• Головна
  • Памятники как средство политической пропаганды
Субботний разговор
09:00, 6 жовтня 2012 р.

Памятники как средство политической пропаганды

Субботний разговор

Накануне выборов в Одессе установили сразу два памятника великим людям. О них долго спорили, много мечтали, собирали деньги и рисовали проекты, но только теперь, за месяц до выборов, возможности одесситов совпали с желаниями.  Памятники выборам - иначе не скажешь...

«Это вам не Рио-де Жанейро»

«До чего дошёл прогресс - до невиданных чудес…». Марк Твен, посетивший Одессу в 1867 году, пишет в книге «Простаки за границей», что ему попалось в городе всего-навсего два памятника. А тут, шутка ли - за один и тот же день – 29 сентября, месяц до выборов - Одесса украсилась сразу двумя памятниками – Александру Суворову и Владимиру Высоцкому. Полководец и  актер. Две глобальные личности своих эпох. Два имени, вписанных в историю Одессы. Надо бы радоваться, но… «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Почти сто лет назад, в 1913 году, аналогичный памятник Суворову был торжественно открыт на месте Рымникского сражения (Румыния). Сделано это было (с опозданием в неколько лет) в ознаменование 120-летия победы в этих местах русско-австрийских войск, которыми командовал Суворов, над вчетверо превосходящими их по численности войсками турков. Проект памятника (с дополнением) был поддержан императором Николаем II. Он выделил деньги на строительство. Автор работы - известный одесский скульптор английского происхождения Борис Эдуардс. Раньше всех – в 1911 году – памятник увидели одесситы. Он был выставлен в Софиевском переулке, в мастерской скульптора. Однако во время Первой мировой войны скульптуру демонтировали и вывезли. По одной версии, она провалялась несколько десятилетий без дела в Одессе. По другой – памятник куда-то исчез, и Эдуардс создал его копию для установки уже в Измаиле.

Но в 1919 году мастер покинул Одессу. А готовая скульптура пришла в запущение. Одно время она экспонировалась возле Художественного музея на улице Короленко (ныне – Софиевская). Вместо «буржуазного» пьедестала – простые «рабоче-крестьянские» деревянные доски. Памятник благополучно пережил оккупацию, румыны его не тронули. А в 1945 году по постановлению украинского Совнаркома статую перевезли в Измаил, где она и ныне пребывает на главном городском проспекте, носящем имя Суворова. Вполне прижилась (но требует реставрации) и даже стала символом города.

Как и многие исторические фигуры такого масштаба, Суворов – неоднозначен. Он не только блестяще выигрывал сражения, но и, по приказам Екатерины II, подавлял народные восстания. Но в истории Одессы его роль позитивна. Под руководством выдающегося полководца было отвоевано Причерноморье у турков, он содействовал созданию Южной Пальмиры.

Общественность Одессы периодически вспоминала о памятнике военачальнику и культурно вздыхала: пусть вернут подарок или строят новый памятник. «Суворовская» история с памятником выдалась долгой и тернистой. 1969 год, 175-летие города, на площади Десятого апреля установили гранитный камень, на котором было высечено обещание соорудить на этом месте памятник Суворову. И – тишина. Правда, в Одессе в то время уже была пародия на памятник генералисимусу - от Александра II к Александру Васильевичу перепрофилировали Александровскую колонну.

В 90-х «на памятник Суворову» начали было собирать средства с предпринимателей Суворовского района. И – снова тишина.

2004 год, скульптором Алексеем Копьевым и архитектором Василием Мироненко был подготовлен проект памятника. По инстанциям побегали, идею утвердили. Выбрали место в сквере, возле Суворовской администрации. На том все и завершилось.

2008 год, на сессии горсовета депутаты по инициативе ПР вспомнили о намерениях установить памятник военачальнику. Известные одесские скульпторы начали было примерять: где поставить, в каком стиле, как вписать в архитектурный ансамбль города, на коне или пешим с картой, высотой - метра три, лучше – пять. И только из бронзы! И чтоб не хуже, чем в Тирасполе и Измаиле. Но пока скульпторы рассуждали, депутаты вновь о них забыли.

И вот год 2012-й. Снова сессия горсовета, говорящая «да», «регионалы», собирающие подписи в поддержку… И наконец – «то, о чем так долго говорили большевики» свершилось – Суворов в Суворовском районе. И прогресс налицо - раньше пиарились на том, что надо установить памятник. Теперь хоть на том, что действительно установили.

Однако, есть вопросы.

В мире памятники обычно приурочивают к каким-то памятным датам. Можно было, например, подождать два месяца и установить Суворова ко Дню его рождения – 24 ноября. Но это ведь уже после выборов… неинтересно. Но более смущает другое – установлено не новое проявление творческой мысли, а всего лишь «копия верна» измаильского памятника (к тому же аналогичная копия присутствует также и в городке Тульчин, Винницкая область). Зачем проводить конкурсы, напрягать творческие силы скульпторов? Когда можно быстро, «дешево и сердито». Но одно дело, скажем, копия античного шедевра - скульптуры «Лаокоон», оригинал хранится в Ватикане. А копирование памятников из Измаила и Тульчина (при всем уважении к этим симпатичным городам)… как говорил Остап Бендер, «нет, это не Рио-де Жанейро».

«Я его слепила из того, что было»

Хотя… лучше копия произведения высокого уровня, чем странный оригинал. Может, и хорошо еще, что какие-нибудь скульпторы не поэкспериментировали над Александром Васильевичем так же, как над Владимиром Семеновичем… Доказано в тот же день, в другом месте.

В случае с  памятником Высоцкому решили никого не дублировать, а провести конкурс и создать оригинальную скульптуру.Победителем объявили творение скульптора Александра Князика и архитектора Владимира Глазырина. Общественность в многочисленных отзывах восприняла предложенное видение образа поэта в штыки. Многим гораздо больше импонировали другие представленные на конкурсе идеи. В частности, вариант с тенью Глеба Жеглова. Станислав Говорухин, по просьбе одесских кинематографистов, комментируя проект памятника, сказал, что это «откровенная пошлятина, большего безобразия о памяти ушедшего от нас поэта трудно придумать!»  Но кого из организаторов акции интересует мнение Говорухина? Почему бы не провести всенародное городское обсуждение? «Создает музыку народ, а мы - художники - только ее аранжируем», - известное высказывание Михаила Глинки. Но то Глинка. А победил дикий нонсенс – памятник народному Высоцкому установили без народных голосов…

Все можно было сделать не в предвыборной суматохе - «я его слепила из того, что было». А позже, спокойнее и качественнее. Да и в широких массах никто не кричал: «Нет, нет, нет, мы хотим сегодня! нет, нет, нет, мы хотим сейчас!».

Вероятно, Высоцкий, увидев этот памятник, высмеял бы его в присущем ему стиле. Но ничего… Зато к выборам поспели и по городу раструбили, что Игорь Марков поставил памятник Высоцкому на личные средства.

А к следующим выборам, вполне возможно,  появятся новые кандидаты в депутаты, которые будут кричать о необходимости снести его и установить певцу другой памятник…

За 20 постсоветских лет в Одессе поставили массу памятников. Но количество далеко не всегда переходит в качество. Есть среди них симпатичные, быстро завоевавшие народную любовь. Но есть и такие, что, ни уму, ни сердцу. Достаточно вспомнить «киндер-сюрприз» («Золотое дитя») возле морвокзала или «кузнечика» де Рибаса с лопатой. А теперь вот и скульптурный Высоцкий пополнил этот печальный ТОП-список самых неудачных памятников.

Чем дальше в лес, тем больше дров. Чем ближе выборы, тем больше памятников. Если бы не предвыборная памятникомания, сколько бы еще «Суворов» с «Высоцким» ждали своей очереди?! Так что это не памятники гениям, это - памятники выборам.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...