
Одесситы провожали Андруховича и «Karbido» овациями и стоя (Фото)
Одесса не стала исключением – во время тура-презентации медиа-спектакля "Абсент"публика во все городах провожала овациями украинского писателя Юрия Андруховича и польскую группу "Karbido". В каждом городе спектакль приобретал свои нюансы, так как для артистов чрезвычайно важна импровизация. Свой спектакль Андруховичу и "Karbido", подобно умелым портным, приходится "подгонять" под возможности каждого из залов, где приходится выступать во время тура. В Одессе это был кинотеатр "Маски". Локация не позволяла установить специальный экран, скрывающий артистов от публики и создающий эффект театра теней. Впрочем, VJ-группа "Куб" справилась с дополнительной задачей и проектировала игру теней на фоновый экран в те моменты, когда это было важно для музыкально-литературного действа. Кроме того, сама программа уже отличается от того медиа-спектакля, который презентовали в Киеве в конце прошлого года. Например, киевляне не слышали песни "Снайпер".
"Юрий принес нам новый текст перед туром, и мы сделали новую композицию – "Снайпер". Ее играли после Ивано-Франковска. На киевской презентации песен было меньше. Возможно, к тому времени, когда мы возьмемся записывать альбом "Абсент", будут еще новинки. Это мы впервые сначала экспериментируем на сцене, а потом будем делать студийную версию проекта", - рассказал корреспонденту "048.ua" музыкант "Karbido" Томаш Сикора.
Сам Андрухович во время одесского выступления привнес в перфоменс элементы карнавала, ведь "Абсент" – это своеобразный рассказ о главном герое романа "Перверзія" Стасе Перфецком, исчезнувшем в Венеции. Венецианский карнавал и постмодерн столь близко друг от друга… Черный плащ писателя сменялся красным в дополнении с венецианской маской, изысканная анимация чередовалась с видеоинсталляциями в духе арт-хауса, мелодекламации уступали место проникновенно-эмоциональному пению, фрагменты мистически потерянного фильма дополнялись голосом вне кадра, откуда-то с потустороннего мира. Конечно же, голос этот принадлежал автору "либретто", а также сценария к медиа-спектаклю – Юрию Андруховичу. "Абсент" уже успели наречь "новой оперой"
"Мы начинали с музыки для стихов Юрия. Потом к этому привлекли видео, фильм. А сейчас, как оказалось, это называют оперой. На самом деле очень сложно дать определение тому, что мы делаем. Мы это называем медиа-спектаклем", - размышляет музыкант "Karbido" Марек Отвиновски.
Впрочем, называть синтетическое художественное действо можно разными именами и терминами, суть же остается та же: это – нечто новое, рожденное на стыке таких себе тектонических плит – разных видов искусства. В природе в таких случаях начинается землетрясение – и оно случилось: "Абсент" – это сила, сметающая обломки стереотипов и зашоренности, пыли масскульта и обыденности с сознания зрителя.
В "Самогоне" и "Цинамоне" музыкой и видеоартом обрастали стихи Юрия Андруховича, превращаясь в нечто неординарное. Работая над "Абсентом", Патриарх украинской литературы предложил музыкантам "Karbido" текст, отличающийся от предыдущих – роман "Перверзию". Часть текстов – стихи, "принадлежащие" главному герою романа, часть – проза. Соответственно несколько сменилась и концепция, но это позитивный момент.
"Интересно работать с чем-то новым, менять концептуальный подход на самом деле нужно", - комментирует Томаш Сикора из "Karbido".
Андрухович же объясняет, откуда взялась идея сделать из романа медиа-спектакль:
"В свое время американский переводчик, работая с романом, нашел особенную формулу. Он назвал "Перверзию" романом-перфоменсом. Каждый раздел можно исполнять вслух. Текст писался так, чтобы при необходимости его можно было бы даже пропеть на музыке. И вот мы подошли к этому этапу – свершилось", - не скрывает позитивных эмоций Юрий Андрухович.
Сотрудничество с польскими музыкантами для украинского писателя – чрезвычайно важный момент. Поэтому прощаться с "Karbido" после заключительной части трилогии "Самогон-Цинамон-Абсент" сложно, и Патриарх обещает приложить все усилия для того, чтобы в будущем появились новые совместные работы. Полусерьезно-полушутя говорит, что когда в маршрутках будут звучать композиции из трилогии "Самогон-Цинамон-Абсент", то миссию можно будет считать исполненной.







