• Головна
  • Комиссия ООН: Задержанных 2 мая одесситов держали без воды и не пускали в туалет
16:00, 24 червня 2014 р.

Комиссия ООН: Задержанных 2 мая одесситов держали без воды и не пускали в туалет

Буквально несколько дней назад украинский Интернет взорвался сообщением о том, что комиссия ООН зафиксировала роль российских спецслужб в трагических событиях 2 мая. Позднее сообщение было опровергнуто — по официальной версии ночной редактор одного из сайтов слишком фривольно толковал официальный текст ООН, а его коллеги вынесли оценочное суждение в заголовок.

Этот инцидент подтолкнул журналиста Espreso.TV  Михаила Штекеля к тому, чтобы  вместе с общественниками и переводчиками осуществить самостоятельный перевод официального доклада ООН объемом в 58 страниц. 

Результаты совместной работы над переводом части документа, который касается Одессы, медийщик опубликовал в своем блоге на "Думской".

Краткое изложение событий.

37. Наиболее серьёзный единичный случай существенных человеческих жертв в Украине со времени убийств на Майдане, произошёл в Одессе 2 мая 2014 года. События произошли в день, когда должен был проводиться футбольный матч между харьковской футбольной командой «Металлист» и одесской футбольной командой «Черноморец».

1 Мая руководство милиции сделало официальное заявление, что в связи с возможностью беспорядков из-за футбольного матча, улицы Одессы будут патрулировать дополнительные 2000 милиционеров.

38. Рано утром 2 мая по крайней мере 600 футбольных фанатов прибыло из Харькова.

Футбольные фанаты обеих команд известны своими ярко выраженными симпатиями единству Украины.

Марш за «Единую Украину» перед началом матча был запланирован на 3 часа дня на Соборной площади, и собрал, по крайней мере, 2000 человек, включая болельщиков обеих футбольных команд, активистов Правого Сектора, членов так называемой «Самообороны», и других сторонников Единой Украины.

Наблюдательная Миссия по Правам Человека в Украине (НМПЧУ) видела, что Правый Сектор и отряд самообороны были в шлемах и масках, и вооружены щитами, топорами, деревянными и металлическими палками, некоторые были с огнестрельным оружием.

К 15.00 НМПЧУ уже наблюдала 15 милиционеров на Соборной площади и 2 автобуса милиции для подавления беспорядков, приркованых неподалёку.

39. В то же время, НМПЧУ наблюдала, что часом ранее, примерно в 450 метрах от Соборной улицы, также собрались «Про-федералистские» активисты, состоящие примерно из 300 активистов «Одесской Народной Дружины» (радикальное про-федералистское движение),

Они, по сообщениям, намеревались предотвратить марш «За единство», и были в шлемах и масках, и несли топоры, деревянные и металлические палки, некоторые были с огнестрельным оружием.

40. НМПЧУ наблюдала недостаточное и неадекватное количество милиции для обеспечения безопасности и контроля за толпой во время марша «за единую Украину» в направлении футбольного стадиона. НМПЧУ отметила, что дополнительные милиционеры прибыли к месту происшествия но оказались не в состоянии предотвратить силовой конфликт.

41. В 3.15 дня «Про-федералистская Одесская Дружина», «Народная Дружина», и другие активисты подошли к Соборной площади и начали провоцировать участников марша «За Единую Украину».

Начались стычки, которые быстро переросли в массовые беспорядки, продолжавшиеся несколько часов до 18.30. Милиционеры и сторонники обеих платформ пострадали во второй половине дня.

6 человек были убиты выстрелами активистов.

42. НМПЧУ наблюдала что, вслед за стычками в центре города, некоторые «Про-федералистские» активисты бежали из центра, преследуемые сторонниками «единства».

Приблизительно 60 «про-федералистских» активистов укрылись в торговом центре «Афина», который был закрыт в тот день. Вслед за этим, торговый центр «Афина» был окружён активистами «единства».

ОМОН (специальный отряд «СОКОЛ») прибыл к месту происшествия и, по сведениям, забрал 47 «про-федералистских» активистов, при этом выпустив женщин из торгового центра.

Другие сторонники «федерализма» бежали от стычек в палаточный лагерь на площади «Куликово Поле», где за вторую половину дня собралось порядка 200 сторонников федерализма (включая всех лидеров «про-федералистов»).

43. Некоторые политики «За Единство» призвали своих сторонников двигаться маршем к площади «Куликово Поле».

В 19.00 сторонники «единства» пошли в том направлении, в сопровождении (позади их) примерно 60 милиционеров для подавления беспорядков.

44. Лидеры «федералистов» были проинформированы что сторонники «единства» направляются к палаточному лагерю, и между 18.00 и 18.30 часами они решили укрыться в Доме Профсоюзов неподалёку.

45. В 19.30, когда сторонники «единства» достигли площади «Куликово Поле», они сожгли все палатки «федералистов».

Про-федералистские активисты, которые укрылись в Доме Профсоюзов, и активисты «Единства», затем, по сведениям, начали бросать коктейли Молотова друг в друга.

По сведениям, были слышны выстрелы с обеих сторон. Около 8 вечера, активисты «Единства» вошли в Дом Профсоюзов, где укрывались сторонники «Про-Федералистов».

46. Вечером в Доме Профсоюзов начался пожар.

В 19.43 НМПЧУ вызвала пожарную бригаду, которая базировалась в 650 метрах от Дома Профсоюзов. По нашим сведениям, пожарная бригада прибыла только через 40 минут после получения первого телефонного звонка о пожаре.

Согласно официальному заявлению пожарных, это произошло потому что милиция не создала безопасный периметр, который облегчил бы пожарным доступ в Дом Профсоюзов.

Причина пожара остаётся неясной на данном этапе.

47. В результате пожара, по официальным данным, 42 человека погибло. 32 (включая 6 женщин) были заблокированы и не могли покинуть дом, и 10 (включая одну женщину и одного ребёнка) погибли, выпрыгнув из окон.

48. НМПЧУ получила информацию из достоверных источников что некоторые сторонники «Единства» били сторонников «федерализма» которые пытались покинуть Дом Профсоюзов, в то же время как другие пытались им помочь.

49. 247 человек с места происшествия обратились за медицинской помощью: 27 человек с огнестрельными ранениями, 31 с ножевыми ранениями, 26 с ожогами и отравлением продуктами горения, и 163 с травмами от тупых предметов.

Из них, 99 человека были госпитализированы, включая 22 милиционера, 35 — в тяжёлом состоянии.

Согласно информации из различных источников, все погибшие были гражданами Украины.

Не существует других официальных заявлений о людях, пропавших в связи с событиями 2 мая.

7 раненных до сих пор госпитализированы.

В адрес НМПЧУ поступили утверждения, что многие получившие помощь в больницах не давали своих настоящих имён и адресов.

Более того, некоторые тяжелораненые во время стычек не обращались в больницы из-за боязни мести.

50. НМПЧУ получила сведения, что в течение вечера минимальные силы милиции находились на Куликовом Поле.

Даже когда ОМОН прибыл к месту происшествия, его бойцы не вмешивались в стычки, развернувшиеся на Куликовом Поле.

Высокопоставленные командиры милиции объяснили НМПЧУ что причиной этого было отсутствие формального приказа вмешаться.

Задержания

51. НМПЧУ заметила небольшие расхождения в количестве людей арестованных/задержанных/перемещённых в течение стычки 2 Мая и после неё. Областная Прокуратура и ОблУМВД представили разные цифры, касающиеся этих событий.

Например, количество арестованных в центре города варьировалось от 42 до 47 человек, а количество арестованных под зданием Обкома Профсоюзов — от 63 до 67 человек.

52. Уголовные дела были заведены по следующим статьям УК Украины:

Статья 115 ч. 1 «Умышленное убийство»

Статья 194 ч. 2 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества»

Статья 294 ч. 2 «Массовые беспорядки»

Статья 296 «Хулиганство»

Статья 341 ч. 2 «Захват государственных или общественных зданий или сооружений»

Статья 345 «Угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа»

Статья 365 «Превышение власти или служебных полномочий».

Статья 367 «Служебная халатность».

53. 47 «про-федералистских» активистов, укрывшихся в торговом центре «Афины», были вывезены оттуда (по так называемым соображениям защиты) отрядом милиции специального назначения «Сокол» и переданы в 2 отделения милиции под Одессой (Овидиопольский и Белгород-Днестровский), где удерживались в течение 2 дней.

54. В течение этого 48-часового периода находящимся под стражей в милиции задержанным не давали пищи и воды на регулярной основе, также они не были обеспечены часовой прогулкой в течение дня, как это предписывают правила внутреннего распорядка МВД. (Постановление МВД №60 от 20.01.2001 г.: теплая еда три раза в день и 1-часовая прогулка в день).

55. 4 мая 47 задержанных были перевезены в Винницу (424 км от Одессы).

По информации переданной НМПЧУ из надежных источников, во время перевозки, длившейся 12 часов, они не получали воды, не имели возможности посетить туалет (мочились в фургоне для задержанных).

В соответствии с нормативными актами Украины, задержанные во время перевозки должны получать еду и воду.

56. 6 мая было организовано видео судебное слушание в отношении «про-федералистских» активистов Приморским районным судом г. Одесса.

Все были обвинены по ст. 294 ч. 2 «Массовые беспорядки» и ст. 115 ч. 1 «Умышленное убийство» УК Украины. В последующие дни некоторым из них были предъявлены дополнительные обвинения следующим статьям:

Статья 194 ч. 2 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества»

Статья 296 «Хулиганство»

Статья 341 ч. 2 «Захват государственных или общественных зданий или сооружений»

Статья 345 «Угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа»

По решению суда, из 47 задержанных 14 были помещены в СИЗО г. Винница.

Четверо из них, после апелляции, по решению суда, были помещены под домашний арест и впоследствии, по имеющимся данным, вернулись в Одессу.

33 из 47 изначально арестованных были помещены под домашний арест по состоянию на 10 июня 2014 года.

Позже вечером 2 мая, 67 человек были арестованы возле здания Обкома Профсоюзов и перевезены в ГорУМВД, где удерживались в течение 2 дней.

2 и 3 мая всем были предъявлены обвинения по ст. Статья 115 ч. 1 «Умышленное убийство» или ст. 294 ч. 2 «Массовые беспорядки» УК Украины.

4 мая в 17 часов отделение ГорУМВД было атаковано родственниками и друзьями активистов «про-федералистскиго» движения.

При невыясненных обстоятельствах все 67 задержанных были «освобождены» милицией.

57. В дополнение к арестам 2 мая, МВД арестовало по меньшей мере еще четырех человек.

6 мая один из лидеров «про-федералистского» движения был арестован по обвинению в нарушении ст. 294 Уголовного Кодекса Украины.

В настоящее время он задержан и находится в СИЗО. 18 мая были арестованы активисты движения «за единство«по обвинению в стрельбе и нанесении телесных повреждений группе лиц в центре города 2 мая, включая офицеров милиции, «про-федералистских» активистов и журналистов.

Первоначально он был доставлен в Следственное управление Одесского городского управления милиции, а после транспортирован в Киев.

Обвиняется по ст. 114 «Убийство» и по ст.294 ч. 2 «Массовые беспорядки» УК Украины и 21 мая был помещен под домашний арест в Одессе по решению Печерского районного суда г. Киев.

58. Арестованные между 2 мая и 3 июня, в связи с расследованием беспорядков 2 мая, 13 человек удерживаются в СИЗО (в Виннице, Одессе и Киеве), по обвинению в нарушении одной или более следующих статей УК Украины:

Статья 115 ч. 1 «Умышленное убийство»

Статья 194 ч. 2 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества»

Статья 294 ч. 2 «Массовые беспорядки»

Статья 296 «Хулиганство»

Статья 341 ч. 2 «Захват государственных или общественных зданий или сооружений»

Статья 345 «Угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа»

59. Дополнительно, по отчетам, 40 человек были помещены под домашний арест в Одессе по обвинениям по следующим статья УК Украины:

Статья 115 ч. 1 «Умышленное убийство»

Статья 194 ч. 2 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества»

Статья 294 ч. 2 «Массовые беспорядки»

Статья 296 «Хулиганство»

Статья 341 ч. 2 «Захват государственных или общественных зданий или сооружений»

Статья 345 «Угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа

60. Два дела, касающиеся активистов «за единство», обвиняемых в стрельбе и убийстве людей во время беспорядков 2 мая, были заслушаны Печерским районным судом г. Киев , c последующим арестом 2 подозреваемых 18 и 26 мая.

Оба помещены под домашний арест, оба обвиняются по ст. 294 «Массовые беспорядки», и один из них дополнительно обвиняется по ст. 115 «Убийство» УК Украины.

Права человека, связанные с судебными процессами 2 мая и позже

61. В связи с событиями во время и после беспорядков 2 мая НМПЧУ посетила заключенных в СИЗО в Одессе

Администрация Пенитенциарной службы в полной мере сотрудничает с НМПЧУ, представителям миссии был разрешен доступ к нескольким задержанным (включая одну женщину), с которыми были проведены приватные беседы.

От задержанных не было получено жалоб на условия заключения или на физическое воздействие в СИЗО Одессы.

Они подтвердили, что им была предоставлена личная встреча с адвокатом.

62. НМПЧУ также встретилась с адвокатами, жертвами, свидетелями, задержанными и родственниками, в связи с беспорядками 2 мая.

Команда Уполномоченного по правам человека также провела множество встреч с представителями силовых ведомств, СМИ, местными политиками и чиновниками, активистами и местными чиновниками.

Благодаря этому мониторингу, НМПЧУ выявила различные проблемы, связанные с текущими уголовными расследованиями, включая следующие.

Своевременность уведомления о причинах ареста или выдвижения обвинения за непродолжительный период времени

63. 15 мая СБУ были задержаны еще 5 человек

И хотя это произошло в 9.00, официально время ареста было зарегистрировано в 23.50 минут, то есть, по прошествии более 12 часов.

В соответствии со ст. 208 ч. 4 Уголовного процессуального кодекса, официальное должностное лицо при аресте подозреваемого, обязано сообщить арестованному на известном ему языке, в совершении какого преступления он подозревается.

Кроме того, примененная процедура ареста не соответствовала п.п. 9.2 и 9.3 Международному пакта о гражданских и политических правах.

64. Аналогично, 8 лицам, арестованным СБУ 27 мая на одесском железнодорожном вокзале, не было своевременно предъявлено уведомление о причинах ареста.

О честном суде

65. Правоохранительные органы прибегли к незаконным действиям с целью воспрепятствования своевременного доступа к адвокатам.

В ходе допроса, офицерами милиции и СБУ был вызван ряд лиц в качестве свидетелей, позднее их статус был изменен на «подозреваемых» и/или допросы заменены опросами.

Это привело к нарушениям прав человека в отношении предоставления встречи и консультации с адвокатом (в соответствии со ст. 208 ч. 4 Уголовного процессуального кодекса), и дало возможность отсрочить время ареста.

66. Например, 8 человек, арестованных СБУ на одесском ж/д вокзале, были доставлены в СБУ для так называемых «опросов».

Они не были проинформированы о своих правах в связи с арестом, не была проведена встреча с адвокатом, у них не было возможности контактировать с их адвокатами во время допроса.

67. По наблюдениям НМПЧУ, основанным на беседах с задержанными и их родственниками, правительственная система бесплатной правовой поддержки (созданная на основании нового Уголовно-процессуального кодекса в ноябре 2012 года) содержит множество изъянов.

Для официальной защиты задержанных, арестованных во время и после событий 2 мая, Система бесплатной правовой помощи не смогла предоставить достаточно правозащитников.

68. На 4 июня официальный статус 67 «задержанных», выпущенных 4 мая из Городского отделения милиции остается неизвестным.

В связи с процедурными пробелами после, как предполагается, незаконного освобождения (т.е. без решения суда), они остаются подозреваемыми.

Мера пресечения по отношению к ним не была назначена, как требуется в соответствии с УПК.

О медицинской помощи

69. В Овидиопольском и Белгород-Днестровском отделении милиции медицинская помощи не была предоставлена тем из 47 задержанных, которые нуждались в такой помощи в связи с болезнью.

Родственники задержанных, находящихся под стражей в Винницком СИЗО также сообщили об отсутствии медицинской помощи их родственникам.

Персональные данные

70. Члены НМПЧУ высказывали опасения, что 19 мая во время официальной пресс-конференции Заместителем Министра ВД / Начальником главного следственного отдела была нарушена презумпция невиновности путем раскрытия персональных данных 12 задержанных.

НМПЧУ напоминает властям о важности международных стандартов в отношении презумпции невиновности и о запрете на вмешательство в личные дела либо оскорбление чести и достоинства.

71. Также, 3 мая, СБУ обнародовала имена и паспорта трех граждан Российской федерации предположительно причастных к беспорядкам 2 мая.

Законность ареста

72. 15 мая СБУ провела незаконный обыск квартиры с 20 часов 00 минут до 3 часов 00 минут без ордера на обыск и без подготовки отчета/протокола обыска.

Во время обыска, они сломали дверь и заставили семью, включая девочку, лечь на пол.

Впоследствии женщина была арестована и доставлена в управление СБУ.

На следующий день она была переведена в Одесское управление милиции.

17 мая Приморский районный суд вынес решение поместить ее под стражу по ст. 294 «Массовые беспорядки» и ст. 110 «Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины» УК Украины.

В настоящее время она находится под стражей в Одесском СИЗО.

Отчетность: Новости по расследованию событий в Одессе

73. По событиям 2 мая было инициировано и принято к рассмотрению шесть официальных расследований, продолжающихся по сегодняшний день.

1) уголовное расследование МВД;

2) расследование Отдела Генеральной прокуратуры по надзору и контролю за действиями органов внутренних дел;

3) уголовное расследование СБУ в связи с предполагаемыми преступлениями на государственном уровне (включая действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя);

4) расследование Уполномоченного по правам Человека

5) расследование Парламентской комиссии;

и 6) расследование комиссией в составе представителей гражданского общества под эгидой губернатора.

Во время визита в мае, Помощник Генерального секретаря по правам человека Симонович встретился и побеседовал с людьми, участвующими в различных расследованиях.

74. Эти параллельные расследования, ведущиеся различными организациями, представляют высокий риск недопонимания из-за отсутствия коммуникации между комиссиями различных правоохранительных ведомств, что может повлиять на прозрачность расследования.

Кроме того, по-видимому, среди граждан широко распространены опасения относительно способности проведения местными правоохранительными органами независимого и тщательного расследования в связи с политизацией событий 2 мая.

На следующий день после беспорядков, действующий в то время Президент уволил нескольких высокопоставленных чиновников на основании ст. 365 «Превышение власти или служебных полномочий» и ст. 367 «Служебная халатность» УК Украины.

Временным правительством были назначены на местном уровне новые должностные лица: губернатор Одесской области, глава ОблУМВД, глава ГорУМВД, глава Областной Прокуратуры.

Правительственная комиссия по вопросу многочисленной гибели людей во время «про-украинских» протестов и пожара в Доме Профсоюзов в г. Одесса.

75. Поздно вечером 2 мая вице-премьер-министр Виталий Ярема был назначен главой правительственной комиссии по вопросу многочисленной гибели людей во время «про-украинских» протестов и пожара в Доме Профсоюзов в г. Одесса, которая отвечает за контроль расследования, проведенного правоохранительными органами в Одессе и Одесской области.

НМПЧУ официально запросила Комиссию о встрече, но по состоянию на 7 июня ответ не был получен.

2014.

Уголовное расследование следственного отдела МВД

76. 2 мая уголовное дело было заведено следственным отделом Одесской областной милиции.

6 мая ответственность за ход следствия была передана в Главное следственное управление МВД в г. Киев (под руководством заместителя министра внутренних дел).

Согласно Законодательству, процесс расследования должен быть завершен в течение 60 дней.

Следователи из Киева, Одессы и других регионов объединились для расследования, которое было заведено по следующим статьям УК Украины:

Статья 115 ч. 1 «Умышленное убийство»

Статья 194 ч. 2 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества»

Статья 294 ч. 2 «Массовые беспорядки»

Статья 296 «Хулиганство»

Статья 341 ч. 2 «Захват государственных или общественных зданий или сооружений»

Статья 345 «Угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа»

Следственный отдел Генеральной прокуратуры об исполнении милицией своих служебных обязанностей

77. 3 мая, Прокуратура Одесской области открыла уголовное дело по статьям Уголовного Кодекса 365 (Превышение власти или служебных полномочий) и 367 (Халатность при исполнении должностных обязанностей). 6 мая это уголовное дело было передано в Отдел расследований Генеральной Прокуратуры.

78. Согласно информации, предоставленной НМПЧУ из надежных источников, ОблУМВД не был применен специальный тактический план «Волна» («Хвыля»), который позволил бы использовать специальные средства милиции и силы, обеспечивающие координацию всех официальных служб экстренной помощи (таких как здравоохранение и отдел по чрезвычайным ситуациям)

79. Кроме того, есть достоверные сведения, что во время насильственных событий 2 мая, все высокопоставленные должностные лица из регионального МВД и областной прокуратуры были на совещаниях и были недоступны.

80. С тех пор было возбуждено несколько уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников милиции и милиционеров. В связи с событиями 2 мая и «освобождения» 67 заключенных из отделения Одесской милиции 4 мая, был помещен под домашний арест Заместитель начальника регионального МВД.

В настоящее время его местонахождение остается неизвестным, но он, вероятно, находится за пределами Украины.

8 мая начальник ГорУМВД, начальник изолятора временного содержания горУВД и дежурный офицер были арестованы и переправлены в Киев.

9 мая, глава Одесского городского отделения милиции был освобожден под залог.

Оба — и начальник изолятора временного содержания горУВД и дежурный офицер также были выпущены под личное обязательство не покидать Украину.

Уголовное расследование СБУ

81. В середине марта СБУ возбудила по всей стране уголовные дела по ст. 109 «Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти» и ст. 110 «Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины» УК Украины в отношении угрозы национальной безопасности и национальной целостности.

По состоянию на 15 мая, СБУ были арестованы несколько человек в Одесской области.

По неофициальным источникам HRMMU, 18 человек находились под следствием СБУ и содержались в Одесском СИЗО со 2 мая по 3 июня.

82. 15 мая СБУ были арестованы 5 человек (4 мужчины и 1 женщина), которые предположительно покидали Одесскую область для участия в вооруженных формированиях на Востоке Украины.

Женщина была помещена под домашний арест.

Позже в этот день еще одна «про-федералистски» настроенная женщина, предположительно организатор экспедиции, была арестована и помещена в СИЗО г. Одесса.

Еще один человек был арестован на следующий день по тому же делу. По состоянию на 7 июня, HRMMU не имеет данных о его местонахождении.

83. 27 мая 8 мужчин были арестованы на одесском железнодорожном вокзале прямо из поезда, следующего в Москву.

По заявлению СБУ эти люди планировали принять участие в военной подготовке в Москве для участия в вооруженных формированиях на востоке Украины.

29 мая Приморский районный суд вынес обвинение всей группе лиц по ст. 109 «Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти» и ст. 110 «Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины» УК Украины.

Они были помещены под стражу в СИЗО г. Одесса.

Еще один человек был арестован на следующий день по этому делу.

По состоянию на 7 июня HRMMU не имело информации о его местонахождении.

84. 28 мая было арестовано трое мужчин, членов общественной организации «Православные казаки». 31 мая в Приморском суде Одессы им были предъявлены обвинения в нарушении 109 и 110 статей Уголовного кодекса. По решению суда они были помещены под арест в СИЗО города Одессы.

Временная комиссия Верховной Рады по вопросам расследования смертей в Одессе, Мариуполе и других городах Донецкой и Луганской областей

85. 13 мая Верховная Рада приняла решение 4852 и создала временную следственную парламентскую комиссию. Комиссии было поручено расследовать обстоятельства смерти граждан в Одессе, Мариуполе и других городах Донецкой и Луганской областей. Комиссия была создана по предложению народных депутатов из Одесской области.

Мандат комиссии истек 15 июня. К этой дате парламентарии должны были подготовить отчет и представить его в стенах Верховной Рады

86. Члены комиссии уведомили НМПЧУ. что уже собрали много информации по насилию 2 мая в Одессе и сейчас им предстоит проанализировать и обработать ее.

По словам главы комиссии, ее члены встречались с представителями региональных отделений СБУ, МВД и прокуратуры, независимыми экспертами, представителями гражданских организаций и теми подозреваемыми, которые находятся под домашним арестом.

По его словам, многие люди все еще напуганы произошедшим, а некоторые боятся делиться важной информацией

Более того, глава комиссии подчеркнул, что ситуация в Одессе все еще далека от стабильной и сегодня важно оптимизировать деятельность правоохранителей, ведущих расследование.

Также, по его словам, милиция сделала только 7% от необходимого объема работы.

Виновники одесских событий все еще не определены, некоторых подозреваемых задержали на несколько дней, но потом отпустили по решению суда.

По информации, собранной членами парламентской комиссии, местные жители все еще не определились с причинами произошедшего.

Существует опасение, что некоторые местные жители свершат самосуд в отношении подозреваемых, чтобы восстановить справедливость.

Именно по этому, по словам главы комиссии, члены комиссии усилили свое общение с представителями местных жителей.

Расследование обмудсмена

87. Обмудсмен проводит расследование касательно нарушения прав человека правоохранителями в ходе событий 2 мая.

Обмудсмен и ее помощники неоднократно посещала Одессу и получила доступ к официальным документам всех правоохранителей региона. (10 июня омбудсмен предоставила в Генпрокуратуру отчет о произошедшем. Документ подан для служебного пользования и не может быть получен для изучения).

Комиссия по расследованию обстоятельств насилия 2 мая

88. Комиссия была создана под покровительством губернатора Одесской области. В нее вошли гражданские активисты, журналисты и эксперты. Они проводят собственное расследование и стараются осуществлять гражданский контроль официального расследования.

89. Члены комиссии заявили о своей готовности работать публично и не пересекаться с официальным расследованием. Также предполагается, что выводы комиссии будут опубликованы только в том случае, если с ними будут согласны все члены комиссии.

Первый официальный брифинг прошел 30 мая

Поддержку родственникам и жертвам 2 мая оказывает оперативный штаб.

90. После событий 2 мая бывший и.о. мэра Одессы учредил специальный оперативный штаб, который координировал работу различных департаментов исполкома городского совета.

Штаб помогал жертвам и родственникам жертв 2 мая — информировал их, помогал с обеспечением медицинскими услугами. Также в рамках штаба запустили горячую линию по вопросам 2 мая.

Члены НМПЧУ поддерживали ежедневный контакт с сотрудниками штаба. НМПЧУ крайне заинтересована в любой информации о жертвах, в особенности тех, которым нужна медицинская помощь, и о том, сколько людей пропало без вести.

По состоянию на 7 июню единственным, что работало в рамках штаба, было управление социального обеспечения.

91. После насилия 2 мая НМПЧУ следила за уголовными расследованиями, которые ведут Генпрокуратура, МВД и СБУ.

92. Судя по расследованию, необходимо выяснить несколько ключевых моментов, чтобы обеспечить уверенность в результатах расследования, гарантировать подотчетность. Также эти вопросы необходимо прояснить, чтобы местные жители полностью приняли результаты расследования.

Определиться следует по следующим вопросам:

Выяснить, кто стрелял в протестующих днем

Дать определение поведению милиции 2 мая — почему милиционеры и пожарные либо не реагировали, либо реагировали медленно и кто отдавал такие приказы

Что произошло в Доме профсоюзов и что стало причиной пожара

Что стало причиной смертей в Доме профсоюзов

Определить личности преступников, имевших отношение к пожару в Доме профсоюзов.

Гарантировать правосудие как по отношению к задержанным, так и жертвам.

92. НМПЧУ с сожалением констатирует, что центральные отделения МВД и СБУ недостаточно сотрудничают с миссией.

93. НМПЧУ уже неоднократно подчеркивало, что расследование необходимо провести быстро и тщательно, чтобы определить ответственных и возместить весь ущерб жертвам и их семьям.

Этот процесс необходим, чтобы восстановить в людях доверие к властям.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Одесса #доклад ООН
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...