Одесский припортовый завод: как приватизируют химического гиганта
После десятилетий обещаний, в 2022 году Одесский припортовый завод перейдет в частные руки. Кампания «большой приватизации» под руководством Фонда госимущества призвана привлечь миллиардные инвестиции в украинскую экономику, и приватизация ОПЗ — один из главных ее пунктов.
Зачем предприятию новый собственник и почему это важно для его дальнейшего развития — попробуем разобраться в этой статье.
Как было раньше
Трудно представить, но еще несколько лет назад Одесский припортовый завод находился на грани существования. В апреле 2018 года ОПЗ был полностью остановлен почти на полтора года по причине острой нехватки средств, накопленных предприятием долгов, а также неудовлетворительного технического состояния агрегатов для дальнейшего производства.
Начиная с 2016 года, завод живет в условиях постоянной нехватки средств, что в основном связано с закупками и оплатой природного газа. Отсутствие стабильных рынков сбыта и четкой стратегии дальнейшего развития ОПЗ привели к накоплению у предприятия огромных (около 10 млрд гривен) долгов перед поставщиками топлива — Ostchem олигарха Дмитрия Фирташа и государственной НАК «Нафтогаз Украины». Экспорт продукции оказался невозможен.
Не обошла ОПЗ стороной и другая хроническая проблема государственных объектов — коррупция. Так, бывший заместитель директора ОПЗ Николай Щуриков в январе 2021 года был объявлен в международный розыск через организацию схем по закупке природного газа по завышенным ценам. Кроме того, под пристальным вниманием антикоррупционных органов оказались и другие представители из числа бывшего руководства предприятия. По словам главы НАБУ Артема Сытника, убытки от коррупционных схем на ОПЗ к концу 2019 года составили более 205 млн гривен.
С таким послужным списком предприятие вряд ли можно было назвать успешным или процветающим. Все это лишний раз напоминало: для дальнейшего существования и развития заводу нужен новый эффективный собственник.
Решение: большая приватизация
ОПЗ — не единственное крупное предприятие в Украине, которое столкнулось с подобными проблемами. Такая ситуация довольно частая среди госпредприятий, чье руководство могло годами получать незаконную прибыль с производства, пока то медленно разрушалось. Оборудование устаревало, части предприятий закрывались, а рабочие вынуждены были искать новые рабочие места.
При этом государство, у которого на балансе еще несколько тысяч таких предприятий, просто не может принимать эффективные решения, искать инвесторов и модернизировать отдельно взятое производство. Как следствие — объекты постепенно разрушаются, теряя также в своей рыночной стоимости и принося огромные убытки для бюджета.
Решением для таких объектов, которое способно вновь вернуть их к жизни, должна стать их передача в частную собственность.
В феврале 2021-го года Верховная Рада поддержала законопроект 4543, который разблокировал аукционы большой приватизации. Процесс такой приватизации предусматривает привлечение специальных инвестиционных советчиков. Они должны собрать всю необходимую информацию об объекте и рынке, подготовить предприятие, а также найти потенциальных инвесторов. После такой подготовки к приватизации объект будет передан на открытые торги и обретет нового владельца.
В марте свою подпись под законом поставил Президент Украины, окончательно запустив процесс после его приостановки в 2019-м. Два года назад были опасения, что экономическая ситуация в условиях пандемии Covid-19 просто не позволит найти заинтересованных инвесторов и продать предприятия выгодно. Однако малая приватизация, которая успешно проходила даже в условиях кризиса, показала, что значение имеет прежде всего доверие к процессу и честности процедуры.
Все это ныне доступно для ОПЗ.
Оздоровление и реформы
Принимая во внимание тяжелое хозяйственное положение на ОПЗ, команда Фонда госимущества, которая пришла в середине 2019 года, решила полностью перезапустить работу завода с целью его дальнейшей приватизации. Выгодно продать предприятие в тяжелой хозяйственной ситуации невозможно — поэтому аукциону предшествует тщательная и всесторонняя подготовка, после которой ОПЗ должен стать привлекательным объектом для инвестиций.
Поскольку балансовая стоимость АО «Одесский припортовый завод» превышает 250 млн гривен, завод вошел в список из первых 23 объектов “большой приватизации”, которая должна обеспечить наибольший разовый доход для государства и дальнейший рост экономики.
Две смены руководства на ОПЗ — в январе и ноябре 2020 года — позволили полностью искоренить старые коррупционные схемы и вернуть контроль государства над производственным процессом.
За последние пару лет под управлением Фонда госимущества предприятие существенно преобразилось. Оно смогло не только восстановить производство, но также выйти на новые рынки и поставить сразу несколько производственных рекордов.
Нормализовалось финансовое состояние ОПЗ: уже к 2020 году объемы налоговых отчислений удалось увеличить в 6 раз — с 100 млн до 600 млн гривен. Государство позаботилось и о социальной составляющей: на предприятие вернулись более 3500 работников, а заработные платы сотрудников завода выросли в среднем на 44%.
Важнейшей новостью стало решение Верховного суда по иску против Ostchem в июне 2021 года, которое лишило компанию Фирташа возможности принудительного взыскания долга с ОПЗ.
Все это позволит получить максимальный доход для бюджета от приватизации завода по итогам прозрачного аукциона, а в дальнейшем гарантировать работу и развитие предприятия, создание рабочих мест и стабильные налоговые поступления.
Почему приватизация?
Возникает вопрос: раз дела у «Припортового» наладились, не стоит ли оставить предприятие в государственной собственности?
Первое, что нужно учитывать в случае с ОПЗ — это моральное устаревание производственных мощностей предприятия. Возведенный еще в конце 1970-х годов, завод с каждым годом теряет в стоимости активов. Предприятию нужен новый собственник, способный обеспечить его дальнейшую модернизацию и развитие.
Оттягивая продажу пытаясь «не продешевить», государство рискует впустую растратить инвестиционный потенциал объекта, в итоге не получив вообще ни копейки.
В то же время, вложивший в покупку завода инвестор будет заинтересован в дальнейшем развитии объекта, чтобы бизнес работал и приносил прибыль еще десятки лет. К тому же, продажа частному собственнику предусматривает перечень приватизационных условий, в которых предусмотрены гарантии как для государства, так и для трудового коллектива.
Учитывая значения предприятия для всего Одесского региона, прозрачная приватизация ОПЗ имеет огромное экономическое значение — это создание рабочих мест, рост доходов от налогообложения и возможности инвестировать полученные средства в развитие инфраструктуры.
Поэтому именно большая приватизация — это шанс для ОПЗ не просто улучшить показатели и выйти из кризиса, но и войти в список лидеров своей отрасли. И этим — приносить пользу людям и государству.