
Один день из жизни одесской милиции: снимают стресс кошками и жалуются на пьяных женщин
Ругать милиционеров давно стало традицией в нашей стране — слишком часто обычные люди сталкиваются с грубостью, взяточничеством и превышением власти со стороны людей в погонах. В свою очередь, в случае беды — грабежа, драки или вымогательства — народ бежит за помощью к той же милиции. «Сегодня» побывала в шкуре милиционера и взглянула на органы с обратной стороны, подежурив в Суворовском райотделе.
Этот райотдел — наверняка одно из самых «модных» территориальных подразделений Одессы. Перед входом красуются пластиковый аист и настоящий... фонтан. Эту красоту милиционеры создали своими силами. «Такая обстановка помогает немного снять негатив, — рассказывает начальник штаба Суворовского РОВД Сергей Саврасов. — Посмотришь на птичку — и улыбнешься». Стрессы — постоянный спутник этой профессии. «Только в плохих сериалах и кино милиционеры снимают стресс водкой. Порой с таким приходится сталкиваться, что никакой водки не хватит — спиться можно. Поэтому у меня дома — две кошки. Погладишь мурлыку — сразу забываешь об алкоголиках-мошенниках, побоях и разбоях», — признался нам суточный дежурный по райотделу, майор милиции Андрей Левченко (кстати, он уже был героем нашей публикации. Два года назад Андрей спас из огня пенсионерку). Похожие антистрессовые хобби есть у многих сотрудников Суворовской «земли» (так на сленге наших милиционеров именуется райотдел). Один из прапорщиков по секрету признался, что разводит... кроликов, мол, это и увлечение, и заработок.
КАМЕРЫ С ПОДУШКАМИ. Днем РОВД напоминает гудящий муравейник. К вечеру в кабинетах и дежурной части остаются только 15 дежурных сотрудников. По улицам района курсируют 7 авто с милиционерами и три пеших патруля из двоих правоохранителей — они отвечают за порядок на территории в 75,3 кв. км и с населением более 263 тыс. человек! Каждая патрульная машина оснащена GPS — маршрут спецавто посекундно фиксируется на мониторе компьютера в дежурной части РОВД. Задача тех, кто остался в райотделе, — по горячим следам расследовать ЧП на территории района. Почти каждую минуту звонит телефон, а радиостанция передает сводки ЧП и ориентировки на преступников. Через тонкие стенки кабинетов доносятся обрывки фраз. «Я сказала Коле, чтобы он положил бутылку на место. Это моя водка! Я ее купила за свои деньги. А он ее выпил, сволочь! Потому я его ударила по морде», — убеждает кого-то, судя по голосу, явно нетрезвая женщина.

Андрей Левченко. Подполковник два года назад спас из огня пенсионерку. Фото: А. Сибирцева
Из другого кабинета монотонно бубнят: «При осмотре места происшествия была обнаружена пустая женская сумка...». Суточный дежурный Андрей Левченко машет рукой на наш недоуменный вопрос: мол, такое случается почти каждый день. Прапорщик милиции Юрий Петляк добавляет: «Каждое дежурство не похоже одно на другое. Иногда затишье, а другой раз — по 10—20 нарушителей за ночь». По словам дежурных, за сутки они принимают от 60 до 70 заявлений от граждан. «70% из них — бытовые скандалы», — уточняет Сергей Саврасов. Одних нарушителей после опроса по поводу обстоятельств происшествия отпускают. Тех, кого заподозрили в нарушении, задерживают. Для них есть специальная камера с железной зарешеченной дверью. Интересно, что, по инструкции, задержанным полагается выдавать... одеяло и подушку. Милиционеры тут же демонстрируют, где у них хранятся одеяла, заодно показывая и аптечку. Здесь лекарства — на все случаи жизни: от диареи до сердечного приступа.
ВЫРВАЛ СУМОЧКУ. По одному из заявлений о преступлении мы выезжаем вместе с патрульными. «Бывший сожитель встретил меня у магазина, толкнул, вырвал сумочку с деньгами и документами и убежал», — плачет одесситка. Вместе с тремя милиционерами и пострадавшей мы с трудом помещаемся в тесный салон «Жигули» и едем задерживать грабителя-сожителя на его же квартире. Под подъездом высотки старший наряда коротко командует: «Журналист — сзади стоит. Мы по бокам от двери. Девушка — звоните своему другу. Если спросит, с кем, отвечайте, что сама. Мол, пришла мирно разобраться». Но дома никого не оказалось. «Я написала заявление в милицию на тебя», — сообщает по телефону своему экс-любимому пострадавшая. «Пошла ты со своими ментами!» — слышится в ответ. «Ничего, этот товарищ все равно вернется домой. Не вечно же он будет гулять. Вот тогда его и примем», — резюмирует старший патруля.

В гости к вору. Ждем одессита, укравшего у бывшей возлюбленной сумочку. Фото: А. Сибирцева
«ПАЛЬЧИКИ». Задержанных и доставленных в РО первым делом ведут сканировать отпечатки пальцев на приборе «Дактолайт». Если нарушитель уже попадал в поле зрения правоохранителей, то о наличии его «пальчиков» в базе данных МВД умный прибор сообщает тут же. А введя паспортные данные такого товарища в компьютер, подключенный к системе «Армор», можно получить настоящее досье на него, вплоть до особенностей поведения, телосложения и привычек. Но патрульные больше рассчитывают на интуицию и опыт. Об одном из недавних случаев нам рассказал капитан милиции Сергей Форысь.
В три часа ночи милиционеры увидели странную парочку прохожих, тащивших на ул. Добровольского пару сумок. В баулах было несколько ноутбуков. На вопросы правоохранителей двое мужчин ответили, мол, переезжают в новый офис. Причем адрес старого офиса, фамилию предпринимателя и номер его телефона указали точные. Мобильный бизнесмена молчал. «Ночной переезд вызывал серьезные сомнения, поэтому прохожих доставили в райотдел. Утром выяснилось, что предпринимателя накануне напоили те самые «сотрудники», оказавшиеся ворами», — добавил Сергей Форысь.
Городские сумасшедшие жалуются на наркотики в трубах и невидимые лучи
По словам милиционеров, самые проблемные из задержанных — пьяные женщины. «Некоторых приходится удерживать сразу нескольким сотрудникам. Я уже потерял счет оторванным погонам, пуговицам от таких хулиганок!» — уверяет один из сотрудников райотдела. Но больше всего головной боли у милиционеров — от районных сумасшедших. «Даже в доме, где размещен райотдел, есть одна такая особа. Она буянит почти каждый день, соседи ее боятся. А недавно выскакивала на лестничную клетку и размахивала палкой — пришлось вызывать психиатров, и женщину увезли в больницу. После этого жильцы дома написали нам коллективную благодарность», — Андрей Левченко показывает нам книгу записей. К слову, сотрудники райотдела знают всех местных сумасшедших пофамильно.
«Есть женщина, которая каждый день жалуется, что соседи отравляют ей воду в кране, подбрасывая в трубы наркотики. Другие пишут жалобы на невидимые лучи, которыми их облучают пришельцы или спецслужбы. Третьи уверяют, что соседи или родня готовят их убийство. Несмотря на то что в заявлении изложен бред, мы по закону обязаны проверить каждое обращение», — поясняет Сергей Саврасов. Кстати, оклад за такую работу — небольшой. Средняя зарплата прапорщика с многолетней выслугой в РОВД может достигать 2200 грн. Сержанты получают около 1800 грн. Ненамного больше у офицеров: от 2100 грн у лейтенантов до 3500 грн у старших офицеров — от майора до полковника