
Назад, в будущее, или Насколько обеднели украинские олигархи
Украинские олигархи ведут себя так же неадекватно, как средний класс, набравший кредитных автомобилей.
В 2007 году в рейтинг миллиардеров журнала «Форбс» вошло семь украинцев, а в рейтинг 2008 года – лишь четверо. Это Виктор Пинчук, Ринат Ахметов, Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов. Олигархи сдали не только в плане количества, но и качества.
Например, по мнению американских экспертов Ринат Ахметов в денежном эквиваленте похудел с 7,3 до 1,8 миллиардов долларов. Обе цифры, вероятно, сильно занижены, однако тут важна не конкретная сумма, а четырехкратное падение. Журнал «Форбс» в этом смысле является зеркалом украинской экономики.
Остановить это катастрофическое падение отечественные финансово-промышленные группы собираются комплексом незамысловатых антикризисных мер. Это массовые увольнения на заводах, сокращение зарплат, сворачивание инвестиционных программ и выбивание льгот. При этом, как ни странно, олигархи не спешат отказываться от медиабизнеса и содержания политических партий.
В трудное время так называемая украинская элита повела себя точно также как и так называемый средний класс. И те, и другие стали заложниками общества потребления. Только для одних показателем статуса является кредитный автомобиль, а для других – футбольный клуб. И без первого, и без второго можно спокойно обойтись, однако мелкие бизнесмены вместе с олигархами никогда не бросят этот балласт. До тех пор, пока из металлургического комбината (или торгового ларька) можно выжать хоть какую-то копейку.
Имидж хозяина Донбасса или великого покровителя художников недешёво стоит. Вряд ли прошлогодняя покупка Виктором Пинчуком на пике цен на недвижимость особняка в Лондоне за 160 миллионов долларов является выгодной инвестицией. Однако приобретение такого дорогого дома в британской столице – это не столько коммерческий, сколько имиджевый проект.
Регулярные поездки в Давос и чаепития с западными «Ротшильдами» не пошли впрок. Хитрые буржуи не открыли нашим владыкам вековые секреты выживания семейных кланов, которые передаются из поколения в поколение, от кризиса к кризису. Собственно, они сами эти кризисы и устраивают – что-то на этом теряют, что-то находят.
С качеством элит в Европе и Америке всё хорошо. У них другая проблема. Стандартный представитель западного общества, оболваненный культом потребления, за последние полстолетия лишился почти всего человеческого – ума, чести, совести. И даже инстинкта продолжения рода. Взорвётся эта мина ещё нескоро, однако западные элиты прекрасно понимают, что в XXI веке перед ними стоят задачи, высотой в небоскрёб.
У нас всё наоборот. У нас как раз обычные люди прекрасно понимают, что именно
к нам подкрадывается из зловещих сумерек будущего. Вон, соль уже в магазинах
всю раскупили… Неадекватность низов и прозорливость верхов уже имела место в
нашей истории – в 1917 году. Тогда элита из-за своей некомпетентности ушла с
исторической сцены в полном составе.