6 лет Революции Достоинства: что происходит с Делами Майдана сегодня
Сегодня шестая годовщина начала Революции Достоинства. В лентах соцсетей - воспоминания активистов, журналистов, политиков о том, как начиналась Революция: фото первого вечера на Майдане, на которых люди улыбаются, держат плакаты с остроумными лозунгами против отказа Януковича подписания ассоциации с Евросоюзом. Никто не догадывается, что впереди расстрелы на Институтской, аннексия Крыма и война на Донбассе.
Шесть лет дела Майдана (об избиении студентов сотрудниками Беркута на Майдане, похищении активистов, расстрелах митингующих на Институтской и другие, связанные с этим дела) расследуются с большим скрипом,и то благодаря усилиям адвокатов, правозащитников и самих пострадавших. Что происходит с этими делами сейчас, понес ли кто-то наказание за преступления против участников Майдана и кто расследует эти дела - постараемся рассказать в этом материале.
новая эпоха
Евгения Закревская из Адвокатской Совещательной Группы (Адвокатська Дорадча Група, дальше - АДГ), представляющей интересы семей героев Небесной Сотни, написала у себя в фейсбуке о том, что День Достоинства (годовщина Революции Достоинства) совпал с датой первого дня прекращения процессуальных полномочий следователей по делам Майдана. Что это значит?
Это значит, что с 20 ноября все дела, которые Прокуратура не завершила, переходят к другим органам. Также это значит, что согласно этой системы, Дела Майдана за последние 5 лет будут переданы новым следователям из Государственного бюро расследований.
"20 ноября 2019 начинается новая эпоха в истории правоохранительной системы Украины - органы прокуратуры больше не будут проводить досудебное расследование в уголовном производстве. Отныне за прокуратурой остается лишь функция процессуального руководства” - написал 4 ноября в своем блоге на УП новый глава Государственного Бюро Расследований Роман Труба. Сам Труба отмечает, что Дела Майдана - это около 5000 томов материалов.
В этом же блоге Труба говорит, что передача Дел Майдана в ГБР на какое-то время точно остановит расследование, так как новым следователям надо будет вникать во все эти дела с самого начала, а в Бюро их, (следователей), катастрофически не хватает. Согласно закона, регулирующего деятельность госбюро расследований, в нем могут работать 1500 человек - это следователи, оперативники госслужащие по всей Украине. Глава ДБР Труба предлагает внести изменения в закон о Государственном бюро расследований, которые отменят фиксированную численность сотрудников ГБР и позволит увеличить штат следователей.
Адвокатка Закревская считает, что заявление Романа Трубы не имеет ничего общего с интересами пострадавших во время Майдана и самой Адвокатской Совещательной Группой, и тем более не решает проблем остановки расследования на неопределенный срок.
Примерно в то же время экс-заместитель главы администрации президента Януковича Андрей Портнов написал в своем телеграм-канале: “Уверен, что после передачи дела в ГБР расследование может стать более объективным”, что указывает на заинтересованность Портнова и возможном дальнейшем вмешательстве в дела следствия с его стороны. Ранее Андрей Портнов угрожал Сергею Горбатюку, который до недавнего времени возглавлял Управление специальных расследований Генпрокуратуры. Именно эта структура расследовала дела Майдана и действия высокопоставленных должностных лиц при Януковиче. В том числе - Портнова. Об этом пишет СЛІДСТВО.ІНФО
Интересным является тот факт, что нынешний Глава Государственного Бюро Расследований Роман Труба, в чью компетенцию со вчера перешли все Дела Майдана, во время самой Революции Достоинства работал прокурором Пустомытовского района Львовской области, где активно оспаривал решения местных советов по теме поддержки Евромайдана. Например, прокурор Труба требовал через суд отменить решение Лисиничевского сельсовета "О недопустимости отказа от евроинтеграции", - пишет BIHUS.INFO.
"вчера настал час-икс"
“В начале ноября мы вышли на пикет под Офис Президента, чтобы обратить его внимание на эту проблему. И вот вчера настал час-икс - расследование де-факто остановилось.”, - говорит правозащитница, глава Центра Гражданских Свобод и координаторка инициативы ЄвромайданSOS Александра Матвийчук. Александра рассказала нам, что правозащитники, активисты и адвокаты уже назвали те срочные шаги, которые необходимо было предпринять, чтобы обеспечить надлежащую организацию расследования дел Майдана - речь и о правках к закону о ГБР, и о нужной кадровой политике для сохранения институциональной памяти нескольких лет, и о ряде институциональных решений на уровне правоохранительных органов.
17 ноября Адвокатская совещательная группа (АДГ) также выдвинула требование к президенту Зеленскому созвать внеочередную сессию Верховной Рады, во время которой депутаты проголосовали бы за поправку к законопроекту о передаче дел Майдана, предложенную АДГ.
Поправки к закону о Государственном Бюро Расследований, которые предлагала Адвокатская Совещательная Группа, должны разрешить переход следователей из прокуратуры в ГБР. Таким образом следователи, занимающиеся расследованиями дел Майдана, смогут продолжать заниматься этими же делами, но уже в ГБР, а сами дела при передаче в ГБР не попадут “вникуда”, а останутся у компетентных следователей, занимающихся этими делами в последние годы. Закревская также подчеркнула, что принятие поправки к закону о ГБР обеспечит непрерывность расследований по делам Майдана, и не даст бесконтрольные права и полномочия директору ГБР Роману Трубе.
18 ноября во время брифинга глава Верховной Рады Дмитрий Разумков сказал, что созыв внеочередной сессии ВР для принятия поправок к закону о ГБР - это “малореалистично”.
Так как внеочередной созыв сессии ВР для проголосования правок к закону о ГБР не состоялся, с сегодняшнего дня - Дня Достоинства - следователи, занимавшиеся на протяжении последних лет Делами, Майдана утратили свой процессуальный статус и возможность продолжать расследование по этим делам.
“Сегодня мы услышали от президента красивые и правильные слова. Но все наши требования до сих пор актуальны. И нам нужны действия”, - подчеркнула Александра Матвийчук.
"не злий Майдан"
Игорь Луценко, депутат Верховной Рады VIII созыва и активист Евромайдана, в комментарии 048.ua отметил, что тенденция снижения приоритетности Дел Майдана для власти была заметна и раньше. Сам Луценко является потерпевшим по одному из Дел Майдана - его и Юрия Вербицкого в январе 2014 года похитили неизвестные и вывезли в лес, где избивали. Луценко тогда выжил, а Вербицкий умер от травм, нанесенных ему похитителями. До сих пор обвиняемым по этому делу не вынесен приговор - один из подозреваемых в похищении активистов Александр Волков с 17 года содержится под стражей, другой подозреваемый - Александр Медведь на свободе и просто посещает судебные заседания. Остальные подозреваемые уже давно не в Украине.
Журналистка Алина Кондратенко, которая последние несколько лет посещает большинство заседаний суда по Делам Майдана, недавно опубликовала на своей странице в facebook фотографию пустого зала судебных заседаний. По ее словам - такое явление - не редкость.
"Думаю, учитывая важность этих производств, любой (не только журналист) может найти время и посетить 1-2 заседания в неделю. А после - написать об этом в фейсбук, блог и тому подобное. Информация имеет свойство быть распространенной" - пишет журналистка. Алина говорит, что следить за заседаниями по Делам Майдана можно и онлайн - например INSIDER пишут о каждом таком заседании.
Нromadske.ua со ссылкой на Генпрокуратуру пишет о том, что сейчас 66 человек находятся под подозрением в причастности к убийствам на Майдане, 36 из них продолжают работать в правоохранительных органах (10 — на руководящих должностях). Только в Киевской полиции работает 30% экс-беркутовцев, часть из них фигурирует в уголовных делах.
Также в расстрелах на Майдане подозревают 26 экс-беркутовцев, но 21 из них скрываются. Глава роты Дмитрий Садовник сбежал в Россию осенью 2014-го, еще 20 беркутовцев — в конце февраля. 16 из них находятся на территории России, 4 — в аннексированном Крыму. Некоторым удалось получить российское гражданство, некоторым — убежище. На скамье подсудимых сейчас 5 подозреваемых.
Среди требований адвокатов, активистов и правозащитников, озвученных 18 ноября есть такие пункты:
1. Создать в структуре ГБР управление по расследованию дел Майдана. Для этого увеличить количество работников.
2. Принять изменения в закон о ГБР, которые обеспечат перевод следователей и прокуроров ГПУ в ГБР без конкурсов и аттестаций.
3. Назначить на должность руководителя этого подразделения Сергея Горбатюка. Он ранее возглавлял Управление специальных расследований ГПУ. Его освободили перед переаттестацией.
4. Сформировать Департамент процессуального руководства ГПУ по делам Майдана.
При условии выполнения властью этих требований возможность довести до конца Дела Майдана, а не спустить их на тормоза, выглядит вполне реально.
А пока что каждый год в годовщину начала протестов на Майдане или же расстрелов на Институтской украинские политики говорят и пишут о достоинстве, о свободе, о подвиге героев и о том, как украинский народ отстоял свое право на свободную страну и европейское будущее. Не раз из уст тех же людей мы слышали о том, что они готовы сделать все, чтоб все эти дела были доведены до конца, а виновные - наказаны. Но все эти слова резонируют с делами - даже внести правки в закон о ГБР, позволяющий не прерывать расследования и не отдавать эти дела новым следователям оказывается весьма “малореалистичным” - куда проще возлагать цветы и говорить красивые слова.