09:00, 2 вересня 2011 р.

ТОП-5 причин гордиться Одессой

Сегодня Одессе исполняется 217 лет. Газета «Сегодня» решила подготовить к празднику спецпроект и начать с того, что у одесситов — немало поводов гордиться своим городом. Любоваться на уникальные одесские памятники архитектуры можно бесконечно, так же, как и перечислять список знаменитых одесситов, прославивших Южную Пальмиру. Однако в этот раз мы выделили самые яркие победы нашего города, но далеко не те, которые у всех на слуху, и составили ТОП-5 поводов для гордости «за Одессу».

Авто-«коляска» — первое в империи

Именно одесситы первыми во всей Российской империи увидели чудо техники — «самобеглую коляску», которую позже окрестили автомобилем. В сентябре 1891-го машину из Франции в Южную Пальмиру привез редактор газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий. В машине марки «Панар-Левассор» было всего два места, а вместо руля — рычаг. Взявшись за него обеими руками, водитель с трудом поворачивал авто в нужную сторону. Демонстрацию способностей «коляски» сопровождала огромная толпа народа. Навроцкий колесил на чуде техники по Дерибасовской. Для пущей безопасности впереди машины бежал мальчишка с флагом, громким криком предупреждая зевак об опасности. Деревянные колеса со сплошными каучуковыми шинами громко стучали по булыжной мостовой, наводя ужас на обывателей. Впоследствии первому одесскому автовладельцу было строго запрещено бороздить улицы по ночам. Предельная скорость у «Панар-Левассора» была всего 30 км/час, которую развивал мотор мощностью четыре лошадиные силы. К слову, Навроцкий даже был оштрафован за... нарушение общественной безопасности и «чрезмерную» скорость (около 25 км/час).

 

Впереди планеты всей Одесса пошла и в железнодорожном деле. Транспортный путь Одесса — Балта был заложен еще в 1863 году, став первой железной дорогой на Украине и одной из первых в Российской империи.

Киноаппарат Тимченко — первый в мире

Братья Люмьеры опоздали! Первую киноленту сняли в Одессе на два года раньше, чем легендарные французы показали миру свое изобретение. Одесский механик Иосиф Тимченко и инженер Михаил Фрейденберг соорудили киноаппарат еще в 1893-м. Тогда же в Одессе увидели и первые снятые ими фильмы на большом экране — «Копьеметатель» и «Скачущий всадник». «...Открылась художественная выставка живых фотографий, приводимых в движение посредством электрической машины» — так о первом киносеансе в фойе гостиницы «Франция» на Французском бульваре писала газета «Одесский листок».

В январе 1894-го киноаппарат Тимченко презентовали на шестом заседании физики 9-го съезда русских естествоиспытателей и врачей в Москве. После кинопоказа изобретателю выразили благодарность и... положили аппарат под сукно. А уже через год братья Люмьер изобрели и запатентовали свой киноаппарат, став официальными родоначальниками кинематографа. А имя одесского «первооткрывателя кино» было забыто. К слову, аппарат Тимченко сохранился до наших дней — долгое время его держали в пыльных запасниках Московского университета, а при советской власти передали в Московский политехнический музей.

 

Самая крупная китобойная флотилия

Больше 30 лет в Одессе базировалась самая крупная китобойная флотилия в СССР. Для города история китобойного промысла началась в послевоенные годы. В виде репараций СССР получил от Германии огромную плавучую китобазу и 17 небольших кораблей-охотников. Суда базировались в Одессе, китобазу назвали «Слава». В 1946-м флотилия под командованием экс-капитана «Сибирякова» и «Челюскина» Владимира Воронина отправилась в первую антарктическую экспедицию, а в 1947-м добыла первого кита. Из каждого рейса в Одессу китобои привозили до 1000 китов (однажды их улов составил больше 2 тыс. китов). А встреча «Славы» была сродни визиту в город генсека — на морвокзале выстраивались трибуны, играл оркестр, китобоев, ставших позже Героями соцтруда, приветствовали чиновники. В 1959-м году к «Славе» присоединилась китобаза «Советская Украина». История флотилии закончилась в 1986-м, когда в связи с резким снижением популяции млекопитающих Международная китобойная комиссия ввела мораторий на китовый промысел.

 

Уникальная «одесская рэчь»

Еще один повод гордиться своим городом — уникальный одесский язык. Не русский или украинский. Нет. Одесситы изъясняются языком Ильфа и Петрова, Бабеля, Утесова, Бернеса, Жванецкого и Карцева. Именно по одесскому «говорку» «нашего брата» узнают в любой стране мира. Особая речь, считают лингвисты и историки, выработалась за счет многонациональности города. Наибольшее влияние оказали идишизмы, и в обиходе одесситов появились слова «гембель», «гешефт», «тухес» и знаменитое «таки да!».

Особый расцвет «одесского языка» пришелся на конец XIX — начало ХХ века. А его родоначальником считают Исаака Бабеля, «Одесские рассказы» которого изобилуют «одессизмами». Немало их и в «12 стульях» Ильфа и Петрова. Позже носителями «южной речи» стали Папандопуло (Михаил Водяной) из «Свадьбы в Малиновке» и Гоцман (Владимир Машков) из «Ликвидации». В последней «одессизмы» и вовсе встречаются на каждом шагу («Ты мне мансы тут не пой», «Не делай мне нервы, их есть еще где испортить!»). Впрочем, по мнению лингвистов, в сериале «одесская рэчь» гиперболизирована, и множество выражений никогда не использовались одесситами. Сегодня же одессита в чужом городе узнают по выражениям «две большие разницы» и «шо вы говорите?!».

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...