Конки, кучеры и "Ванька головатый": как переулок у трамвайного депо в Одессе стал Ватманским

Конки, кучеры и "Ванька головатый": как переулок у трамвайного депо в Одессе стал Ватманским

Вместо всем понятного слова "вагоновожатый" в дореволюционный период бытовало другое, пришедшее из-за рубежа слово - "ватман" (ватт - единица электрической мощности, манн - человек). Ему и обязан своим наименованием переулок у городского трамвайного депо - Ватманский. Журналист 048.ua узнавал, какое прошлое городского транспорта старой Одессы скрывается за названием переулка.  

Пуску трамвая здесь предшествовала тридцатилетняя - смешная и печальная - история развития городского транспорта.

К 80-м годам позапрошлого века значительно разрослась территория города, а его население достигло почти четверти миллиона жителей. Но основными средствами сообщения по-прежнему являлись дрожки и линейки, они не могли обеспечить перевозку возросшего числа пассажиров. Тогда предприимчивые бельгийские дельцы предложили построить конно-железную дорогу. Дума согласилась.

Так в Одессе появилась конка. Ее сеть постепенно расширялась. На отдельных линиях (Куликово поле - Херсонский спуск, Куликово поле - Большой Фонтан и других) вместо конной тяги стали применять "паровички". Это были небольшие паровозики с неуклюжей, непомерно широкой вверху трубой, за что их в Одессе называли "Ванька головатый". В качестве топлива применялись специальные брикеты из угольной пыли. Длинный шлейф черного, густого дыма тянулся за "Ванькой головатым", сажа садилась на одежду и лица пассажиров и прохожих.

Конки, кучеры и "Ванька головатый": как переулок у трамвайного депо в Одессе стал Ватманским, фото-1

Кстати, как пямять об этих паровиках остались на Фонтанской и Люстдорфской дорогах названия остановок - "станции".

"Царем и богом" городского транспорта по тем временам являлся Эрнест Камбье - директор Одесского агентства бельгийской компании.

"Пленительная конка Камбье миллионы все несла, Ему одесская сторонка второю родиной была", - так характеризовали его местные газеты.

Кучера и кондуктора конки подвергались жесточайшей эксплуатации. Им приходилось работать от зари до зари за мизерную плату. Это был поистине рабский труд. Недаром кучеров и кондукторов называли "белыми неграми".

Жестоко подавлялись протесты рабочих конки против непосильного труда. Во время забастовки 15 июля 1903 года, когда администрация с помощью казаков пыталась пустить поезд на Б. Фонтан, забастовщики легли на рельсы и остановили "паровик".

Лишь в 1910 году в Одессе появился трамвай.

Конки, кучеры и "Ванька головатый": как переулок у трамвайного депо в Одессе стал Ватманским, фото-2

Таким образом на смену лошади пришёл электромотор, а кучера заменили водителями, кондукторами - ватманами. Интересно, что такое же название бытовало и в Бельгии. Возможно, что именно от бельгийцев, которые строили трамвай, одесситы и заимствовали это слово. По другой версии, слово «ватман» произошло от английского Watchman (часовой, сторож): вожатый трамвая действительно должен быть внимательным, подобно часовому либо сторожу, да и работал он в прошлом стоя, без сидения. Этому слову и обязан своим названием переулок возле депо № 1 — Ватманский.

Конки, кучеры и "Ванька головатый": как переулок у трамвайного депо в Одессе стал Ватманским, фото-3

Читайте также: "Никогда мне не приходилось так утомляться, как в Одессе": почему переулок Чайковского назвали в честь композитора, - ФОТО

одесса новости история трамвай ватманский_переулок ватманы история_одессы
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Комментарии