Пиар на мощах: К чему в Одессе устроили «гастроли» усопшего святого?

К сожалению, отделить мух от котлет в таком тонком вопросе — весьма тяжело для рядового верующего.

В Одессу из Афона везут уникальную святыню — голову святого мученика Пантелеймона Исцелителя. Все это при полной поддержке ушедшего в отпуск мэра Труханова и по благословению митрополита Агафангела.

Вроде бы все так и подается, если бы не несколько важных деталей.

Вопрос веры

<pВо-первых, частица мощей этого святого врачевателя всегда находится в Одессе. Часть пяты святого Пантелеймона находится в монастыре, названного в честь святого на одноименной улице. Странно, но туда нет очередей, хотя вряд ли стоит считать, что какая-то определенная часть святого более ценная как реликвия, нежели другая. Кто-кто, а священники и вдумчивые верующие должны это понимать.

Однако, многие именно верующие люди искренне не понимают, в чем же смысл поклонения расчлененным частям тела святого? И сторонятся таких мероприятий.

На самом же деле, ответ на этот вопрос кроется в глубокой античности и периоде раннего христианства.

Тогда людям было просто необходимо живое явление чуда, которое и могло укрепить их веру. Поскольку святых было не так много, как желающих их лицезреть, нужно было что-то делать. Церкви действительно святых расчленяли и продолжают это дело до сих пор. В каждом православном храме (не только Московского патриархата) имеется ковчег с частицами мощей того или иного святого. Находится он в алтаре. Там таким же образом находится частица тела святого.

По сути, это и фундаментальная основа церкви и архаизм из прошлого одновременно.

К примеру, в Украине есть немало святых мест, где покоятся нетленные мощи святых. Больше всего их в пещерах Киево-Печерской лавры. Однако их там не расчленяют. При этом, все верующие, а тем более сомневающиеся, могут убедиться, что мощи их действительно нетленны.

Однако, любой богослов вам скажет, что поклонение мощам этим не является христианским ритуалом. Это свидетельства чуда или бытия святых, однако не явления Бога.

К святым обращаются в молитвах, веруя, что они заступятся за мирян перед Господом, однако этого не смогут делать мощи. Более того, преклонение посторонним предметам прямо противоречит заповедям Господним.

Лечит, исцеляет молитва. А главной молитвой христианина является «Отче наш», ну а смысл церкви заключен в «Символе веры», где содержатся ответы на все вопросы, и где спрятано различие православных христиан от католиков.

Что касается личности Пантелеймона, о нем достаточно подробно описано в «Житии Святых». Пантелеймон жил в Греции и был обращен в христианство. Приняв крещение, он безвозмездно лечил людей. Языческий император Максимиан велел казнить Пантелеймона, который исцелял больных молитвами. Над ним долгое время издевались, а затем отсекли голову.

Вопрос пиара

Безусловно, смысл привоза мощей святого Пантелеймона Исцелителя в Одессу  более чем очевиден. Отсеченная палачами голова святого находится не где-нибудь, а в Русском монастыре Афона. Видимо этим и объясняется столь разрекламированная кампания в Одессе, где в одной связке выступил и мэр города, и митрополит РПЦ Агафангел.

Другими словами, религиозная составляющая «русского мира», где голова святого оказалась всего лишь знаменем, а не святыней.

Да и сами формулировки чего стоят... Оказывается, благословляет это мероприятие ныне здравствующий митрополит. А как же без благословения, голова святого не имеет силы? Да и привезти эту реликвию без «поддержки Одесского городского головы» слабо? Судя по рекламе — слабо.

И все это в обвертке «социальной рекламы», то есть оплаченной не кем-то конкретным лицом, а всеми налогоплательщиками Одессы, всех конфессий, верующих и нет. Такова цена всего этого.

На самом же деле, все предельно просто. И не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы разделить праведное от грешного. Ибо верующий человек может помолиться у мощей святого Пантелеймона в любой день в монастыре. Может и сейчас, прийти в Спасо-Преображенский собор. Ничего здесь, безусловно, порочного нет.

Но вот пиариться на этом, таким образом проводить «русский мир» - это явно слишком. Слишком, потому что, хотя бы, мэр не может быть мэром только части христиан, не может быть мэром только христиан и не может быть мэром только Московского патриархата. Он должен быть мэром для всех. А вот свою личную веру должен держать при себе. И об этом в Библии сказано достаточно. Как и о гордыне, поклонению посторонним вещам и корыстолюбии.

Автор
( 0 оценок )
Актуальность
( 0 оценок )
Изложение
( 0 оценок )