11:40, 27 марта 2014 г.

Фактор Кивалова

Новое большинство в парламенте - это кредит доверия правительства от общества. Украинцы терпеливо ждут уплаты долга.

В частности, через преодоление коррупции.

Все понимают, что срок погашения кредита может оказаться длительным. Но уже сегодня наступает время выплаты процентов за пользование им. Речь идет о конкретных проявлениях - реформированы ключевые государственные институты. Это касается прежде всего прав человека - судопроизводства, органов правопорядка, прокуратуры и т.д. .

По судопроизводству правительство предложило определенный подход к реформированию и даже нашло правильное название своей инициативе - проект закона "О восстановлении доверия к судебной системе Украины" . Проект является предметом обсуждения уже на протяжении трех недель. За время обсуждения  появились 6 или законопроектов-побратимов, или конкурентов, но он не претерпел существенных изменений.

И пока не приблизился к моменту своего принятия.

Оставаясь безоговорочным сторонником идеи восстановления доверия к судебной системе, позволю себе высказать предостережение относительно того, сбудется ли наше доверие после принятия упомянутого закона.

Несмотря на декларируемую цель, средства и процедуры, которые предлагает законопроект, напоминают советский анекдот: "Товарищ прапорщик, остановите поезд! - Поезд, стой! Раз - два!"

Восстановить доверие, то есть остановить поезд, означает прежде всего вывести из судейской профессии тех, кто стал олицетворением позора этой профессии. Но для этого недостаточно просто перечислить признаки такого позорного поведения, потому что это "Раз - два!"

Не менее важным является определение прозрачной и справедливой процедуры рассмотрения дел в отношении тех, кого мы намерены лишить права на профессию, а также гарантирования справедливости органа, который фактически будет судить судей. Определение в законе правил и процедур любой проверки является предохранителем произвола со стороны органа, осуществляющего такую проверку и, таким образом, гарантией справедливого решения, принятого по результатам такой проверки.

Необходимой составляющей такой процедуры является право и реальная возможность лица выразить свою позицию, "right to be heard", а также право и возможность предоставлять доказательства в свою защиту, в том числе и вызывать свидетелей.

Чтобы общество было уверенным, что всех виновные лица наказаны путем лишения права занимать должность судьи - нужно, чтобы каждый член общества знал, на основании какой информации, кем и куда представленной  может начаться проверка относительно каждого отдельного судьи.

Чтобы судьи все-таки начали подниматься с колен  а не переместились на коленях от одной "иконы" к другой - им нужно знать, что они не станут жертвами сведения счетов, и будут иметь необходимые средства для защиты себя.

Отсутствие таких процессуальных гарантий однозначно поставит под сомнение справедливость принятых решений, а следовательно, несомненно, станет в будущем предметом жесткой критики со стороны европейских институтов.

Но, пожалуй, самым большим фактором доверия к результатам любых проверок, аттестаций или люстраций является доверие к тем, кто будет проверять, аттестовать или люстрировать.

Предлагаю осмыслить профессионализм и независимость будущего органа, на которого мы возлагаем надежду о возвращении нашего доверия в суд.

Законопроект предлагает, что Высший совет юстиции и Высшая квалификационная комиссия судов Украины назначают Временную специальную комиссию по проверке судей судов общей юрисдикции по четыре члена, которые должны быть судьями; Кабмин назначает трех членов, которые должны быть представителями общественности, а Верховная Рада Украины - шесть членов, двое из которых должны быть судьями.

На первый взгляд, вроде как и звучит неплохо, и представительство обеспечено.

Тем более, что переходными положениями законопроект предлагает прекратить полномочия членов Высшего совета юстиции, избранных по квоте ВР  и рекомендовать президенту, съезда судей, съезду адвокатов Украины, съезду представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, всеукраинской конференции работников прокуратуры - в течение 30 дней с момента вступления в силу данного закона отозвать назначенных ими членов Высшего совета юстиции и назначить новых.

А также рекомендовать съезду судей Украины, съезду представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, Минюсту, уполномоченному ВР по правам человека, председателю Государственной судебной администрации - в течение 30 дней с момента вступления в силу данного закона отозвать назначенных ими членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины и назначить новых.

Однако сам закон должен вступить в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

То есть, Временную специальную комиссию, которая будет проверять судей, фактически будет формировать Высший совет юстиции и Высшая квалификационная комиссия судей в нынешнем составе, которому сам закон выражает недоверие.

Более того, всем известный фактор личности в истории. Ниже представлена схема формирования ВСК, где темным цветом обозначены те органы, на решения которых решающее влияние будет иметь Сергей Кивалов.

 1

 

Прежде всего в отношении Верховной Рады.

Очевидно, профильным комитетом, который будет готовить проекты решений по кандидатурам в состав ВСК, будет комитет ВР по вопросам правосудия и верховенства права, который до сих пор возглавляет Сергей Кивалов.

Кроме фактора Сергея Васильевича, "слабым звеном" в квоте ВРУ является требование о представительства лишь двух судей из шести человек. Кем будут еще четыре - неизвестно. Ими могут оказаться народные депутаты, что сразу превратит ВСК в объект критики со стороны правозащитного и международного сообщества за политическую ангажированность.

Если причастность Кивалова в комитет ВР по вопросам правосудия и верховенства права является известной широкой общественности, то немногие знакомы с тем фактом, что господин Кивалов присвоил себе конституционный орган.

Согласно 131- й статье Конституции, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений должен выбирать трех человек в состав ВСЮ. Съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, в соответствии с "устоявшейся практикой", созывает Совет представителей высших юридических учебных заведений и научных учреждений, которая является ... общественной организацией, основанной и возглавляемой Сергеем Киваловым.

Сергей Васильевич Кивалов сделал весомый вклад в "утверждение" независимости судебной власти путем искажения закона "О судоустройстве и статусе судей" в 2010 году.

Также все помнят о последовательном унижении им судебной системы и "признание" его эталоном вмешательства в судебную систему, в решения Европейского суда по правам человека.

Поэтому ни общество, ни судьи не будут доверять органу, к формированию которого будет причастно это лицо.

 2

Авторы нам говорят , что проверка судей будет осуществляться, помимо прочего, с целью "утверждения в обществе верховенства права и законности". Но законность - это требование действовать на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным законом, и касается она в демократических государствах исключительно органов власти. В конце концов, возвращаясь к цели законопроекта, обращу внимание на следующее.

Законность для общества - это то, что мы наблюдаем у нашего северного соседа, в частности, запрет и разгон мирных демонстраций, изъятие собственности без права обжалования - и все на основании закона.

Законность для общества - это именно то, против чего мы стояли на Майдане.

Общество требует не законности, а свободы.

Одновременно законности требует власть. В первую очередь, в форме качественного закона с прозрачными процедурами и полномочными органами, наделенными общественным доверием.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#кивалов #судьи #майдан
0,0
Оцените первым
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить

Комментарии

Объявления
live comments feed...