Одесса, которой нет... (ФОТО)

Не первый город, но и не второй… В Одессе нередко можно услышать, что здесь «культурная столица». По меньшей мере - Украины. Особенно любит повторять об этом губернатор Эдуард Матвийчук. То подавая блюдо как давно свершившийся факт, то как необходимость для Одессы вернуть себе это звание.

Лжедерибасы с бульдозерами

Одним из главных показателей «культурности» власть имущие считают множество проводимых ныне в городе фестивалей - кино, литературный, «Большая разница», клоуны, танго, танцы живота, роллер-фест…«Фестивалить» под патронатом власти вроде как штука привлекательная. Но «как теперь не веселиться, не грустить от разных бед», отношение к этому в городе неоднозначное. Потому как есть и другая сторона жизни у мегаполиса. Одни говорят, дескать, нечего деньги переводить на танцы живота и клоунов, которых и в нашей политике предостаточно, лучше б малоимущим помогли, другие, - что культурные акции – хлеб с маслом для популяризации Южной Пальмиры, привлечения туристов и инвесторов.

В любом случае, не фестивалем единым... Все же основная "визитка" Одессы - это ее архитектурный портрет. А здесь печальные следы «культурной столицы» налицо, точнее, на фасаде.

В перечень экскурсий по городу рядом с "Литературной Одессой" и "Бандитской» смело можно добавить "Одессу, которой нет ». Для экстремалов.

Вот в этом месте находилось… а здесь еще недавно был… а вот пример разрушения… Замечательная европейская старая часть города настоятельно нуждается в омоложении. Давно никто не удивляется, когда обрушиваются стены, дома, балконы. Не удивляют ободранные обветшалые здания, похожие на декорации из фильмов ужасов, атланты-инвалиды, покалеченная лепнина, «инопланетяне» в старом ландшафте. При этом чиновники еще борются за звание дома высокой культуры быта, то бишь за место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Под постоянные плачи властей об отсутствии средств разрушаются памятники истории и архитектуры. Зато исправно изыскиваются деньги для зданий мэрии, обладминистрации, прокуратур и судов.

А ежели проводятся реконструкции, то обычно они превращаются в нудный долгострой или в пример того, как не нужно проводить реконструкции.

Здание музея Западного и Восточного искусства сначала годами искусно разрушалось, приводя в душевный трепет еще сохранившуюся творческую интеллигенцию и любителей старины из заграницы. Затем его столь усердно реставрировали, что вскоре после проведения работ там начала осыпаться лепнина.

Инфекционная больница, Циркульный корпус - первое одесское каменное здание и еще несколько памятников архитектуры. Проект реконструкции значится еще в госпрограмме от 2003 года, но утвержден Кабмином только в конце прошлого года. Архитектура успешно продолжает разрушаться… Начали было предвыборную реставрацию нескольких десятков домов в центре города и уже год они стоят «раздетые» - ободранные фасады, сбитая лепнина, заборное окружение, пыль… Паны (нынешние и прежние городские власти), как водится, дерутся, обвиняя друг друга в очковтирательстве и варварстве, а у мужиков (жителей) чубы трещат (т. е. крыши потекли и на балкон не выглянешь). И это еще только цветочки – фасады, а нефасадные ягодки – раздолбанное в течение десятков лет внутреннее убранство многих двориков.

Порой в некоторых публикациях звучит, что есть нам и чем гордиться: удалось спасти Оперный театр; бульвар Приморский приукрасили, Украинский театр восстановили, сгоревший Английский клуб кровлей покрыли… Но разве это повод для гордости? Вообще-то, это банальная обязанность общества, обязанность властей задумываться о сохранности своего историко-культурного наследия. И международные хартии с конвенциями о сбережении для потомков памятников Украина неоднократно подписывала.

Нечем гордиться, если у власти то и дело амнезия по поводу своих культурных обязательств.

Что туристам показывать будем?

Понятно, что исторический центр привлекателен для инвестиций, у толстосумов есть жажда застроить его небоскребами и петь песни «небоскребы, небоскребы, а я маленький такой…». Вот и идет война шедевров архитектуры с алчностью бизнес-интересов. Программы спасения, регламентации, градостроительные обоснования…. а часто, увы, выигрывают деньги застройщиков. Одесская «музыка в камне» в основном пережила СССР и немецко-румынскую оккупацию, а сейчас ее благополучно истребляют «свои» захватчики. Для расчистки территории многие старые здания преднамеренно или понерадивости доводятся коммунальщиками до состояния аварийной рухляди. А на десерт в меню есть пожары. Быстро и дешево. А потом приходят новые дерибасы и де воланы. С бульдозерами. Все чаще вырастают строения из стекла и бетона, которые никак «не влезают» в окружающий архитектурный мир своими формами и габаритами. Один только торговый центр «Европа» на Дерибасовской чего стоит! Это отнюдь не Европа, где стараются сохранять органичный аромат старинных улиц.

Даже на том небольшом клочке одесской земли, где преимущественно гуляют туристы, взору открываются постыдные картинки. Давно потеряла «одесскость» Греческая площадь, горожане и туристы уже стали забывать, когда посещали некогда весьма популярный Музей морского флота, нуждается в реставрации величественное здание Археологического музея, исчез памятник архитектуры - гостиница «Спартак», в строительных лесах обгоревший дом Руссова, гостиницей «Большая Московская» занялись только тогда, когда куски лепнины уже чуть ли не падали на головы прохожим, фасад ТЮЗа в таком неприглядном виде, что огорожен забором, пугает туристов своим заброшенным видом одесский Дом Гоголя, где классик работал над вторым томом «Мертвых душ», лунапарк возле Приморского бульвара превратился в хронический долгострой… список можно продолжать и продолжать… Естественно, Одесса – мегаполис, живой организм, который должен развиваться. Да, встречаются действительно крайне ветхие здания в неремонтном состоянии, без жильцов и без особой культурной ценности. Очевидно, в каждом «разборе полетов» нужно подходить индивидуально, тщательно выверяя ценность здания, его состояние, окружающую среду и т. д. Важно, чтобы были не кулуарные договоренности дельцов, не ночные пожары, а прозрачные процессы, с участием независимых экспертов, общественности. Где-то нужно сохранить старое, где-то новое может стать забытым старым, а где-то может быть новостройка. Тем более, что многие сегодняшние постройки – надо признать - внешне выглядят симпатичнее серых советских девятиэтажек. Но в целом исторический центр должен быть строго охраняемой территорией, где на пушечный выстрел нельзя допускать любые посягательства на историю. Лучше семь раз отмерить, прежде чем «загрузиться» мансардами и прочими пристройками. Желательно задумываться о защите культурного наследия не только в Международный день охраны памятников. Иначе, что останется для одесситов и, что туристам будем показывать - супермаркеты, «макдональдсы", окурки и обертки на тротуарах?

В Европе на страже культурных ценностей давние традиции. Во Франции уже в 1795 году возникла госслужба по охране памятников истории и культуры. Еврозаконодательство не только на бумаге, но и «в реале». Эффективно действуют органы охраны наследия. Да, и в Европе, и в Америке не все только "в ажуре". Можно вспомнить о стеклянной пирамиде в Лувре, реконструкции Британского музея, куполе Смитсоновского института в США, парижском центре Помпиду, новой сцене в знаменитом театре Ла Скала, небоскребе Монпарнас... Ведутся дискуссии экспертов о допустимых методы реставрации, модернистских вставках. Но старинные кварталы, как правило, сохраняют свое архитектурное лицо. Как-то сложно себе представить, чтобы в т. н. «цивилизованных» странах допустили что-нибудь подобное сносу отеля «Спартак». А для деловых и гостиничных высоток существуют специальные районы за пределами исторических ареалов. Например, в пригороде Парижа построен самый большой в Европе деловой центр - Дефанс. А против Монпарнаса парижане до сих пор демонстрации устраивают. Общественное мнение заставляет усовершенствовать законодательство, более бережно относиться к культурному пространству.

Без лица...

У нас же пока с гласом общества как-то туговато. Чтить наследие, доставшееся от предков, мы до сих пор не научились. Вот построили гостиницу «Одесса (Кемпински)» - повозмущалась недобитая культурная общественность и замолчала, уничтожили Круглый дом на Греческой площади – немного пошумели и успокоились. Однако, отрадно, что и у нас есть градозащитники, которым небезразлично лицо города. Например, недавно появилась новая общественная организация «Сохраним Одессу сами». «В Одессе очень много объектов, которые уничтожаются или уже уничтожены, - поделился наболевшим с «048.ua» ее руководитель Мечислав Струнников, - в меру своих возможностей мы стараемся этому воспрепятствовать. Пытаемся вернуть памятники архитектуры, которые вычеркнули из списков объектов культурного наследия, боремся за установление границ парков и скверов для предотвращения строительства в зелёных зонах города. Основное наше оружие - грамотные обращения в нужные инстанции. Помогли инициативной группе бороться против застройки Парка Победы, оказали помощь сотрудникам санатория "Лермонтовский", протестующим против его ликвидации. Предъявили Костусеву правдивую информацию о состоянии стройки на Собачьем пляже. Выступили против строительства подстанции в парке Шевченко. Предотвратили вырубку участка парка-мемориала 411-й батареи. Оспариваем передачу аэропорта из городской собственности, боремся за природный памятник - дуб "Чёрная ночь", пытаемся помочь памятнику архитектуры - особняку в Обсерваторном переулке... Во многих вопросах чувствуем поддержку облгосадминистрации, сотрудничаем с рядом общественных организаций. Сейчас у нас на повестке дня противодействие застройке исторической части города бизнес-центрами".

Много есть тестов на культурную столицу и просто на культурный город. И это скорее не сравнение с другими городами Украины – культурнее или бескультурнее? Это вопрос соответствия или несоответствия определенным эталонам, критериям, стандартам цивилизованного мира. Проблемы охраны исторического наследия наличествуют практически во всех странах, но ими занимается и государство, и общество. В Одессе же, увы, наплевательское отношение властей ко многим памятникам архитектуры давно стало аксиомой. Городу всего-то чуть больше 200 лет, но многие ценности уже исчезли, Одесса стабильно превращается в «одну из многих». Предотвратить это можно разумными механизмами стимулирования инвесторов к надлежащей реставрации, жесткостью наказаний за беспардонность, информационной открытостью и активным взаимодействием властей с общественностью. Очень не хочется, чтобы Одесса стала «великим городом с областной судьбой»…

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов