• Головна
  • Одесский туризм: одежка новая, а пятна - старые
Субботний разговор
09:00, 25 серпня 2012 р.

Одесский туризм: одежка новая, а пятна - старые

Субботний разговор

Вопросы «как пройти на Дерибасовскую?» и «где тут эта ваша лестница?» летом слышны часто, но явление «туризм в Одессе» при этом производит какое-то странное впечатление. Мало ведь развешать рекламные носители «Добро пожаловать в Одессу!» за подписью мэра…

                           «А не замахнуться ли на Вильяма, нашего Шекспира?».

Если послушать наших власть имущих, то дело туризма день ото дня крепнет и расцветает. Трудящиеся со всего мира устремляются в Одессу: летят самолеты, идут поезда, плывут белоснежные лайнеры. Официальная статистика утверждает, что «завтра будет лучше, чем вчера». В 2010-м году Одессу и регион посетило больше туристов, чем в 2009-м. А в 2011-м больше, чем в 2010-м. И в этом году снова прирост. По прогнозам горуправления культуризма, в нынешнем туристическом сезоне Южную Пальмиру посетит около миллиона туристов. «Туристический сезон можно считать очень успешным», – заявляет главная по культуре Татьяна Маркова.

Если смотреть по привычным толпам на Дерибасовской, по кафе, которые забиты народом, по длинным очередям, выстраивающимся для фотографирования «на скамейке с Утесовым» и на «12-м стуле», то туристов в городе действительно хватает.

Однако многие продавцы пляжного ширпотреба и сувениров, работники кафе и ночных клубов кусают локти, говоря, что туристов стало меньше и преимущественно они стали куда более «однодолларовыми». Покупают в основном дешевые шлепанцы, «бюджетные» напитки и безделушки за пять гривен.

И вообще, почему в Варшаву ежегодно приезжают 1,8 млн. человек, в Москву - 3,4 млн., в Прагу - 4 млн., в Венецию - 6-7 миллионов туристов, а Одессе нужно радоваться одному миллиону? Если он вообще сюда таки приезжает. Наверное, что-то менять нужно в нашем «датском королевстве», чтобы датчане и другие «шведы» к нам больше ехали.

В СССР при отсутствии у многих соотечественников возможности выехать за рубеж (особенно в страны капитализма) Одесса была культовым городом. Сегодня у одних представителей стран СНГ нет возможности оказаться даже в Одессе, а у других, напротив, есть широкий выбор, помимо нее – курорты Турции, Испании, Болгарии, Греции… Конкуренция сильно выросла. Город должен быть сильным в этой борьбе. А он уже давно - обветшалый, запущенный, стремительно теряющий былой колорит. Список Всемирного наследия ЮНЕСКО остается «голубой мечтой». Должной туристической инфраструктуры нет. Многие санатории – убиты. В грязи и мусоре окрестности железнодорожного вокзала. Излишняя коммерция – кафе, реклама - закрывает своеобразие городской внешности. Нехватка деревьев, кустов, цветов, загрязненность воздуха легко ощущается «свежим взглядом». Посетившие Одессу знакомые - бывшие одесситы, а теперь – нью-йоркцы, сразу обратили внимание, что «дышать тяжело». Оказывается, даже в огромном и промышленном Нью-Йорке воздух чище, чем в «жемчужине у моря».

Одесский порт в прошлом году анкетировал прибывающих в город иностранных туристов. Гости остались недовольны состоянием музеев, памятников архитектуры, сложностями с движением экскурсионных автобусов и отсутствием для них парковок.

Мешает туризму и откровенное «разводилово» для приезжих в темпе вальса, которое встречается на каждом шагу. Водители – «кастрюльщики» возле железнодорожного вокзала и аэропорта «на глазок» определяют приезжего (тем более иностранца) и поднимают «машиноцены» в два-три раза. Жилье «эконом-класса» может оказаться сараем. Продавцы сувениров, парковщики, охранники пляжей стараются «стричь капусту» на туристе. И авторитет города от этого явно не поднимается. Этак, скоро и в прейскурантах кафе и магазинов появятся отдельные цены для гостей города.

К каждому туристу нужно приставлять местного жителя, сведущего «что, где, когда и почем».

Зато власти, несмотря на множество актуальнейших проблем, уже озвучивают намерения сделать Одессу центром не только сезонного, а и круглогодичного туризма. Интересно: в Венеции, например, туристический сезон проходит с конца апреля по ноябрь. А мы поднимем планку до «круглого года»?! С нашими неожиданно выпадающими снегами, не менее неножиданными ливнями  и  вечно гаснущим светом? «А не пора ли нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего, Шекспира?».

                                             Броненосец вместо Дюка?

Справедливости ради нужно заметить, что кое-что в последнее время власти стали для туризма делать. На Пушкинской открылся первый в городе «Туристический информационный центр» (с филиалом в Аркадии). Создан новый туристический логотип города, сделанный известным дизайнером Артемием Лебедевым. В августе заработала бесплатная «горячая» туристическая линия «123» (в том числе, и на английском). А то ведь нередкими были сюжеты - стоят иностранцы посреди Дерибасовской и ищут в идущей навстречу толпе хоть кого-то, кто «спикает» и в состоянии будет ответить на их вопросы языком слов или хотя бы жестов.

Появились и новые достопримечательности: отреставрированная гостиница «Бристоль» (бывшая «Красная»), музей звука, стадион «Черноморец» с музеем истории одесского футбола, 22-метровое колесо обозрения в парке Шевченко, «Тропа маячника» к Воронцовскому маяку, кинофестиваль и фестиваль «Большая разница»…

Но многие идеи остаются на бумаге. Молодые одесские историки еще год назад обратили внимание общественности на то, как слабо «эксплуатируется» городом броненосец «Потемкин». Одноименный кинофильм режиссера Сергея Эйзенштейна славно поработал на известность Одессы в мире. Кинолента даже больше известна за рубежом, чем в Украине. Реконструкция броненосца в натуральную величину может привлечь новых туристов. Корабли-музеи в ряде крупных портовых городов мира давно стали хорошо посещаемыми туристическими визитками. Было даже высказано мнение, что броненосец мог бы занять место символа Одессы вместо Дюка или Воронцовского маяка. Хотя это, вероятно, уже «перебор».

И еще очень важный момент. Туризм в Одессе должен служить всем одесситам, а не только тем, кто связан с этой сферой. Нужна четкая всем доступная информация о доходах городского бюджета от туристической отрасли, о том, на какие конкретно городские программы идут туристические деньги. А то с проблемами, которые приносят туристы, все понятно – застройка города шумной сферой развлечений, дополнительные пробки на дорогах и мусор, повышенные цены на продукты питания (особенно, в прибрежных районах)… А какова реальная польза для среднестатистического горожанина?

Города-музеи мира часто несут массу неудобств для местных жителей – регулярный шум-гам, весенние скачки цен, бытовые сложности. Но местные «аборигены» со всем этим мирятся, потому как туризм позволяет им «кормиться» - это работа, деньги, поступления в бюджет. Вот и одесситы должны четко видеть, «что они с этого имеют».

                                                «Wi-Fi» и мусор

Наверное, лучше всего замечаешь и понимаешь бег времени, если возвращаешься в места, где давно не был. На днях съездил в Затоку. Станция Лиманская, 60 км от Одессы. Место хорошо знакомое. Но не был здесь уже больше десяти лет. Перемены разительные. На смену многим небольшим деревянным домикам пансионатов пришли современные здания городского типа. Вместо маленького старого базарчика выросли продуктовые и вещевые торговые ряды, соизмеримые с небольшим городским рынком. Два прежних магазина сменились множеством торговых точек. Кафе, рестораны, столовые, аптеки, салоны красоты, сауны, обмен валют, «Wi-Fi»… На дачных заборах и вдоль шоссе на каждом шагу «сдаю», «сдаю». То ли бизнес поставлен на широкую ногу, то ли людям как-то выживать нужно.

А вот пляж Днестровского лимана полностью исчез – зарос деревьями и кустарниками. Возросла и загазованность воздуха, в прежние времена машин на трассе было намного меньше. Что осталось неизменным – так это мусор. Как валялся вдоль обочин дорог, в кустах и возле переполненных мусорных контейнеров – так и валяется. Возможно, местами это еще тот же мусор – десятилетней «выдержки». Правда, широкий морской пляж, хоть чистотой и не блещет, но заметно чище многих городских пляжей. Такие вот пироги. И с вкусной начинкой, и с горькой. Отдыхающих в последние летние деньки немало, но едва ли среди них есть «дальнезарубежцы». В такую-то грязь…

Увидел в Лиманской и какую-то символичность для Одессы. Вроде и за прогрессом бежим и не отставать от поезда цивилизации стараемся, а пятна на навороченной одежде все те же, не отстирываются.

 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...