СБУ опечатала мечеть в Одессе: двое ваххабитов - в СИЗО, дома у них нашли взывчатку
Одесские эсбэушники раскрыли деятельность экстремистской религиозной организации мусульман-ваххабитов. По словам заместителя прокурора Одессы Сергея Нейкова, в отношении руководителей общественной организации «Прямой путь» возбуждено уголовное дело по ст. 161, ч. 1 (умышленные действия по разжиганию религиозной вражды. — Авт.). «Руководители «Прямого пути» распространяли брошюру «Нарушение единобожия», написанную Абдуль Азизом Ар-Райисом (суннитский богослов. — Авт.). В ней содержатся призывы к религиозной вражде и ненависти, а также пропагандируется идеология исламского фундаменталистского движения ваххабитов. Ваххабиты признаны в большинстве стран мира как радикально-экстремистская секта», — пояснил нам правоохранитель.
Как рассказали нам источники в одесской СБУ, в квартирах двоих лидеров «Прямого пути» — египтянина Ода Халеда и сирийца Масри Мохаммада — были проведены обыски. «У них нашли взрывчатку — четыре тротиловые шашки, два электродетонатора к ним, дымовые шашки, а также учебную гранату РГД-5. Также там было большое количество литературы ваххабитского толка с призывами к началу религиозной войны против еретиков и учебные пособия по диверсиям и взрывотехнике», — пояснил наш собеседник. Сами Ода Халед по прозвищу «Абдулкарим» (в переводе с араб. — раб щедрого (Аллаха). — Авт.) и Масри Мохаммед были задержаны. В СИЗО они пробудут еще минимум два месяца. Интересно, что на прицел спецслужб организация «Прямой путь» попала перед новым годом. По словам нашего источника, во дворе офиса случайный прохожий нашел пакет с брошюрами: «По стечению обстоятельств, пенсионер оказался бывшим сотрудником КГБ. Подозрительную литературу он отнес в СБУ».
Нерелигиозная организация. Фото: А. Сибирцева
Общественная организация «Прямой путь» была зарегистрирована в начале 2000-х. Однако активную деятельность «общественники» начали лишь в 2010 году, арендовав офис в одноэтажном помещении бывшего магазина «Ковры» на Водопроводной, 5. Как выяснилось, под видом «общественной организации» была открыта настоящая мечеть! Мы побывали по этому адресу, а также пообщались с прихожанами мечети «Прямой путь».
По словам местных жителей, в дом №5 съезжалось огромное количество людей восточной внешности. «Первое время они полностью заставляли двор автомобилями. Приезжали во второй половине дня. Заходили туда и долго молились. Обувь снимали у входа. Один из посетителей заявил нам, что здесь открыта новая мечеть. И подчеркнул, что отныне это «святое место». Этот же человек несколько раз заговаривал со мной, настойчиво приглашал в гости. Говорил, что их религия — «настоящая», — признался нам местный житель Алексей. Еще одна соседка мечети утверждает, что после неоднократных протестов местных жителей руководители мечети поставили при въезде во двор шлагбаум. «Пусть их мечеть закроют — нам здесь террористы не нужны. Во дворе дети играют, рядом школа! Мы боимся этих людей», — добавила одесситка, попросив не называть ее имени.
Нерелигиозная организация. Фото: А. Сибирцева
Между тем прихожанин мечети Али отрицает, что здесь призывали к межнациональной розни. «Одесские силовики возводят напраслину. Название мечети «Прямой путь» переводится просто — это «ислам». Ислам — самая мирная религия на свете! Никогда в мечети не призывали к войне или уничтожению иноверцев — это вранье. А тот факт, что в квартирах двоих прихожан нашли взрывчатку, еще ни о чем не говорит. Ода Халед и Масри Мохаммад никогда не были руководителями нашей общины. Мечеть была основана как миссионерская организация для новообращенных мусульман», — пояснил одессит.
То, что мечеть была не зарегистрирована как религиозная организация, а функционировала под вывеской «общественной», Али поясняет тем, что открыть действующую мечеть трудно — слишком много бюрократической волокиты. К слову, сейчас помещение организации опечатано, а прихожане возносят молитвы Аллаху в других одесских мечетях.
«Неправильно истолковали»
По словам религиеведа Юрия Шаповалова, одесская мусульманская община «Прямой путь» принадлежит к суннитскому направлению ислама: «В Украине у мусульманских общин нет общего руководства. Их руководители — наиболее авторитетные члены общины. Ислам запрещает террор. Силовики могли неверно понять религиозные брошюры. Поэтому говорить, что вся организация «Прямой путь» — экстремисты, неправильно».