Рейтинг одесских школ: «пятерка» самых лучших и самых слабых (ФОТО, ИНФОГРАФИКА)
Насколько качественное образование дают вашему чаду и в какую школу определить ребенка, чтобы он не зря протирал штаны? Такими вопросами задаются многие одесские родители.
Некоторые опираются на советы знакомых, другие выискивают отзывы в соцсетях, третьи ориентируются на конкретного учителя. Мы же предлагаем проанализировать независимые данные — рейтинг школ по результатам Внешнего независимого оценивания знаний, который проводился среди выпускников этим летом. Также в свой рейтинг мы включили информацию по технической оснащенности школ, и количество иностранных языков, которые может изучить ребенок.
Этот спецпроект 048 не имеет ничего общего с рекламой отдельных учебных заведений, авторы используют данные из общедоступных источников и объективно начисляют очки каждой школе по единой шкале. Данный рейтинг не является репрезентативным. Информация о техническом оснащении учебных заведений получена на сервисе "Відкрита школа".
Как мы считали
048 составил рейтинг общеобразовательных учебных заведений на основе общего рейтинга школ Украины по результатам ВНО. Мы подсчитывали количество учеников, набравших высокий средний балл по тестированию трех предметов. За каждого ученика, набравшего на ВНО свыше 190 баллов, мы давали три очка. По два очка — если ученик набрал 180 баллов, 1 очко — 170 баллов.
В рейтинг мы внесли данные о количестве компьютеров и интерактивных устройств в школах. Также очки считались за количество иностранных языков. Подсчитав все, мы вывели пятерку лидеров — школ с наивысшими показателями успешности, а также пятерку аутсайдеров — самые слабые школы, которые не показывают высокие баллы на ВНО и не могут похвастать большими компьютерными классами.
Кроме того, нам было интересно определить самые оснащенные технически учебные заведения и школы — полиглоты. Благодаря рейтингу 048 вы можете узнать, в какой школе учат такие экзотичные языки, как испанский, польский или греческий.
Ознакомиться с общей статистикой и найти свою школу в рейтинге можно ТУТ.
Какие школы не вошли в рейтинг
В рейтинг не включены школы при интернатах, вечерние, частные школы, а также школы с урезанной программой (например, 4-летки или 9-летки). Наша объект — общеобразовательные школы, которые участвуют в проверке знаний на ВНО. Это школы, лицеи, гимназии и учебно-воспитательные комплексы.
Результаты
Но переходим к лучшей «пятерке» школ областного центра.
Наивысшее количество - 140 очков получила 117-я школа. В 2017-м году 9 ее 11-классников получили 190 и выше баллов на ВНО. Школа может похвастать компьютерным классом из 36 ПК и наличием 18 интерактивных устройств.
«Серебро» у Ришельевского лицея. Он лишь на одно очко уступил 117-й школе, но может гордиться наибольшим количеством выпускников, которые получили 190 баллов и выше на тестировании — 12!
121 очко у Приморского лицея. Бронзу данной школе принесли 10 выпускников, которые сдали на отлично ВНО.
100 очков в нашем рейтинге и 4 место получила гимназия №6 («Гармония»). В этой школе изучают аж 5 языков. 4 ученика получили наивысший балл в ходе тестирования-2017.
Пятое место и 83 очка у гимназии №9. Победу этому учебному заведению обеспечили 32 выпускника, набравших 180 и 170 баллов на ВНО.
Самые слабые
Мы определили 5 самых худших школ Одессы.
Наименьшие показатели у школы №32 — всего 8 очков. 9 очков получила школа №76. На третьем месте 37-я школа, которая набрала всего 11 очков в сумме.
Четвертое место разделили между собой три школы: 18-я, 120-я и 110, набрав в наших показателях 12 очков. Замыкает пятерку 20-я школа с результатами 13 очков.
Что о рейтингах школах говорят в гороно
Результаты ВНО и техническое оснащение — не главные показатели успешности школ, уверены в департаменте образования и науки Одесского городского совета. 048 провел интервью с чиновниками и спросил, где лучше учиться. Вот что нам ответили:
«Наша официальная позиция неизменна: мы категорически против всевозможных рейтингов учебных заведений Одессы. Потому что критерии оценивания очень различны между собой. Критерий оценивания на ВНО однозначно таковым не является.
Можно использовать как критерий востребованность учебного заведения, и мы это действительно учитываем. Школы, в которые, как правило, огромное количество желающих поступить и учиться, в разных районах Одессы, и не только специализированных школ.
Если говорить о школах, которые чаще всего на слуху — это школа №117, 2-я гимназия, это 2-й интернат, они все сконцентрированы в Приморском районе. Тем не менее, в каждом районе города есть ряд учебных заведений, в которые стремятся попасть.
Из общеобразовательных школ это 62-я, 22-я, 49-я. В 35-й, например, по 42 ребенка в классе и поток родителей просто нескончаемый. Есть школы, в которых трудные дети, тяжело поддающиеся обучению и имеющие особые потребности, не изгоняются из учебного заведения, а силами педагогического состава становятся успешными. Это 105-я школа, это «Свитанок», это 14-я школа Суворовского района. Она действительно очень востребована, при этом ни один ребенок официально незащищенной категории оттуда не был изгнан.
У нас есть, к сожалению, примеры, когда в успешных школах стараются избавиться от таких учеников.
Мы как раз работаем над тем, чтобы поднять статус тех школ, которые персонально относятся к ученикам. Это, например, 85-я в Черноморке.
Техническое оснащение. У нас есть максимально оборудованные школы за счет благотворительной помощи родителей, например, 18-я школа, но в основном база была развита 5-7 нет назад, когда финансирование на школы практически не выделялось. И помогали в основном родители.
Но есть учебные заведения, которые особо уязвимы, и за последние два года чтобы удержать их на плаву, вкладывались деньги из горбюджета. Это 127-я школа на Хаджибейской дороге, это 62-я школа, которая была переполнена, но физически разрушалась, 41-я, 125-я школа.
Хочется, чтобы все учреждения, которые находятся на окраине, в так называемых депрессивных районах, были максимально развиты, поэтому в первую очередь направляются средства в те школы, техническая база которых практически разрушена».
Мнение преподавателя
Одесский учитель, краевед Дмитрий Жданов проанализировал данные, которые мы собрали. На основании рейтинга 048 специалист подготовил собственный анализ одесских школ:
"Сам рейтинг изначально некорректен. Было бы правильнее посчитать баллы только у обязательных предметов. А так из-за человеческого фактора у разных предметов разная сложность теста ВНО.
Что же касается самих тестов ВНО – то это эффективный инструмент борьбы с коррупцией (который в некоторых учебных заведениях успешно научились обходить). Но это не показатель знаний и умений абитуриентов. На своей лекции Марк Зельман задал нашим педагогам вопрос: "Что вы хотите посчитать тестом ВНО? И уверенны ли вы, что считаете именно это?" В США компания, которая разработала тест для поступления в университет готова на суде доказать его эффективность и правильность.
А у нас? Даже элементарные ошибки встречаются. Неужели тупое знание количества АЭС в Германии может являться показателем знания социально-экономической географии?
Кроме того, неправильно в один рейтинг закладывать несовместимое: результаты тестов ВНО и компьютерное оснащение школы. Было бы куда интереснее сравнить результаты ВНО с качеством педагогического состава школы. Например, посчитать сколько учителей в школе имеют образование классических университетов, а сколько – пединов.
По результатам. То, что 117 школа возглавляет рейтинг – это закономерность. Я читаю в Фейсбуке статьи Елены Клейн, завуча этой школы. Она описывает особенности организации учебного процесса в школе, и это должно быть примером для всех остальных школ города. Кроме того, в этой школе работают исключительно первоклассные специалисты.
По Ришельевскому лицею, который оказался на втором месте ситуация сложнее. Да, там так же работают первоклассные специалисты (и часто это преподаватели одесских ВУЗов) и учебный процесс там поставлен на очень высокий уровень. Но это учебное заведение, как и многие ему подобные просто собирает со всего города лучших учеников.
Честь и хвала Ришельевскому лицею, что школьники стремятся туда поступить. Это показатель работы лицея. Но в лицее учатся с 7 или 8 класса. До этого дети учатся в обычных одесских школах. И куда проще поддерживать и развивать уже готовый высокий уровень подготовки школьников, чем развить все это с нуля, с первого класса.
Вот здесь хочу еще раз подчеркнуть проблему: в общеобразовательных школах мы работает со всеми. С детьми из благополучных и неблагополучных семей. С детьми, с которыми работают родители и с детьми родителей-алкоголиков. Со всеми.
И в классе 30-40 человек. При этом учителям общеобразовательных школ еще и удается показывать высокий уровень обучения. Это намного сложнее, чем работать с группой в 15-20 человек, да еще и в хорошей подготовкой и изначальной мотивацией к обучению.
Поэтому смешно слушать "великих педагогов", которые постоянно мелькают в телевизоре и которые работают во внешкольном образовании с отдельными группами мотивированных детей. И эту работу они выдают чуть ли не за педагогический подвиг. При этом в общеобразовательной школе не проработали ни дня. Я сам пришел в школу из ЦДЮТ и знаю, какая огромная разница - работать с выборкой мотивированных детей с изначально высоким уровнем обучения, чем работать в обычном классе обычной школы.