Пятая колонна сопротивляется: Что мешает одесской власти утвердить настоящую дату основания города
В Одессе уже не первый год продолжается тяжба общественников и историков с нежеланием властей официально признать датой основания города 1415 год. Казалось бы, любой город гордился бы богатством истории, но Одессу упорно делают исключением из этого правила.
Не так давно историки-краеведы Национального университета имени Мечникова после тяжелой проведенной научной работы доказали, что первой датой упоминания города на месте нынешней Одессы является 1415 год. Качибей-Хаджибей никогда не прерывал своей истории, а значит, дата первого упоминания города должна официально считаться датой основания. К сожалению, этого нельзя сказать о греческих поселениях, существовавших на месте Одессы с античных времен. После ухода греков территория Одессы пустовала около тысячи лет.
Фактор Екатерины
Многие местные консерваторы, а уж тем более поклонники выдуманного на заре 20 века мифа о российском происхождении Одессы предпочитают из кожи вон вылезти, чтобы доказать то, что Одесса основана в чистом поле, а Хаджибей с Кочубеем - это выдумки турецких и литовских историков соответственно. Ну, если и не выдумки, то все равно, Одесса не имеет преемственности с этими поселениями и основана она была рескриптом российской императрицы именно 221 год назад.
Как ни странно, даже без трудов одесских историков, данный миф разбивается о «глыбу» российской императорской науки — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, подготовленный и выпущенный в 1880-1907 году. В разделе об Одессе сказано дословно следующее:
«На месте нынешней О. существовали еще до Р. X. греческие поселения — две гавани, Истриянская и Исиакская, а к северо-востоку, у Тилигульского лимана, было селение Одесос. О них свидетельствуют многочисленные находки — амфор, ваз и др. В III-IV вв. после Р. Х. поселения эти были уничтожены прибывшими из Азии народами; с тех пор около тысячи лет нет упоминаний даже о самой местности нынешней О. В польских актах XIV в. местность О. значится в числе литовских владений. В XVI в. в ханских ярлыках упоминается бывший здесь Качибеев маяк, принадлежавший Литве номинально, а на самом деле — туркам. Основан Качибей, вероятно, еще в XV в. и к концу столетия был значительным торговым городом. С конца XVII в. в Качибее или Хаджибее турки стали держать небольшую флотилию и в 1764 г. построили здесь крепостцу Ени-Дунья. В 1769 г. на Хаджибей напали запорожцы, но кроме разграбления окружающих местностей ничего не достигли, равно как и в последующие годы. После 1772 г. турки еще более укрепили Хаджибей, и взять его нашим войскам в 1789 г. было довольно трудно. Закреплен за Россией Хаджибей был только по Ясскому договору, в 1791 г. Первоначально предполагали из Хаджибея сделать поселение для моряков, но в 1793 г. здесь была устроена крепость, а в 1794 г. Хаджибей был обращен в военно-торговый порт и переименовав в Одессу».
Как видно, Хаджибей попросту переименовали в Одессу, а непрерывной связи с древнегреческими поселениями не имел. Так в чем же загвоздка? Почему городские власти Одессы, переизбранные после двух революций, на 26 году Независимости так боятся разрушить миф, созданный всего-то перед распадом Российской империи — в 1900 году. Именно тогда, по программе празднования 100-летия со дня смерти Суворова, в Одессе на площади святой Екатерины был воздвигнут памятник Екатерине ІІ, а ее рескрипту придали сакральное значение.
Советская историография особо не спешила развенчать имперский миф, ограничившись сносом памятника и установке на его месте монумента восставшим морякам крейсера «Князь Потемкин Таврический».
Фактор Новороссии
Безусловно, мало кто сможет опровергнуть тот факт, что максимального развития Одесса достигла в рамках Российской империи. Однако, это можно списать больше на административный фактор. Развивали город как раз совсем не россияне, а выдающиеся итальянцы, французы, греки, испанцы... Именно они стали первыми градоначальниками Одессы. А вот пригороды Хаджибея-Одессы без поправок на захват и переименование города занимали казаки Нерубайского и Усатово, Дальницкой слободы.
Но, как и на заре ХХ века, так и сейчас, именно памятник Екатерине стал местом хороводов и сакрального почитания со стороны реакционных российских черносотенцев, не признававших Одессу городом с богатой историей.
Политика победила историю.
Победила она и в 2007 году, когда после нескольких неудачных попыток, мэр Одессы Эдуард Гурвиц настоял на том, чтобы на площадь святой Екатерины вернули памятник одноименной российской императрице. Правда, то, что памятник теперь носит название «Основателям Одессы», он не перестал быть сакральным местом для поклонников возрождения Новороссии. Именно сюда регулярно водили свои черносотенские хороводы русские националисты. Именно здесь вспыхнул в том же 2007 году первый массовый конфликт между украинскими патриотами и милицией, прикрывавшей российских неофашистов на открытии памятника.
Аргументы сторон
Как оказалось, ни трагедия 2 мая, ни вся череда страшной весны 2014 года в Одессе и Украине не изменили у черносотенских фанатиков желания уступить исторической правде. Благо для них, единомышленники быстро отыскались и в среде общественников и даже во власти.
Мэра Гурвица, спешившего во что бы то и стало воздвигнуть демонтированный в 1920 году памятник, сменил откровенный русофил Костусев, продолживший эпопею с царскими памятниками и восстановивший в парке Шевченко Александровскую колонну. А Костусева сменил уже нынешний мэр Труханов, любивший до весны прошлого года носить георгиевские ленточки. Он также на территории современного спального района воздвиг памятник Суворову.
Принимать аргументы историков все три последних мэра, не имеющие вообще гуманитарного образования, в один голос заявляли, мол, никогда не согласятся с тем, что до захвата российскими войсками Хаджибея здесь было поселение.
Общественники, ставшие на сторону историков, и патриоты были вынуждены обратиться в суд. Но даже решения судов, специальное постановление Верховной Рады и правительства не заставили городские власти научно обоснованную дату принять в качестве официальной.
Казалось бы, к чему здесь городские власти, ведь если мэрия какого-нибудь города не захочет принимать научное обоснование того, что 2*2=4, от этого ничего не изменится. Оно то так, но по закону, именно власти должны вынести вопрос принятия официальной даты основания города на сессию городского совета, чтобы потом депутаты своим голосованием ее утвердили.
Логично то, что проголосовать против депутаты не смогут, поскольку на примере 2*2=4 это было бы вообще глупо, а вот «завалить» этот вопрос нежеланием голосовать, но оставив люфт для поднятия этого вопроса позже — могут.
Мэрия же, вопреки судебным решениям этого вообще не делает.
Но здесь дело не в лени.
Недавно мэр Одессы Геннадий Труханов, прямо встретившись с активом движения «Одессе 600», в оправдание бездеятельности городских властей заявил:
«600 лет назад никакого упоминания об Одессе не было. Я всю жизнь считал себя одесситом, я не хочу себя считать кочубейцем».
Прекрасно. Значит жители Белгорода-Днестровского могут быть уверены, что если Труханов станет их мэром, город утратит почти 1500 лет своей непрерывной и богатой истории. Ведь Белгородом-Днестровским он стал не так давно, а до этого носил имена Тиры, Четатя-Албе, Монкастро, Аккермана и так далее... А ведь тождество Труханова о летоисчеслении города с датой его переименования далеко не случайно.
Не так давно, буквально слово в слово такими же аргументами сыпали активисты местного пророссийского движения «Дозор».
Это те активисты, которые не так давно изо-всех сил приближали в Одессе «русскую весну», впервые здесь поднимали флаг «ДНР», меняли обложки паспортов с украинских на имперские и даже развесили рекламу интернет-магазина «Новороссия» на городские маршрутки.
Аргументы у мэра города в котором удалось остановить «русскую весну» и отпетыми черносотенцами одинаковы. И вряд ли стоит считать это совпадением.
На самом же деле, озвученные Путиным накануне той же «русской весны» границы «Новороссии» включали все территории центральной, восточной, южной Украины, включая Одессу. Так что мифы никуда не делись, как и их авторы и носители.
Вот только вопрос здесь следует рассматривать не в плоскости простого непонимания или нежелания, а защиты национальных интересов.
Может, теперь не суд, а Служба безопасности Украины заставит городскую власть не только обогатить историю Одессы, но и избавиться навсегда от опасного и совершенно дикого мифа о российском происхождении Одессы.
А пока этот пророссийский цирк не заканчивается, хоть и маршрутка давно уехала...