Юрий Крук рассказал про «узаконивание» портов в Одесской области
Украинская портовая отрасль требует неотложных и коренных преобразований, технической модернизации и современной модели функционирования портов. Создать условия для решения этих задач невозможно без единой и стабильной законодательной базы. Основным документом, принятие которого положило начало реформам в отрасли и заполнило нормативный вакуум, стал Закон «О морских портах Украины», который Верховная Рада приняла 3 ноября этого года. О том, что предполагает новый законодательный акт, замглавы парламентского комитета по транспорту и связи Юрий КРУК рассказал ZN.UA.
— Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в портовой отрасли?
— Я считаю, что это отрасль с огромным потенциалом, который используется лишь на одну десятую. Не зря, выступая в Верховной Раде Украины, президент в числе главных приоритетов развития страны назвал именно портовую отрасль. Но сегодняшнее положение портов оставляет желать лучшего. Главная причина — у нас с момента обретения независимости сменилось восемь министров транспорта, и у каждого было свое видение того, как должны развиваться порты. И, к сожалению, меняя правила во время игры и переписывая концепции, мы упустили собственно развитие портов. Нужна единая стабильная законодательная база, которая даст уверенность инвесторам и изменит ситуацию к лучшему. И принятый недавно Закон «О морских портах Украины» стал именно таким решением.
— Расскажите немного об этом законе…
— В первом чтении он был принят еще в 2007 году 301 голосом. С того времени в него внесено около четырехсот изменений, и сейчас нам удалось учесть позиции всех сторон и интересы как государства, так и инвесторов. Прежде всего, этот закон позволяет утвердить необходимую структуру управления портами — такую, как принята в странах Евросоюза и в США. Закон ограничивает возможности принятия волюнтаристических решений начальниками портов. Это дает инвесторам дополнительные гарантии сохранности инвестиций. В законе также прописаны дополнительные гарантии для транзитеров грузов.
— Хотелось бы коснуться вопроса транзита. Почему значительная часть грузов, которые могли бы идти через украинские порты, уходит на Румынию, Россию, Грузию?
— Есть целый ряд нормативных документов, которые отпугивают от нас грузопотоки. Зачастую в порт Констанца, который является главным конкурентом наших черноморских портов, грузы идут, потому что там дешевле, потому что там более гибко меняют тарифы. Закон в основу ценообразования по основным хозяйственным операциям, проводимым в морских портах, закладывает принцип свободного формирования цен. Госрегулированию, то есть установлению тарифов, подлежит только деятельность субъектов естественных монополий относительно так называемых специализированных услуг. Перечень специализированных услуг устанавливает правительство. Таким образом, мы сможем более гибко регулировать тарифы и станем более конкурентными на рынке транзитных перевалок.
— Ситуацию в развитии портовой отрасли могли бы значительно улучшить частные инвесторы. Но почему-то они не спешат вкладывать деньги в этот сегмент рынка…
— Инвесторы не идут работать в порты, потому что боятся неопределенности и не имеют гарантий возврата своих инвестиций. И тот и другой вопрос решается принятием нового закона. Так, согласно закону, государство гарантирует право частной собственности на причалы, построенные в установленном порядке за счет частных инвестиций. Строительство за счет частных инвестиций объектов государственной собственности теперь будет осуществляться на компенсационной основе. Источниками компенсации инвестиций в гидротехнические сооружения являются соответствующие портовые сборы, зачисления арендной платы и временное бесплатное или льготное использование объектов инвестирования. Также компенсации подлежат инвестиции в другие гидротехнические сооружения, автомобильные дороги и железнодорожные пути.
— Недавно поддержал принятие закона президент Украины, сказав, что, с одной стороны, он продиктован потребностями рынка, а с другой — стратегическим планированием на государственном уровне...
— Закон также поддержал вице-премьер-министр инфраструктуры Борис Колесников. Вообще закон о портах в новой редакции появился благодаря тесному сотрудничеству комитета по транспорту ВР и рабочей группы Министерства инфраструктуры. Напомню, что именно по заданию вице-премьера Бориса Колесникова была создана рабочая группа, перед которой он поставил задачу подготовить предложения по редакции закона, чтобы максимально адаптировать его к европейскому законодательству, что и было сделано. Мы их все учли и приняли в новом законе. Это значит, что есть поддержка закона со стороны всех ветвей власти.
— Что взяли за основу при подготовке закона?
— Мировую практику и положительный опыт наших конкурентов. Отрасль требует неотложных и коренных преобразований, либерализации имущественных и земельных отношений, технической модернизации и современной модели функционирования морских портов. На сегодняшний день Украина является единственным государством на постсоветском пространстве, где не прошли реформы в портовой отрасли. Россия, страны Балтийского региона и Грузия благодаря либерализации портовой отрасли и приватизации морских портов постоянно наращивают транзитный потенциал. В таких условиях украинские порты не могут составить им конкуренцию ни в экспортном, импортном, ни в транзитном направлении. Именно положительный опыт в реформировании портов и опыт эффективного управления ими, который есть у наших соседей, и был взят за основу.
— Какими будут основные направления реформ, предусмотренных законом?
— Основные направления следующие. Прежде всего, это реорганизация всех госпредприятий — морских портов, предполагающая сохранить в госсобственности не подлежащие приватизации стратегические объекты портовой инфраструктуры: акваторию, гидротехнические сооружения, объекты общего пользования. А также создание Администрации морских портов Украины с ее филиалами в каждом морском порту.
Создаются условия и для развития портов. Согласно концепции, заложенной в законе, морской порт является специально оборудованной для обслуживания грузов, судов и пассажиров территорией на суше и воде. Территории морских портов включают государственные земельные участки, на которых расположены стратегические объекты портовой инфраструктуры, земли, переданные в долгосрочную аренду частным инвесторам, а также земельные участки, находящиеся в частной и коммунальной собственности. Таким образом, предполагается задействовать для развития весь потенциал территорий, географически привязанных к акваториям морских портов. На сегодняшний же день де-юре территория порта — это лишь земли, переданные государственному предприятию — морскому порту. Также созданы механизмы реформирования госпредприятий — морских портов и даны гарантии прав собственности. Это если вкратце.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об Администрации морских портов Украины.
— Это будет государственное предприятие, основная цель которого — планирование развития морских портов Украины, эффективное управление стратегическими объектами инфраструктуры, выполнение административных функций, в том числе взятых на себя Украиной по международным соглашениям. Например обеспечение безопасности мореплавания. Все остальное имущество государственных предприятий морских портов, обеспечивающее хозяйственную деятельность, может подлежать приватизации, передаче в аренду или концессию. При этом причалы не полежат приватизации, но могут быть объектами аренды или концессии. В результате Украина получит широко распространенную в мире модель функционирования морских торговых портов — своего рода симбиоз государственных структур в виде администраций портов и частных, конкурирующих между собой компаний.
— Какую роль в планировании развития морских портов вы отводите территориальной составляющей?
— Предполагается создание резервного фонда земель морских портов, который будет формироваться за счет государственных земель, а также частных и коммунальных земельных участков по согласию их собственников. Цель понятна: использование прилегающих территорий для перспективного развития существующих портов, а также строительства новых морских портов.
— Одним из важнейших вопросов в преобразовании отрасли эксперты считают модернизацию портов. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Действительно, отсутствие понятных для инвесторов правил и гарантий обусловило крайне низкий, недостаточный для интенсивного развития объем инвестиций в морской хозяйственный комплекс. Как следствие, отечественные порты остро нуждаются в модернизации основных фондов, привлечении инвесторов, что в свою очередь возможно за счет концессии, которая регулируется соответствующим законом. Чем больше нам удастся привлечь частного капитала для того, чтобы модернизировать порты, тем лучше.
И закон дает главное, что нужно инвестору, — гарантии сохранности капитала. Это позволит раскрыть и потенциал наших портов, который, как я уже говорил, сейчас используется лишь на 10%. Ведь мы сегодня имеем 18 портов, а по объемам перевалки на Черном море уступаем той же Румынии. Конечно, эту ситуацию нужно менять, и теперь у нас появился реальный шанс это сделать.