В Одессе построят самый длинный в бывшем Союзе чудо-мост
Чудо-мост через Одесский залив — наиболее амбициозный и до сих пор не реализованный проект, который, наряду с метро и скоростным трамваем, произвел бы в Одессе транспортную революцию, часто используют в качестве козырной карты накануне очередных выборов. Между тем, инженеры считают, что сейчас — самое время заняться им всерьез, пока на подъездах к пос. Котовского не наступил коллапс, и уже придумали, как сделать эстакаду прибыльной.
Специалисты НИИ стальных конструкций имени Шиманского, которые, кстати, занимались реконструкцией моста Патона в Киеве и делали металлоконструкции для нового терминала Одесского аэропорта, предложили свой вариант решения транспортной проблемы. Они хотят от Софиевской и Торговой до Молодой Гвардии пустить по морю вантовый мост, где висячее полотно соединяется с пилонами стальными тросами, образуя подобие арфы. По замыслу, на территории порта 4-полосная магистраль должна возвышаться на высоте 30—35 метров над уровнем моря, что позволит проходить под ней судам, а от Нефтяной гавани до Лузановки ляжет до 8 метров над водой. В районе улицы 7-я Пересыпская предумотрено ответвление для выхода на Объездную дорогу через ж/д переезд, а в Лузановке — 3-этажная развязка без пересечений транспортных потоков и развилка на Добровольского и Днепродорогу.
Конструкторы не исключают и продолжение морской трассы на морвокзал и улицу Балковскую, а эконом-вариант, наоборот, допускает сооружение на первое время участка от Лузановки до Атамана Головатого. По мосту весь путь из центра города на Котовского (около 13 км), по подсчетам специалистов, займет всего 15—20 минут. Эстакаду они предлагают проложить параллельно береговой линии, в 250 метрах от нее. Такое же расстояние будет составлять длина пролетов между пилонами у Пересыпи, а далее — по 100 метров. «Это надежные и прочные конструкции. В СССР строили подобные мосты даже с пролетами по 400 метров. Пересыпское взморье — это мелководье до 3-х метров, а мосты сегодня строят и там, где глубина — несколько десятков метров. 8 метров — достаточная высота, таких волн у нас не бывает. Часто расставленные пилоны предотвратят разрушение», — говорит инженер одесского отделения института Георгий Ясинский.
Интересно, что в качестве самых высоких опор разработчики предлагают поставить две стеклянных свечки, а сам мост назвать в честь инвестора — тем самым увеличив коммерческую привлекательность объекта. «Мы хотим сделать из пилона офисное здание в 20—30 этажей с видом на залив и город. А еще сделать автобан платным. Кроме того, на нижних полосах можно разместить подвесной трамвай, пешеходную и велосипедную дорожки», — рассказывает директор одесского отделения НИИ Вячеслав Пашков.
По приблизительным подсчетам, вантовый мост через залив обойдется почти в 2 млрд грн — цифра, сопоставимая с годовым бюджетом города. Но разработчики уверяют, что это — дешевле, чем отселять людей, сносить дома, выкупать заводы и расширять трассу за счет существующих коммуникаций. Ученые даже пытались протолкнуть проект в Генплан, но им отказывали, мол, идея отличная, но денег нет. К слову, если проект реализуют, Одесса получит самый длинный вантовый мост во всем СНГ.
Намыть островки
В качестве альтернативного сооружения инженеры предлагают намыть в акватории небольшие островки, соединив их эстакадами, под которыми смогут проходить катера. По их мнению, уникальная морская дорога привлечет туристов и станет новой достопримечательностью, а прокладка путепровода по суше — крайне затруднительна и малопривлекательна: «Там расположены нефтебазы, заводы, железная дорога, и эстакаду просто негде воткнуть. Для этого нужно сносить половину Пересыпи», — считает Ясинский.