• Головна
  • Кому нужно поджигать в Одессе фитиль?
Тема для обсуждения
09:00, 21 квітня 2012 р.

Кому нужно поджигать в Одессе фитиль?

Тема для обсуждения

Интересная хронология: 20 апреля родился Адольф Гитлер, 21- Екатерина II, 22 - Владимир Ленин. День рождения Гитлера, слава Богу,  еще  публично не отмечают, день рождения Ленина коммунисты, конечно,  не пропустят, но сегодня это уже не в моде, а вот София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская через без малого 300 лет после своего появления на свет для некоторых одесситов стала довольно модным трендом.

Расширение империиили порабощение?

Общественная организация «Дозор» объявила об организации 21 апреля, в день рождения Екатерины II,  торжественного митинга «патриотических сил города» у памятника «Основателям Одессы». Отмечается, что Одесса должна быть благодарна Екатерине за указ об основании города, а также за присоединение Крыма и Северного Причерноморья, что позволило создать почву для процветания региона Новороссия.

Формально к «дозоровцам» вопросов вроде как нет. Посещать курсы кройки и шитья, коллекционировать бабочки или восторгаться Екатериной - это личное дело каждого. В Конституции запрет на отмечание дня рождения императрицы не прописан. Как нет там и запрета для премьер-министра Николая Азарова и секретаря СНБО Андрея Клюева возлагать цветы на могилу Петра Столыпина в Киеве по случаю 150-летия со дня его рождения.

Но на самом деле вопросы к «Дозору» есть. И немало.

Героиня многочисленных научных трудов, художественных произведений, кинофильмов и анекдотов,  Екатерина Алексеевна - весьма неоднозначная в истории личность, политика которой и по сей день вызывает много жарких споров среди историков. В том числе, заметные разночтения в оценке деяний императрицы бытуют и в российской историографии. Очень неоднозначно ее место в истории Украины. Нетрудно заметить, что действительно весьма значительная часть территории страны была «приобретена» именно при Екатерине II – Крым, Причерноморье, земли, отторгнутые после разделов Польши. И в истории Одессы екатерининская внешняя политика сыграла свою большую позитивную роль.

В то же время эпоха Екатерины – это жесточайший гнет народных масс, период юридического оформления крепостнических порядков в Украине. Крестьяне окончательно стали частной собственностью помещиков, потеряли личную свободу. Они были лишены права переходить от одного землевладельца к другому и даже жаловаться на них в правительственные органы. Помещики могли ссылать их в Сибирь, продавать на рынках, обменивать, проигрывать в карты, дарить… Знаменитый российский историк Василий Ключевский сравнивал тогдашние деревни с рабовладельческими плантациями. Думаю, «дозорщики» вряд ли хотели бы оказаться на месте крепостных.

При Екатерине II украинская шляхта получила такие же права, как и российское дворянство, а украинская автономия (институт гетманства) была ликвидирована. Когда после победы Российской империи в русско-турецкой войне 1768-1774 годов запорожское казачество утратило свою актуальность в качестве пограничной военной силы, была разрушена Запорожская Сечь, известная как очаг свободолюбия. К тому времени ее тоже охватили процессы социальной дифференциации, казацкая старшина постепенно превращалась в крупных землевладельцев, эксплуатирующих казацкие низы, но все равно Сечь сохраняла оригинальную систему самоуправления, резко контрастирующую с общеимперскими порядками.

Такие вот факты на чаше весов истории. Для кого что приоритетнее… Хорошо, что Одессу не додумались назвать в честь Екатерины. Как это произошло в Екатеринославе или Екатеринодаре…

Раскачивание лодки

Одесситы хорошо помнят историю с установкой памятника основателям города в 2007 году. Накаленная общественная атмосфера, взаимные обвинения, силовые столкновения противников и сторонников памятника. Отголоски тех событий - иски, суды, осквернение памятника в 2010 году… И по сей день он круглосуточно охраняется милицией. А охрана и страховка музейных ценностей (все фигуры основателей, кроме самой Екатерины) ложится немалым грузом на городской бюджет. Постепенно страсти поутихли. Но ежегодные «екатерининские» марши и митинги монархистов регулярно подбрасывают дрова в топку противостояния в обществе и отвлекают внимание от насущных проблем «социалки» и политики. Почитатели памятников Сталину, партия «Свобода» или любители императрицы – это крайности , которые «раскачивают лодку». Не случайно в политически продвинутых развитых странах большинство населения голосует за взвешенные позиции, а не за крайне правых или крайне левых.

Кстати, не припоминаю протестных акций «Дозора» против названия ресторана «Наполеон», располагавшегося в самом центре города, в Городском саду. Хотя, по-моему, «Наполеон» - это нонсенс. Что-то не слышно, чтобы во Франции был ресторан «Кутузов».

Митинги под знаменами бывшей царской империи логично укладываются в общую линию поведения «Дозора». Например, недавно он провел в Одессе примечательную акцию, которая описывается на сайте организации. Горожанам предложили поменять «ненужные им украинские книги на русскоязычные». Подпись под одним из фото гласит, что некий одессит поменял «Кобзаря» на «Винни-пуха» (!). Рассказывается о планах передать полученные украинские книги в одну из библиотек Львова, «дабы ненужные в Одессе вещи нашли применение на Украине». Тем же одесситам, у которых не оказалось дома украинских книг, предложили «поменять украинскую обложку для паспорта на обложку с надписью «Новороссия». Ну, и как это назвать? Понятно, что Одесса – русскоязычный город. Подавляющее большинство населения думает и говорит по-русски. И читает в основном на русском языке. Но зачем же в такой грубой форме это подчеркивать?! Что это, как не проявление неуважения к украинскому языку и культуре, к своей стране?! «Дозор» неоднократно справедливо выступал против неонацизма, межнациональной розни и в то же время сам искусственно ее разжигает в многонациональном толерантном городе.

Кроме того, хорошо известно, что польза от знания нескольких языков подтверждена множеством специальных исследований. Например, недавнее исследование канадских ученых показало, что переключение двуязычных детей с одного языка на другой повышает способность одновременно заниматься несколькими делами, а это преимущество в повседневной жизни. Знание нескольких языков – обычное дело для большинства европейцев.

«Войны памятниками»

Кстати, даже в царской Одессе больше ста лет почему-то не сильно спешили с установкой памятника Екатерине. Дерибасовская получила свое название уже в 1811 году, памятник герцогу де Ришелье поставили в 1828 году, памятник Михаилу Воронцову – в 1863 году, памятник Пушкину на Приморском бульваре открыли в 1889 году. Императрица же в окружении основателей города появилась только в 1900 году. И установили бронзовую Екатерину не к 100-летию со дня ее смерти в 1896 году и не к 170-летию со дня рождения в 1899 году, а к 100-летию со дня смерти великого полководца Александра Суворова, внесшего большой вклад в историю Одессы. Да и Екатерининская площадь (как и одноименная улица) получила свое название не в честь императрицы, а потому что при основании города здесь была заложена церковь во имя Святой Екатерины (позднее, не достроив, ее разобрали).

В начале ХХ века памятник Екатерине продержался в Одессе только 20 лет. В 1920-м его демонтировали большевики. Интересно, сколько простоит памятник в этот раз в нашем быстро меняющемся мире? Ведь любовь к сносу одних памятников и замене их другими в отечественной истории демонстрировалась неоднократно. На одной только Екатерининской площади перебывали уже в качестве памятника и отцы-основатели, и серп с молотом, и Карл Маркс (в двух развалившихся версиях), и матросы с «Потемкина», и вот теперь снова основатели… И ведь каждый раз ставили «навсегда».

Памятники должны отражать историю, но при этом консолидировать общество, а не разъединять его. А, если в одной части страны ставят памятник Степану Бандере, в другой – Йосифу Сталину, а в третьей – Екатерине II, то кого могут консолидировать такие «войны памятниками»?!

Проще всего, разумеется, прибегать к крайностям. Называть императрицу либо "Великой", либо «блудницей», вырывать из контекста отдельные странички истории и интерпретировать их в интересах тех или иных политических сил. Куда сложнее – читать всю "книгу истории" Екатерины II и объективно разбираться со всеми ее составляющими.

В инструкциях по запуску фейерверков, говорится, что перед поджиганием фитиля нужно определиться, где у изделия верх и откуда будут вылетать горящие элементы. И убедиться в отсутствии людей в опасной зоне. В нашей же политике хватает любителей «не заморачиваться на мелочах» и смело подносить спички к фитилям пороховых бочек… Фитиль - это все то же банальное и избитое «разделяй и властвуй». Стоит ли удивляться, что Украина – одна из беднейших стран Европы…

Кому нужно поджигать в Одессе фитиль?, фото-1
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...