Одесса оптом и в розницу: Чего ждать и на что надеяться?
Много лет подряд городские власти Одессы явно испытывают город на прочность, зарабатывая при этом непомерные суммы денег на новостроях.
Ну, тема новостроев — отдельная. Здесь есть что говорить и говорят в Одессе об этом много, то тема запаса прочности у города — весьма не раскрытая и требует отдельного разговора.
Вечный коллапс
Городским властям давно бы следовало признать на официальном уровне, что при подобном подходе, со строительством жилого фонда в исторической и прибрежной зонах Одессы, транспортную проблему решить невозможно.
Так, превращая деловую часть города и рекреационную в очередные спальные массивы, транспортная нагрузка на эти части города будут только возрастать.
Уже сейчас Французский бульвар — это сплошная пробка без перспектив ее решения. То же и в центре города. Безусловно, спрос рождает предложение, однако, на то в городе и администрация, чтобы эти вопросы регулировать, а не стимулировать разрешениями на строительство очередных «жемчужин».
Очевидно, что решение транспортной проблемы Одессы в перспективе только предстоит. Уже сегодня без должного сообщения находится крупнейший спальный район Одессы — поселок Котовского. Единственная дорога не выдерживает дождевых паводков и несколько раз в год «спальник» оказывается отрезанным от остальной части города.
А отсутствие транспортных накопителей вокруг центральной части Одессы не решает и в перспективе проблему загруженности машинами центральной части города.
Гостям Одессы так и придется дальше созерцать улицы-стоянки и стихийную парковку вдоль магистральных улиц. А владельцы машин остаются без вариантов паркования своего транспорта.
Испытание на прочность
Испытывает на прочность городская власть и весьма нестойкие приморские склоны. Только за последние несколько лет нагрузка на грунты в районе Французского бульвара, улицы Белинского, мыса Малый Фонтан и Гагаринского плато возросла до критической отметки.
И дело здесь не только в окончательном уничтожении рекреационного фонда, то есть комфортного отдыха на всех.
Высотки сваями пробивают огромные лессовые массивы и раскалывают вдоль побережья скрытые под ним хрупкие и ненадежные толщи известняка. При массивном попадании в трещины от свай воды — непременно начнется активное карстообразование, что чревато оползнями и обвалами. Другими словами, то, что эти новострои не выстоят — вопрос времени. А вот вопрос ответственности тех, кто разрешал здесь высотное строительство — будут поднимать те власти, при которых катастрофа произойдет.
К сожалению, самой уязвимой в этом отношении является Аркадия. После бездумного уничтожения тамошней балки, которая служила не только зеленым оазисом для окружающих, но и естественным аварийным стоком воды. Другими словами, проблема реконструкции Аркадии вылезет боком после первого серьезного и продолжительного ливня или большого снега. Воде со склонов Гагаринского плато и мыса Средний Фонтан придется куда то течь... И она потечет на царство бетона и стекла в Аркадии. Последствия тяжело себе даже представить...
Крым вместо Одессы
Крымский блэкаут также грозит повториться в Одессе. И дело вовсе не в том, что наш город теперь вынужден принимать львиную долю украинских летних туристов, а в невозможности существующими линиями электропередач и отсутствием близких источников энергии обеспечить возросшую в разы потребительскую нагрузку.
Несмотря на то, что в городе, как грибы растут новострои, новые линии в город не заводятся, а существующие были рассчитаны десятки лет назад под совсем другие потребности.
Но бог с ним, со светом, это точно не самое главное. Куда серьезнее для Одессы такая же, как и в Крыму, проблема с водой. Но, если на оккупированном полуострове в изобилии горные источники, то в Одессе и этого ресурса нет.
Вот уже более, чем 200 лет Одесса эксплуатирует водопровод, построенный иностранцами от рукава Турунчук до Одессы. Со времени строительства этого водопровода Одесса выросла из городка с населением в 9 тысяч человек в город-миллионник. А водопровод остался прежним. Да и питает он на этот момент безальтернативно не только Одессу, но и всю округу.
Что произойдет, если ветхий водопровод просто не выдержит нагрузки, остается только догадываться.
Оптом и в розницу
А стоит ли вообще говорить о таких глобальных вещах? Ведь без землетрясений, наводнений, ураганов и цунами Одесса с каждым новым новостроем все больше превращается в безликий город на месте некогда воспетой поэтами жемчужины у моря. Нынешние «жемчужины» постепенно отбирают у горожан панорамы некогда уютного южного города. Историческая часть города уже не так медленно, но все более уверено превращается в большой дом Русова — символ упадка и неспособности городских властей сохранить то, что им доверили — архитектурную самобытность Одессы. Руины Деволановского спуска, развалины на Приморской, в Климовском квартале, разрушенный дом Гоголя, дом Русова, доживающий последние дни дом Либмана, уничтоженный ансамбль Нового рынка, Инфекционной больницы, рыбного ресторана у Потемкинской лестницы... Одесса без этих мест никогда не будет той Одессой, которой восхищались Пушкин и Гоголь, Маяковский и Мицкевич, Бунин и Олеша...
Такими же домами Русова уже в ближайшее время рискуют стать облупленные и унылые полуциркульные дома на Приморском бульваре, дом с атлантами на Гоголя, исторические корпусы Медиционского университета, бывшая бродская синагога и сотни других на ладан дышащих зданий в центре Одессы.
И можно не сомневаться, что на месте уникальной в мире архитектурной эклектики появятся новые, пронумерованные «жемчужины» и им подобные бездушные сооружения со стекла и бетона. Но пока мы движемся именно в этом направлении.
В ожидании спасителя
К пребольшому сожалению, накопившиеся столетиями проблемы Одессы решать никто не собирается. Городские власти предпочитают заниматься тем, что прибыль приносит только сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне и Одессе, которую они оставят своим сменщикам и потомкам.
Пока же мы слышим от них громкие политические заявления и и видим банальное «барыжничество». Паркоматы вместо транспортных приемников, новые ларьки вместо обновленных фасадов, реконструкции пляжных аллей вместо реставраций зданий и так далее.
Безответственность властей в течение долгих лет убивала этот город. Но самое обидное, что света в конце тоннеля не видно. Как и не видно ответственности горожан, которые под громкие декламации любви к своему городу в очередной раз выбирают разрушителей вместо созидателей, гордо недолюбливая при этом приезжих и радуясь «пряникам», которыми щедро одаривают их власти перед очередными выборами.