19:30, 28 вересня 2011 р.

Бизнес на безработных

В ряде украинских городов объявления о вакансиях выглядят как перечень цен за услуги трудоустройства. Трудовые отношения в условиях скрытой безработицы, низких зарплат и деградации промышленности пестрят кричащими явлениями, которые многие уже воспринимают как данность. Таково и взяточничество, которого стало невозможно обойти, приходя на новое место работы. Щелей, в которые проникают такие «передтрудовые отношения», все больше. Об этом в сегодняшней статье пишет "Український Тиждень".

Платный диплом - платная работа

Живя в городе Дубно на Ровенщине, сегодняшняя киевлянка Инна Папп постоянно сталкивалась с необходимостью давать взятки. «Когда я поступала в техникум, «такса» составляла $ 200», - рассказывает она. Коррумпированное образование - лишь ступенька к трудоустройству за деньги. Покупая диплом или давая взятки во время обучения, бывшие студенты и их родители так же пытаются помочь дальнейшим жизненным невзгодам. Да и принцип честной конкуренции не срабатывает - мало кто верит дипломам, если каждый знает им цену.

«Чтобы устроить меня в ровенскую больницу медсестрой, - продолжает Инна, - родители собирали деньги. Мы готовы были заплатить, но когда приехали, место уже было занято. Сейчас там принимают на этот пост по $ 2 тыс.» Хотя Инна подчеркивает, что в регионе есть возможности и бесплатно трудоустроиться, они обычно малопривлекательные.

А вот дубенчанка Елена Куришко не может найти без взятки никакой работы. Дипломированная учительница младших классов уже два года стоит в очереди в городском и районном отделах образования. «В Дубно действительно работы нет, особенно для учителей младших классов, в городе есть педагогический колледж. Районный отдел образования может направлять на работу в деревню. Такая работа была, но я об этом узнавала только после того, как вакансии занимали. Совсем недавно было место сторожа, его отдали пенсионеру, который получает пенсию 2 тыс. грн ».

Часто людям трудно устроиться за того, что местечковый вуз или колледж продуцирует слишком много специалистов. Эксперты справедливо замечают: государству следует проводить политику, с помощью которой можно было бы эффективно распределять потенциальную рабочую силу, заинтересовав ее жильем. Ведь, например, в Днепропетровской области нехватает врачей, а в самом областном центре - даже медсестер. Также встает вопрос государственного заказа для вузов - вот тут бы Министерству образования и сыграть свою регулятивную роль.

«Раньше коррупции [при трудоустройстве] не было, - рассказал «Тиждню» директор одной из школ Тульчинского района Винницкой области. - Несколько лет назад мне приходилось ездить по селам и искать людей из-за того, что было много вакансий. С тех пор рабочих мест постепенно уменьшалось. Сейчас буквально на каждую должность претендует три-четыре человека». Однако большое количество безработных в украинских условиях приводит не к конкуренции профессионалов, а к аукциону взяток.

Техника взяточничества

«Это не так, что человек приходит, и ему говорят: заплатите взятку, - рассказывает Куришко. - Всегда из-за чьего-то плеча, обычно третий знакомого. Если работа «стоит» $ 200, могут и прямо сказать. Но если речь идет о $ 2 тыс., это делается через определенное лицо. Человек ищет его, договаривается. Когда работа появляется, посредник сообщает соискателю о вакансии. Тот приходит к работодателю, но о деньгах они между собой не говорят - происходит обычная беседа. Дальше уже посредник сообщает, куда и что платить».

Принципы украинского кумовства универсальные для различных регионов: так же, как в Дубне, это происходит и в Запорожье. «Количество мест на заводах ограничено, одновременно в городе есть немало людей, которые нуждаются в работе, - рассказывает бывший работник ОАО« Запорожогнеупор ». - В ряде предприятий зарплаты достаточно высокие, поэтому туда очень большая очередь, которая может длиться два-три года. Чтобы попасть на завод, дают взятку. Это делается через родственников и знакомых. Находятся люди, которые имеют «выходы» на кадровую службу. Те, за кого замолвили слово, быстро продвигаются в очереди. Такая система есть практически на всех заводах, где стабильно выплачивают зарплату. Она не действует лишь там, где есть регулярные задержки денег или малые заработки ».
Коррупция порой настолько соседствует с благодарностью, что стала чуть ли не нормой поведения украинца. «Моя подруга-психолог работает воспитательницей в киевском садике, - рассказывает Инна Папп. - У нее на работе освобождается место психолога, которая идет в декрет. Заведующая садика сказала подруге: «Валя, ты же хотела бы там работать? Хотела бы. Тогда нам нужно будет как-то договориться с одной женщиной - методистом. Возможно, придется ему что-то занести». Хотя я не думаю, что устроиться туда было бы проблемой, потому что никто не хочет идти работать на тысячу гривен. Это уже похоже на некий неписаный закон, к которому все просто привыкли ».

«Коррупция становится определенным социокультурным стереотипом, когда в некоторых ситуациях вроде и не вежливо не давать взятки, даже когда без нее можно было бы обойтись, - считает заместитель директора социологической службы Центра Разумкова Михаил Мищенко. - Это самая большая проблема, так как искоренить социокультурные стереотипы очень трудно. Когда у нас говорят о необходимости бороться с коррупцией, чаще всего подразумевают злоупотребление в высших эшелонах власти. Хотя их социально-психологические корни - именно в сфере бытовой коррупции, поскольку там закладываются определенные социальные стереотипы поведения, которые затем воспроизводятся и во власти. Как показывают данные нашего опроса, уровень так называемой бытовой коррупции у нас достаточно высок ».
Иногда взяточничество превращается в откровенное зарабатывание денег, еще и без гарантий. Это и рискованно, и слишком дорого, однако люди все равно платят. Инна вспоминает историю родственницы, которая, чтобы устроить дочку в Ровно, заплатила немалую сумму. А в итоге ни работы, ни денег.


Обычаи и права
Имеющиеся порядки прямо зависят от самого общества, они для него приемлемы. «Узнать о цене на работу не проблема, - говорит Елена Куришко. - Например, в районном отделе образования стоит очередь, незнакомые между собой люди открыто говорят о взятках, как о погоде или политике ».

«У нас очень низкий психологический уровень культуры власти, - считает психоаналитик, член Европейской профессиональной психотерапевтической лиги Наталья Кухтина. - Независимо от того, в президентской администрации, или в сельсовете. Очень часто власть получают случайные люди. Требуя взятки и подчиняя себе других, они таким образом самоутверждаются».

Все же давать или не давать «на лапу» - это выбор каждого. Однако чем меньше человек защищен, то легче соглашается на требования взяточников. «Моя знакомая занимается бизнесом, а ее дочь искала работу, - продолжает Елена Куришко. - Ей сказали заплатить $ 2 тыс. Она не заплатила, потому что понимает, что первое же сокращение затронет ее ребенка. Говорит: я не дойная корова. А люди, у которых нет денег, собирают, одалживают и платят ».

«Работа - это способ обеспечения жизни человека и его семьи. Если ее нет, психологический контур безопасности под угрозой. Поэтому человек идет на компромисс с совестью, совершает над собой моральное насилие и дает взятку, - объясняет психоаналитик Кухтина. - Люди понимают, что они поступают плохо, но инстинкт выживания их заставляет. Дети голодные сидят - что может быть страшнее? »

По заключению Национального доклада о человеческом развитии ПРООН, толерантность к коррупции способствует ухудшению качества жизни. Уровень социального отторжения гораздо выше в селах и малых городах, где большинство населения поощряет неофициальные платежи за врачебные услуги, обучение и трудоустройство.

В первом квартале 2011 года Госкомстат насчитал в Украине 1 млн 921,9 тыс. безработных. Из них зарегистрированных в Государственной службе занятости - 593,9 тыс.
По подсчетам издания, общее количество безработных в Украине составляет около 8 млн человек (по методологии Международной организации труда - 1,9 млн; скрытых безработных - 5,1 млн; полубезработных, работающих неполный рабочий день / неделю, - 1,32 млн человек). Этот показатель вчетверо превышает уровень безработицы по методологии МОТ и в 23 раза - уровень зарегистрированной безработицы.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...