
Экскурс в трамвайное прошлое Одессы: в городе до сих пор можно прикоснуться к истории первых трамваев (Фото)
Годовщину запуска первого электрического трамвая в Одессе встретили не только грустными подсчетами (директор КП «Горэлектротранс» Дмитрий Полунин утверждает, что трамвайный парк на 90% состоит из вагонов, которые отработали по два с половиной нормативных сроков. Неутешительную констатацию неудовлетворительного состояния городского электротранспорта усластили экскурсом в одесское трамвайное прошлое.
24 сентября 1910 года в 14:00 состоялся тожественный пуск первого электрического трамвая в Одессе; в это же время в 2012 году прогулочный трамвайчик отправился из депо на экскурсию по городу. Старенький вагон успел побывать в разных уголках города, где под гул двигателя и отстукивание колес экскурсовод рассказывал историю появления и развития первых трамваев в Черноморской Пальмире. Оказывается, в 21-ом веке до сих пор можно набрести на фрагменты старых бельгийских трамвайных остановок, установленных более столетие назад, а также можно встретить остатки узкоколейки (например, в районе Дачи Ковалевского). На территории самого управления КП «Горэлектротранс» сохранились уникальные участки трамвайного пути – с тремя рельсами. Дело в том, что некоторое время улицами города курсировали одновременно вагоны, созданные и для узких, и для широких путей. Чтобы решить проблему, дорожное полотно строили следующим способом: сначала устанавливали два рельса, а потом проводили добавочный третий для узкоколейки, – рассказал корреспонденту «048.ua» заведующий музеем КП «Одесгорэлектротранс» Александр Сандлер.
До появления электрического трамвая преодолевать расстояния одесситам помогали паровозные трамвайные вагоны. Но даже ранее в Одессе были трамваи – конные, более известные под названием «конка». Если первый электрический трамвай прогремел одесскими улицами 24 сентября 1910 года, то «конка» начала вытеснять омнибусы еще с 7 июля 1880. И не удивительно, что трамваи быстро прижились в Одессе, ведь они были значительно удобнее своих транспортных предшественников.
«Вот какими огромными колесами оснащали омнибусы до 1880 года, –демонстрирует музейные экспонаты Александр Сандлер, – Но даже такой размер колес не спасал пассажиров от нереальной тряски. В Одессе тогда везде была брусчатка, ведь асфальтировать улицы начали только в советские времена. «Конка», а потом и трамваи-паровозы были значительно выигрышнее в этом плане: одесситы могли путешествовать городом с большим удобством».
Таким образом, «конка» оставила омнибусы в анналах истории одесского транспорта. Первые конные трамваи курсировали от ул. Ришельевской по Почтовой, Канатной, Сабанееву переулку через Александровский парк к пляжу "Ланжерон". Разрешался проезд только сидя, впрочем, на задней площадке вагона могли стоять шесть человек. Стоимость проезда составляла пять копеек. 90-тые годы 19-го столетия Одесса встречала уже почти двумя десятками маршрутов «конки». Депо с вагонами располагалось на Куликовом поле, а «служащих» коней содержали в конюшнях на Ботанической улице (между улицей Канатной и Французским бульваром).
Несколько позже соорудили две новые линии на паровой тяге. Одна линия соединяла Пантелеймоновскую улицу и пляж "Золотой берег", а другая шла от Херсонского сквера к Хаджибеевскому лиману.
О том же, как запускали первый электрический трамвай, сохранились воспоминания писателя Юрия Олеши: «Трамвай показался на мосту (Строгановский) жёлто-красный со стеклянным тамбуром впереди. Под крики он прошёл мимо нас тамбуром, наполненный людьми, среди которых был какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собой водой. Там же градоначальник Толмачёв, в очках, с рыжими усами».
Музей КП «Одесгорэлектротранс» хранит множество экспонатов, рассказывающих историю одесских трамваев и троллейбусов. Это и старинные фотографии и репродукции, зафиксировавшие, как выглядели транспортные средства множество лет назад, и документы, удостоверения, награды, карты Одессы со схемами трамвайных линий, колеса омнибуса и оборудование парового трамвая, – сотни вещей, нынче являющихся частичкой одесского прошлого, а в былые времена служивших последним словом техники. А ведь когда-то и современные чешские трамваи, курсирующие улицами Одессы, могут пополнить экспозицию этого музея...

Фото 048