
Одесса прощается с монахом-целителем Ионой
Одесса скорбит за схиархимандритом Ионой (Игнатенко), одним из известнейших старцев современности. Напомним, отец Иона скончался сегодня в Свято-Успенском мужском монастыре после продолжительной болезни. Прославленный целитель несколько лет боролся с раком позвоночника, пока болезнь не взяла свое. То, что он прожил так долго с таким тяжелейшим диагнозом, можно считать чудом, говорят в епархии. «Отец Иона лечился в лучших клиниках в Одессе и столице. Год назад медики выписали его из больницы, сказав, что уже не могут помочь. Но, несмотря на неутешительные прогнозы, Бог подарил ему еще целый год жизни», — сказал пресс-секретарь Одесской епархии УПЦ МП Сергий Лебедев.
Весь этот год, как, впрочем, и всю свою жизнь батюшка помогал людям, до последнего принимая верующих: выслушивал, советовал и беспрестанно молился за них перед Господом. «Даже за две недели и за неделю до кончины, будучи уже на смертном одре, лежа в постели, он продолжал прием. Сам митрополит Агафангел говорил ему: «Поберегите себя, батюшка. Вы ведь только подлечились, а люди сильно Вас утомляют», — на что Владыка отвечал: А зачем же я лечился? Я ведь для того и послан сюда, чтобы молитвами своими помогать людям!» — вспоминают в епархии.
Старец не делал различия между богатыми и бедными, между высокими чинами и простыми работягами — двери его келии одинаково открывались передо всеми, а слава о великом служителе гудела не только по всей Украине, но и далеко за ее пределами. «К отцу Ионе очень часто приезжал Виктор Янукович, еще будучи премьер-министром. Бывал у него и генпрокурор Виктор Пшонка, тоже человек верующий, и многие другие руководители государственного масштаба, которых он наставлял духовно. За советом к нему обращались и «коллеги по цеху» — епископы УПЦ и РПЦ», — рассказывают в пресс-службе епархии. Говорят, к отцу Ионе прислушивался сам Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Будучи в Одессе в 2010-м, он пригласил монаха к себе в резиденцию и тет-а-тет о чем-то беседовал с ним на протяжении 40 минут.
Веры и духовной мощи старца хватало на всех. Он наставлял многих сегодняшних наместников монастырей и настоятелей храмов Одесчины — как духовник Свято-Успенского монастыря, исповедовал всех тамошних братьев. Бесконечной вереницей тянулись к нему простые верующие, днем и ночью выстаивая огромные очереди. «Я попал к нему с четвертого раза. Пришел под монастырь в 23:30 и был шестым в списке из 40 человек. Мы стояли под стенами всю ночь, день и следующую ночь, а прошел к нему на исповедь я только через полтора суток. Попросил батюшку помолиться за меня и мое здоровье, он помолился, помазал меня маслом, дал мне маслице, икону и пару мандаринов. Одну я отдал парню без легкого, которому не удалось к нему попасть. А моей подруге Иона дал 200 гривен со словами «тебе нужнее», — делится на интернет-форуме 30-летний Олег.
Многие относились к батюшке не просто как к человеку глубокой веры, а как к родному отцу, говорят в епархии. По молитвам монаха Господь многим давал облегчение и исцеление, чему немало свидетельств очевидцев. «По молитвам батюшки у моей подруги полностью исчезла опухоль головного мозга и была отменена сложная операция. И мне, в свое время, очень помогли молебны у «Всецарицы». И назначенную операцию, не пришлось проводить — отпала необходимость», — рассказывает одесситка Елена.
Священнослужители говорят: уход Ионы — огромная потеря для церкви и для всей митрополии, — и просят прихожан молиться о почившем старце. Митрополит Агафангел уже помолился об упокоении схиархимандрита в Измаильском Свято-Варваринском храме, где ему и сообщили эту печальную весть. Отпевание духовника обители состоится в субботу, 22 декабря, в Свято-Успенском мужском монастыре. Заупокойное богослужение совершит митрополит Агафангел, после чего тело целителя предадут земле.
Был трактористом и шахтером
У отца Ионы была очень непростая судьба. Известно, что он родился в 1925 году в многодетной семье, пережившей голод и раскулачивание. В военные годы трудился на оборонном предприятии, затем — трактористом, шахтером, нефтяником на промыслах. Из-за тяжелой жизни к 40 годам заболел туберкулезом. «А потом вдруг пришел момент, когда понял, что все, жить так нельзя, пора душу спасать», — рассказывал старец о самом себе. В больнице, на грани жизни и смерти, он поклялся, что если Господь его исцелит, он уйдет в монастырь. Так и вышло, после чего он принял монашеский постриг. «Раз Господь спасает, то надо молиться и трудиться», — учил Иона. Причислят ли старца к лику святых, Священный Синод сможет решить спустя несколько десятилетий. «Должно пройти время», — объясняют в епархии.