• Головна
  • ОДЕССА: Южная Пальмира или Южное Захолустье?
Тема к обсуждению
09:00, 26 травня 2012 р.

ОДЕССА: Южная Пальмира или Южное Захолустье?

Тема к обсуждению

Пока каждая новая власть в стране и в Одессе хвалит себя и ругает предшественников, город с мировой известностью, ярким самобытным образом теряет свое своеобразие, культурные традиции и во многом превращается в «губернский город N», то есть в безликий, провинциальный, захолустный…

                                                      Провинция у моря?

Как-то на улицах Санкт-Петербурга, который называют Северной Пальмирой, провели опрос на тему происхождения этого названия. Большинство жителей российской «культурной столицы» в недоумении пожимали плечами. Вероятно, аналогичный опрос на улицах украинской «культурной столицы» дал бы те же результаты. Привыкли мы к этому названию. А что сие означает и «откуда есть пошло», в суете будней и не знаем. Ну так напомним. Пальмира – античное название древнего процветающего города Тадмор в Сирии, расположенного на торговых путях, связывающих Восток и Запад. Распространена точка зрения, что в Российскую империю термин «Пальмира» подкинул один из иностранных дипломатов, сравнивший чудо появления Петербурга среди безжизненного пространства с чудом древней Пальмиры. Петру I это сравнение импонировало. Позднее, в середине ХVIII века, при Екатерине II «Северная Пальмира» прочно закрепилась в качестве поэтического названия города на Неве. А после появления в южной степи быстро развивающейся Одессы по аналогии возникла и Южная Пальмира.

Поэт Йосиф Бродский писал: «Если выпало в империи родиться, лучше жить в провинции у моря». Одесса во многих отношениях провинцией не была – ни в ХIХ веке, когда стремительно cтроилась, ни в ХХ, когда вышла из первого ряда крупнейших городов страны, но сохраняла свое своеобразие и титул «жемчужины у моря».

А вот сегодня, в XXI веке, все больше походит на провинцию. В провинциальности можно найти множество своих позитивных проявлений, устойчивых положительных коннотаций. Но речь здесь не о них. А о роли города в жизни страны, об утрачиваемом культурном коде Одессы и одесситов, о ментальных особенностях «вчера» и «сегодня».

                                    Памятник «безымянному Костанди»

Прогулки по одесским улицам пугают неприглядными картинками. Разрушающиеся и уже разрушенные памятники архитектуры, аварийные дома, словно после налета вражеской авиации, тротуарные ямы, застраиваемые склоны, свалки мусора, явный дефицит зеленых насаждений, высокий уровень загрязненности воздуха, дворы спальных массивов, превращающиеся после дождей или снега в болота, трущобные районы, напоминающие страны третьего мира... ЖКХ с инженерными коммуникациями уровня «первобытнообщинного общества», хронические отключения света и воды… Это Южная Пальмира, процветающий город? Или провинциальная глухомань? И все это при высоких тарифах на ЖКХ-услуги, процветающих воровстве и коррупции.

Памятник выдающемуся художнику Кириаку Костанди, открытый почти два года назад на улице Пастера… до сих пор безымянный. Анекдотичный случай. «Где это видано, где это слыхано…»… на табличку денег нет. Установили его по инициативе общественной приемной Эдуарда Гурвица «Любимый город» во время гонки мэрских выборов. Подписать памятник тогда забыли или сэкономить решили, а прошли выборы и это вовсе не нужно стало. В октябре исполняется 160 лет со дня рождения художника. Может, хоть перед новыми выборами вспомнят о табличке?

А вот об ужасном состоянии красивейшего Воронцовского дворца власти вспомнили… только накануне юбилейного мая, когда на повестке дня появилось сразу три даты - 230 лет со дня рождения Михаила Воронцова, 185-летие дворца и 75-летие дворца детско-юношеского творчества. Начали ремонтные работы на спонсорские деньги для поддержания здания, где уже давно штукатурка осыпалась. На большее, как обычно, денег нет. В начале мая первый вице-мэр Николай Ильченко заявил, что для полной реконструкции нужна субвенция от государства, готовятся документы для обращения к руководству страны. А раньше эти документы нельзя было подготовить? Или не заслужили внимания ни так много сделавший для Одессы генерал-губернатор Новороссийского края Воронцов, ни знаменитый памятник архитектуры национального значения, ни дети, которые посещают кружки?

Реставрацию музея Западного и Восточного искусства сначала очень долго ждали, а теперь она завершиться никак не может. Даже по соседству с городским правительством на Думской площади сразу два долгостроя - здание Музея морского флота, где уже семь лет ведется реконструкция, и здание, где ранее находилось областное управление статистики… в таком виде, что лучше не смотреть. Такая вот «статистика».

                                            Переехать телефон экскаватором

За два десятилетия уничтожена значительная часть как одесской промышленности, так и санаториев. Острая нехватка детских садов. Президент Ассоциации морских капитанов Одессы Анатолий Лапин еще несколько лет назад отмечал, что экс-морская столица все больше превращается в морскую провинцию. Мало того, что практически лишились торгового флота, но также и перевели из Одессы в Киев многие ведомства морской индустрии. Это Пальмира, процветающий город?

В центре Дерибасовской уже нет Дома книги, стоявшего там десятилетия, и это вполне символично. Зато вот недавно прошла новость об акции, организованной известной компанией, продающей мобильную технику. Одесситам предложили… наиболее оригинальным способом «убить» свой старый мобильный телефон. Самому большому креативщику в качестве приза новый iPhone 4. В ходе шоу его участники разбивали свои телефоны гантелями и гирями, теннисными ракетками и велосипедами, закатывали в бетон и переезжали на экскаваторе. Что и говорить, высокоинтеллектуальный конкурс!

Может деградация? Поразительным образом мы почему-то нередко охотно перенимаем на Западе не то, что заслуживает почтения и пиетета, а самое дурное и нелепое. Следующим шагом, возможно, будет чемпионат по скоростному поеданию чего-нибудь, помидорные или апельсиновые бои или расправа мухобойками с комарами.

Юморина для многих одесситов стала ассоциироваться с «быдлофестом». Объекты культурного наследия обмалевываются граффити. Город - одно из первых мест в стране по количеству участников лохотрона «МММ-2011».

Во время празднования в Одессе Дня Европы и накануне Дней Польши «с целью углубления украино-польского сотрудничества» сталинисты из т. н. «Партии Сталина» избили руководителя Одесского отделения Союза поляков Украины. На глазах не только одесситов, но и множества иностранных гостей… Вот уж действительно День Европы! То «Партия Сталина», то «писающий Сталин»… Какой имидж города после этого будет в зарубежье?! Ладно, если бы это были только отдельные маргиналы, но ведь известно, что определенные пласты одесского общества подобные действия поддерживают.

Облик города меняется и далеко не всегда в лучшую сторону. Из "жемчужины у моря", где созданы шедевры архитектуры, литературы, музыки, живописи Одесса постепенно превращается в серую периферию, в иллюстрации к сатирическим произведениям Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Чехова. Провинциализация становится социокультурной и психологической тенденцией.

Мы привыкаем к стереотипам, порой давно потерявшим свои краски. Можно ли и сегодня сохранять вывеску «Южная Пальмира»? Хотя… название «Пальмира» встречается не только в процветающем древневосточном городе. Есть, например, Пальмира – небольшой город в Колумбии. Может, мы уже к нему ближе?

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...