сказала: «Нет, мой внук будет играть на фортепиано». Я, правда, не очень хорошо представляю пятилетнего мальчика, играющего на контрабасе… А может, бабушка просто не хотела за мной постоянно огромный стул носить, чтобы я хоть как-то мог играть на этом инструменте. Так что моя музыкальная жизнь началась в 5 лет с фортепиано.

«Меня очень хотели записать не то на виолончель, не то на контрабас, но бабушка отстояла, сказала: «Нет, мой внук будет играть на фортепиано». Я, правда, не очень хорошо представляю пятилетнего мальчика, играющего на контрабасе… »

Учился в нескольких музыкальных школах, окончил школу №1по классу фортепиано. Скажу откровенно: я не был послушным учеником. Мне давалось все достаточно легко – возможно, врожденные способности, поэтому. Но лень брала свое. Может, если бы не так легко давалось, то приходилось бы больше работать, а так я видел, что по сравнению с другими у меня и так все получается, и усилий не прилагал. Осознание того, что музыка мне нужна для самореализации, пришло уже по окончанию музыкальной школы, где-то так в 14 лет. Я начал интересоваться гитарой, даже группы пытался собирать в этом возрасте, пробовал писать что-то свое. А дальше это стало неотъемлемой частью моей жизни. В Мариинской гимназии у нас была группа «Тіні забутих предків». В 1998 году появилась группа, игравшая уже более тяжелую музыку – «Реквієм». Уже через год за версией фестиваля «От заката до рассвета» эта группа была в пятерке лучших в Одессе.

«В жюри были в основном люди преклонного возраста, и наши «металлические» убеждения их не убедили, а чуть не добили»

Мы пробовали принять участие в отборочном туре всеукраинского фестиваля «Червона Рута» и напугали жюри (смеется) своим напором, death-metal/ом. Тогда в жюри были в основном люди преклонного возраста, и наши «металлические» убеждения их не убедили, а чуть не добили. Но нам даже выписали какую-то грамоту, хотя в глазах у них был перепуг (смеется). Да, с перепуга наградили. А после этого была группа «Південний Вітер» – именно там началась более серьезная реализация себя и как поэта, и как композитора исключительно украинской песни. Там я с себя снял с себя полномочия вокалиста – пел мой однокурсник. «Південний Вітер» пытался быть альтернативным, что было интересно на тот момент, в 2000-ные года. Но мы не очень долго и не очень упорно этим занимались. Но и такая тропинка в жизни была. И уже потом, намного позже, в 2009 году, я создал группу… Это можно назвать акустическим квартетом (смеется). Под названием «Друже Музико». Постепенно группа переросла в формацию патриотического позитива. Сменяя состав, подыскивая свой звук, свою манеру, инструменты, с которыми эта манера была бы действительно интересной, приходим к собственной стилистике – этно-драйв.

«048.ua»: Чем вы – «Друже Музико» - особенные? Ведь уже сложился своего рода массив этно-роковых групп, команд, исполняющих патриотические песни. Вас не останавливало то, что слово уже сказано – можно ничего нового и не сказать?

«Мы – этно-драйв: этнический драйв, который несется с наших сердец, наших мыслей, наших чувств, которые мы передаем нашему слушателю»

М.Т.: Нет, мы этого не боялись и не боимся до сих пор. С каждым своим выступлением, с каждым фестивалем мы доказываем, что если такого и стоит бояться, то уже не нам. Наш поиск самих себя был плодотворным; если взять и послушать наши песни и песни тех групп, которые будто бы похожи по направлению на нас, то как раз похожести и не найдешь – ни в подаче, ни звучании, ни в самой стилистике. Мы не зря ее так назвали. Кто-то величает себя «козак-рок» или «сич-металл». Мы позиционируем себя как этно-драйв. Мы не попса, мы не металл. Возможно, мы даже и не рок в обычном понимании. Мы – этно-драйв: этнический драйв, который несется с наших сердец, наших мыслей, наших чувств, которые мы передаем нашему слушателю. А чем мы особенные? Возможно, тем, что наш колорит замешан на патриотическом позитиве. Кстати, о патриотизме достаточно многие стараются говорить, преподносить его, да вот подают патриотизм позитивно, как мы, далеко не многие.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 11

«048.ua»: То есть, можно сказать, что в ваших песнях нет той истории, которую, по словам Винниченко, нельзя читать без брома? У вас взамен этому – нацеленность на будущее нации?

«Мы стараемся своими песнями дать людям силы на борьбу, а не заставить их опустить руки и заплакать»

М.Т.: Скажем так: мы стараемся своими песнями дать людям силы на борьбу, а не заставить их опустить руки и заплакать.


«048.ua»: Какой же месседж вы отправляете слушателям в своих песнях?

М.Т.: Наш самый главный девиз – «Будь з нами, будь українцем!». Этот девиз уже, слава Богу, звучит со всей Украины. Ее уже крадут и пишут на открытках, но я на это не обижаюсь. Вот казалось бы: простая фраза. Когда у меня возникла идея этой песни в голове – честно скажу – я даже взял и загуглил ее: «Будь з нами, будь українцем!». И на тот момент ничего такого не нашел, в такой цепочке. Тогда в очередной раз убедился, что нужно такую песню сделать.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 12

«048.ua»: А откуда взялся этот девиз «Будь з нами, будь українцем»?

М.Т.: Наверное, с понимания того, что само сознательно каждый гражданин Украины должен прийти к этому. Когда каждый осознает то, что нужно вместе идти «і на свята, і до зброї», тогда Украина станет действительно сильным и непобедимым государством, перестанем ковыряться в разных лужах, в которые мы периодически влезаем.

«Когда каждый осознает то, что нужно вместе идти «і на свята, і до зброї», тогда Украина станет действительно сильным и непобедимым государством»

«048.ua»: Когда Вы призываете «Будь з нами, будь українцем», что для Вас, собственно, означает быть украинцем?

М.Т.: Это – любить свое. Любить неистово, безумно. В моем понимании, если я – украинец, значит, я интересуюсь украинским, мне не все равно, я люблю и защищаю свое, свою Родину и на мгновение не ставлю под сомнение такие моменты, как суверенитет, свобода, правда в наших действиях.

«048.ua»: Песня «Будь з нами, будь українцем» была написана еще до Революции Достоинства, но там уже есть такие слова: «До зброї підемо разом з тобою». Вы чувствовали, что к этому идет?

М.Т.: Ну, я не Ванга, чтобы провещать будущее, но понятно, что люди, которые сознательно анализировали и наблюдали за происходящим, понимали, что долго так продолжаться не может. Что вот нежелание верхушкой воспринимать нашу страну Украиной, как было в советские времена, так и продолжалось во времена независимой Украины. Это нужно было менять. И как показывала практика, толерантные ходы – уговаривания, просьбы – ни к чему не приводили. По моему мнению, это логический ход истории. Так должно было случиться, иначе бы это не разрешилось.

«048.ua»: В песне Вы убеждаете своего слушателя, что вместе с ним будете и на празднике, и когда нужно взять в руки оружие. Когда возникла потребность, пошли ли Вы со своим народом не только на празднование, но и в пекло борьбы?

М.Т.: Если говорить о последнем Майдане, то мы были участниками всех самых больших майданов в стране. Выступали на киевском Майдане, поднимая патриотизм и веру в собственные действия людей, с которыми мы там отстояли достаточно сложные часы морозных дней. На львовском майдане играли. В первые дни, когда только все началось, играли на Франковском майдане. Естественно, на родном одесском майдане у Дюка были если не постоянно, то очень часто. Мы боролись со своим оружием – оружием песен, оружием музыки, оружием слова. Вдохновляли, поднимали руки тем, кто был в замешательстве от ситуации, что сложилась, в чем-то разочаровались. А сейчас пытаемся быть капелланами душ для людей, которые держат в руках настоящее оружие.

«Песня «Молитва бійцям» - капелланство для души каждого воюющего человека»

Одна из последних на сегодня песен – «Молитва бійцям» – написана на основании старинной казацкой молитвы, которую нашли в «Чорноморському гайдамацькому з’єднанні». Это молитва, с которой еще запорожские бугские казаки шли в бой, прося Богородицу заступиться и охранять в битве. На этой базе мы сделали свою песню, чтобы она, прежде всего, звучала для тех, кто сейчас наибольше в ней нуждается. Своими выступлениями перед военными мы доносим эту песню, скоро уже запишем студийную версию – сможем ее распространять для бойцов, чтобы наш мессидж, это наше капелланство долетело до души каждого воюющего человека. К нам подходят после выступлений (или просто встречая где-то) и говорят, что песни очень вдохновляют. Они чувствуют, что нужны нам, что они не отделены от «мирной» Украины.

«И с той, и с той стороны воюющие слушают российский «блатняк». А нашим бойцам нужно бы слушать те песни, которые призывают к действиям, дают любить, ценить и понимать свое, а не превращают человека в неразумный объект влияния врагов»

Они понимают, их здесь ждут, что нельзя опускать руки и нужно сделать все и даже над-реальное, что покончить с этим и получить такую нужную общую победу. Нужны песни, которые бы вдохновляли наших бойцов. Не я первый об этом скажу: и с той, и с той стороны воюющие слушают российский «блатняк». А нашим бойцам нужно бы слушать те песни, которые призывают к действиям, дают любить, ценить и понимать свое, а не превращают человека в неразумный объект влияния врагов.

«048.ua»: Возможно, вам стоило бы укомплектовать своего рода сборники для украинских военных?

М.Т.: Мы думаем об этом… Надеюсь, что в ближайшее время в сотрудничестве с другими украинскими группами мы запишем такого рода диски для наших бойцов или видео, концертные записи.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 14

«048.ua»: Для многих в Украине «Друже Музико» является таким себе воплощением украинской Одессы, вы превращаетесь в такую себе визитную карточку, становитесь своеобразными послами. Это огромная ответственность. Какой вы представляете Одессу, путешествуя по стране?

М.Т.: Формация патриотического позитивасоздает образ украинца, одессита, позитивного, умного, открытого, людей, которые с радостью приобщаются к любому проукраинскому делу в любом городе и приглашают к себе домой, чтобы вместе, еще в большей степени нести то украинское, что в силу политических причин было призабыто.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 15

«048.ua»: Недавно формация патриотического позитива «Друже Музыко» вернулась с особенных гастрелей – с прифронтовой Луганщины. Какие впечатления от этой поездки?

М.Т.: Давали концерты в трех городах: Сватово, Старобельск и Новопсков. Ездили с хорошей творческой группой: «Очеретяний кіт» (Винницкая область), Сергей Файура (Киев) и Анатолий Костенко (Харьковская область). Популяризовали украинское. Кроме, собственно концертной программы, привезли также диски, которые записали благодаря поддержке меценату Александру Юркову, также книжки, флаги, комиксы, ленточки. Очень много людей приходило на концерты. Кто-то общался на русском языке, кто-то – на украинском. Но приобщиться к украинской культуре старались все.

«На Луганщине десятилетиями выращивали рабов в нерабское время»

Проблема Луганщины в том, что на протяжении десятилетий делалось все для того, чтобы это регион не имел прямого общения с другими регионами. Людям не давали развиваться. Воспитывали рабов в нерабское время. А том колоссальное количество сознательных людей, украинцев. Мы видели грусть и сожаление в глазах и нескрываемую радость за нас – за Одессу и Одесщину, что мы смогли выстоять в этой навале, отбросить ее от себя, а они, к сожалению, не смогли отстоять свой родной город.

«На Луганщине люди боятся, что власти их просто подарит, сдаст. Это для них самая большая боль для них»

Самое большое впечатление то, что Луганщина ничем не отличается от Украины в целом. И ландшафты похожие мы видели в разных уголках нашей страны. И люди такие же, по большому счету. Все эти разговоры о том, что мы все разные – это просто политический пиар, направленный на свой электорат. А люди такие же. Они так же само пытаются бороться на той земле. Единственное, они боятся, что власти их просто подарит, сдаст. Это для них самая большая боль для них. Конечно же, они этого очень боятся, потому что уверенности, к сожалению, нет.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 16

Зов веков: как одесский рокер стал кобзарем

В путешествие на Луганщину, на фестиваль на Западной Украине или в военную часть на Юге страны Максим Трубников обязательно берет с собой старосветскую кобзу, изготовленную собственными руками. Играет на ней с особенным вдохновением, поет казацкие думы, духовные канты, старинные песни, написанные, например, самим гетманом Иваном Мазепой, но таких близких нашему сердцу до сих пор.

«048.ua»: Будем откровенны: реконструкция кобзарства – не самое популярное занятие среди современных украинцев. Как Вы к этому пришли? Откуда и зачем на Вашем пути появился этот аутентичный инструмент – кобза?

М.Т.: Кобза в моей жизни появилась тогда, когда в Одессу приехал Алексей Губский (общественник, поэт, кобзарь, «голос» одесского Евромайдана, - «048.ua»). Познакомились. Он мне показал этот инструмент, который привез с собой. Я до этого имел небольшой опыт игры на академической бандуре: во время учебы на музыкально-педагогическом отделении Южноукраинского педагогического университета им. Ушинского, кроме фортепиано и гитары, я выбрал себе как инструмент бандуру. Увидев старосветскую кобзу у Губского, заинтересовался. Алексей еще привез самоучитель игры на аутентичной кобзе, и мне, как музыканту, было не сложно разобраться и научиться играть.

«Кобзарство – это как крест, божье провидение, которое мы должны передать дальше»

Это меня настолько заинтересовало, что я не только научился играть, но и вместе с Губским под контролем более опытных мастеров изготовили своими руками мою кобзу. Сейчас у нас есть своя маленькая мастерская, где мы потихоньку продолжаем делать другие инструменты. Есть люди, которые заинтересовываются, приходят, тоже пытаются что-то сделать, научиться играть на аутентическом инструменте. Для меня с Алексеем это как крест, божье провидение, которое мы должны передать дальше.

«Мастерская по изготовлению кобз, бандур, лир в Одессе уже существовала – в конце 19 – начале 20 столетия.Это факт»

Мастерская по изготовлению кобз, бандур, лир в Одессе уже существовала – в конце 19 – начале 20 столетия. Это факт. Его стирали структуры советской власти, но полностью память уничтожить не удалось. Мастерская была, в Одессе изготавливались аутентические инструменты. Они сохранились в музеях Украины, они качественные. И мы являемся реконструкторами: мы просто возобновили то, что здесь пытались уничтожить.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 17

«048.ua»: Есть такая категория людей, которая считает, что не стоит акцентировать на таких классических проявлениях украинства, как то вышиванка, бандура и т.п., мол, это шароварщина и поверхностное видение культуры. Впрочем, в мире глобализации и технологий интересны именно те культуры, которые сохранили элементы своей древности, инаковости. Как Вы считаете, возможно ли сочетать аутентические традиции и новейшие достижения или от чего-то нужно отказаться?

М.Т.: Я считаю, что это абсолютно не мешает одно другому, даже необходимо. Вот, например, я сочетаю в своем творчестве и аутентику, и современную музыку. Слушатель может понять: все ведется с чего-то. Если взять аутентические песни 17-го столетия, то увидим, что в принципе, тот язык не слишком уж отличался от современного украинского. Да, есть архаизмы, некоторые обороты мы сейчас уже не используем. Я спрашиваю школьников: а если бы была машина времени, с помощью которой мы в 17-тое столетие попали, то смогли бы мы понять, о чем говорят наши предки. И дети после прослушивания песен тех времен говорят, что да, могли бы. Все идет с традиций, обычаев, нашей истории, культуры. Мы все – ретрансляторы чего-то того, что уже было когда-то, но в современной обложке.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 18

«Мы все – ретрансляторы чего-то того, что уже было когда-то, но в современной обложке»

Мы не стараемся выдумать какую-то новую украинскую музыку – мы подаем обыкновенную украинскую музыку сквозь свое ощущение.

«048.ua»: Кобзарская музыка, патриотические песни – это непростой репертуар. Радиостанции, телевидение не выхватывают его с руками – им подавай более легкомысленное, коммерческое, «попсовое». С таким материалом не так легко продвигаться к своему слушателю, как с «ванильными» песнями. Были моменты, когда казалось, что проще остановиться? Если да, то что помогало двигаться дальше?

М.Т.: Наша жизнь – это борьба с преградами. В творчестве точно так же. Тем более это ярко выражается в творчестве, которое не ставит себе за цель коммерцию, а несет в себе просветительские идеи. Были сложные моменты, часто изменялся состав. Да, были мысли о том, приведет ли это к чему-либо, но я давал себе ответ: а кто, если не я? Вот осенью у нас будет релиз песни «Разом і до кінця». Там именно такой смысл: «Хто якщо не ти? Хто якщо не я? Хто якщо не ми? Разом й до кінця!».

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 19

Защита родного города: чужого не надо, а своего не отдам

Нашего героя часто можно увидеть в камуфляже – с одной стороны это сценический образ, с другой – символ: боец музыкального фронта, вооруженный гитарой, а с третьей – в одежде стиля милитари проще заниматься обороной города.

«048.ua»: А ведь когда Вы рассказывали, что примкнули к борьбе с музыкой в качестве оружия, то несколько лукавили: не музыкой единой Вы ведете борьбу. Ведь Вы, насколько знаю, причастны к территориальной обороне города…

М.Т.: Да, причастен. С самого начала, когда началась война, я порывался отправиться туда. Но меня удержали слова ребят, которые там воюют: а кто останется здесь? Не протирать штаны, нет. Остаться для того, чтобы воспитывать детей, защищать и т.д.

«Фронт борьбы за сознание – это наша передовая, на которой мы должны «воевать» в Одессе»

Кто будет вдохновлять творчеством и нести патриотический позитив? Здесь это тоже важно – здесь много людей, которые до сих пор не разобрались в ситуации, не осознали, на какой они стороне, не выбрали, что они ценят больше – копейку или свою родную землю.

«048.ua»: Здесь свой отдельный фронт. Двоякий. С одной стороны в Одессе территориально не дают образовываться псевдореспубликам, с другой тут проходят битвы за разумы и сознание…

М.Т.: Да, да. Вот этот фронт борьбы за сознание – это наша передовая, на которой мы должны «воевать» в Одессе. И точно так же мы должны сражаться за победу здесь, как бы это не звучало, потому что без победы здесь, в Одессе, невозможна победа там, на Донбассе.

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 20

«048.ua»: Военные часто подчеркивают, что им важно знать, что в тылу все надежно, что в не совсем спокойных краях не будет процветать сепаратизм, и вот тут важный второй аспект нашего местного фронта: оборона города.

«Я делаю все, чтобы не только словом, но и физически стать на защиту родного города»

М.Т.: Да, этим частично тоже занимаюсь. Я причастен к территориальной самообороне города. Проходил вышколы. Принимал участие в обороне. Возможно, я не самый активный участник этого процесса, но я делаю все, чтобы не только словом, но и физически стать на защиту родного города. Как в нашей песне поется, «я ніколи і нікому не віддам рідного дому».

Максим Трубников – человек, меняющий Одессу: «Без победы за сознание одесситов невозможна и победа на Донбассе» (фото) - фото 21
Одесса Друже музико максим Трубников,
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Происшествия
На Шаболатском лимане, вблизи Затоки полиция зафиксировала нарушения закона на 24 тысячи гривен.  Об этом сообщает пресс-служба Национальной полиции в Одесской области.  Около 17 часов патруль выявил двух мужчин, которые запрещенным орудием лова — двумя сетками незаконно выловили 40 экз. кефали, общим весом 2,5 кг. Ущерб, нанесенный рыбному хозяйству, составил 23 тыс. 800 грн. На нарушителей оформлены административные протоколы по ч. 4 ст. 85 КУоАП. Матери...
Культура
Николай Суховецкий, писатель из Одесской области получил литературную премию имени Ивана Корсака за трилогию о Кирило-Мефодиевском братстве. Об этом сообщает издание Район. Награждение состоялось в Музее современного украинского искусства Корсаков в день рождения Ивана Корсака - 15 сентября. Отметим, Николай Суховецкий работал литературным редактором газеты "Черноморские новости". Впоследствии Суховецкий стал исполнять обязанности работника отдела культуры...
Спорт
Сегодня, 15 сентября, в Одессе состоялись празднования Дня физкультуры и спорта. В рамках проведенных мероприятий провели забег "Вверх  по Потемкинской лестнице". Об этом сообщает корреспондент 048.ua. В рамках забега спортсмены преодолели 192 ступеньки известной лестницы.  Спортсменов  разделили на несколько возрастных категорий. Самой младшей была 5-10 лет, а самой старше от 50 лет. Всего в мероприятии приняли участие около тысячи бегунов. Победители пол...
Экология
Более пяти тысяч гектар на юге Одесской области из-за экологических условий оказались под угрозой затопления. Об этом сообщает пресс-служба Одесского областного совета. В Бессарабии постоянно ухудшается сохранение уровня воды в системе придунайских водохранилищ. По информации специалистов, в озере Китай вода стала непригодной даже для технических целей, нарушен естественный водообмен озера Ялпуг с Дунаем, а из-за аварийного состояния защитной дамбы на водн...
Происшествия
Ранее в одесских школах группу продленного дня могли посещать только льготные категории детей. Директор Департамента образования Одесского горсовета Елена Буйневич рассказала, что в этом году посещать группы смогут все желающие.  Об этом сообщает корреспондент 048.ua. «Откровенно говоря, у нас много лет были ограничения. Только льготники. Только те, кто успел. В этом году отдельно довели до сведения директоров: группы формировать по заявлениям родителей! К...
Происшествия
В ночь с 14 на 15 сентября из дома ушел несовершеннолетний Швец Владислав Павлович, 2004-го года рождения. На данный момент его местонахождение неизвестно.  Об этом сообщает пресс-служба Национальной полиции в Одесской области.  Подольским отделом полиции устанавливается местонахождение несовершеннолетнего Швец Владислава Павловича, 2004 года рождения, который ночью ушел из дома и до настоящего времени его местонахождение не известно. Приметы: рост 155-165...
Происшествия
Сегодня, 15 сентября, одесситы вышли на всеукраинскую акцию поддержки прав животных. Об этом сообщает корреспондент 048.ua. Одесситы присоединились ко всеукраинской инициативе в поддержку прав животных. Около сотни человек начали шествие под барабанную дробь от Старобазарного сквера по Александровскому проспекту, Греческой площади и до улицы Дерибасовской. Горожане выступают за создание зоополиции и центра реабилитации для бездомных животных, а также треб...
Происшествия
В центре Одессы, на Бунина, 19 образовался огромный провал. Яму уже "ремонтируют" несколько недель, но пока она только огражденная трубой.  Об этом сообщает активист Иван Бошку, передает корреспондент 048.ua. Огромная яма у дороги разместилась за полтора метра от дороги, где проходит троллейбус. Глубина ямы - около двух метров. Сейчас яму используют как мусорную. Ранее здесь был ремонт, но сейчас с провалом ничего не происходит.  Напомним, ранее 048.ua соо...
Экология
В Национальном парке "Тузловские лиманы" наблюдали необычное природное явление  - скопление комаров, которые массово поднимаются вверх.  Об этом рассказал эколог Иван Русев, передает корреспондент 048.ua. "Уже третью неделю, как будто клубы дыма, поднимаются ввысь скопления насекомых, высотой, достигающие до 50 метров от земли. Это миллионы и миллионы комаров-звонцов, численность которых в НПП «Тузловские лиманы», исчисляется миллиардами", - рассказал экол...
Новости по теме
Демографический взрыв: В Одессе появились шесть двойников
На одесском рынке полицейский спецназ задерживал валютчика (ФОТО, ВИДЕО)
Люди, которые меняют Одессу: 22 истории, вдохновляющие на действие. Часть вторая
Галина Дольник – человек, меняющий Одессу: «В Одессе много солнца! Как же тут не улыбаться?»
Одессит с минометом на четверо суток заткнул террористов (ФОТО)
В одесском Мегамарше вышиванок принял участие отец Кузьмы (ФОТО)
Люди, меняющие Одессу: честь и достоинство «нахимовцев», вышедших с Крыма (ФОТО, ВИДЕО)
Одесским волонтерам миссии «Черный тюльпан» украинская диаспора в Великобритании подарила авто (ФОТО)
Алина Бида – человек, меняющий Одессу: «Нужно самим добиваться улучшения в нашей стране»
100 дней губернатора Саакашвили: От очарования к ожиданиям