• Головна
  • Топ-рейтинг самых влиятельных политических событий в Украине за 2011 год
09:45, 22 грудня 2011 р.

Топ-рейтинг самых влиятельных политических событий в Украине за 2011 год

По данным исследования политических событий, которое проводит Фонд качественной политики, политическая жизнь в Украине протекала в рамках трех основных процессов:

- консолидация власти в руках Виктора Януковича и ограничение политической конкуренции в Украине;

- попытка повысить эффективность государственного управления и проводить реформы;

- подготовка к проведению выборов в стране.

1. Консолидация власти в руках президента и ограничение политической конкуренции в Украине. Самым мощным процессом по данным нашего измерения стало сосредоточение реальных властных полномочий у президента и его ближайшего окружения. Виктору Януковичу удалось усилить созданную в прошлом году "вертикаль власти", которая в 2011 обогатилась

- органами местного самоуправления города Киева;

- теми институтами судебной ветви власти, которые пытались удержать относительную независимость, в частности Верховным Судом Украины и Высшим Административным Судом.

Консолидация власти сопровождалась исключением политической оппозиции из диалога о важнейших решениях по развитию страны. Самый влиятельный лидер оппозиции Юлия Тимошенко была заключена после суда, неоднозначного по основаниям и процессу. В ожидании приговора в тюрьме находится и другой лидер оппозиции Юрий Луценко. Другие оппозиционные группы или вытеснены на обочину политической жизни, или находятся под влиянием власти и действуют в основном в ее интересах. Лишенная наличия влиятельной оппозиции, Верховная Рада, за некоторыми исключениями, потеряла реальное влияние на принятие решений и стала дополнением к исполнительной власти по узакониванию ее решений.

Консолидация власти в руках руководства Партии регионов (ПР) и уменьшение конкурентного давления оппозиционных политических групп привели к обострению внутренней борьбы в рядах партии власти. Внутренняя борьба проходила за назначение на ключевые посты в государстве представителей финансово-политических групп, которые составляют ядро правящей партии. Еще больше единство партии и ее руководства пострадало во время внутренних дебатов, относительно кандидатов на мажоритарные округа от ПР. Внутрипартийные противоречия вылились в информационные войны, которые вели одни группы ПР с другими, значительно снижая общую общественную поддержку власти и партии. Еще одна линия раскола в руководстве власти наметилась осенью 2011 года. Она связана с постепенным усилением одной группы, близкой к президенту, и отодвиганием других групп от центров власти.

2. Попытка повысить эффективность государственного управления и воплотить реформы в Украине. Получив в наследство одно из самых неэффективных государств мира, кризисную экономику и долговые обязательства перед МВФ, Виктор Янукович должен начать масштабные реформы в Украине. Однако и процесс подготовки, и способ реализации реформ происходил со значительными недостатками. Вместе с вытеснением оппозиции, команда Виктора Януковича потеряла возможность проверить свои планы из-за критики оппонентов. Установление приоритетов реформ стало заложником непрозрачных политических игр и лоббирования интересов отдельных групп. Внедрение реформ происходило без учета способности государственного аппарата, ослабленного новоназначенцами по критерию регионального происхождения.

Возможность возобновить диалог с обществом о реформе появилась, когда Виктор Янукович в ежегодном послании к Верховной Раде раскритиковал эффективность реформированием собственной команды. Одновременно он сообщил о новых амбициозных инициативах, в частности конституционной реформе, земельной реформе, продолжении административной реформы. Однако эта возможность диалога не была реализовано. После послания президент дистанцировался от публичного обсуждения реформ. Все реформаторские инициативы были отданы на реализацию правительства.

Реформы 2011 оказались малоэффективными попытками навести порядок в государственном управлении. Административная реформа 2010 года и декларативность антикоррупционных мер окончательно разбалансировали госаппарат. Просмотр социальной политики, отмена льгот для социально-уязвимых групп, увеличение пенсионного возраста, налоговый пресс малого бизнеса и ряд мелких непопулярных решений в фискальной и финансовой сфере значительно усилили непопулярность как лично президента, так и его политической силы. Выбранный способ планирования и реализации реформ оказался крайне неудачным как для действующего руководства государства, так и для страны в целом. Первая попытка реформ за долгие годы так и не стала историей успеха.

3. Подготовка к проведению выборов в стране. Согласно восстановленной в 2010 году редакции Конституции, Украина должна провести парламентские выборы в марте 2011 года. Несмотря на сомнительную законность такого решения, украинское руководство решило, что парламентские выборы состоятся в октябре 2012 года. Это, с одной стороны, сделало на время ситуацию в Верховной Раде управляемой, но с другой стороны, усилило конкуренцию между группами в Партии регионов за возможность назначить своего кандидата в мажоритарные округа и проходную часть партийного списка.

Процесс подготовки Закона о парламентских выборах стал примером неспособности действующего руководства ни поддерживать взвешенный диалог с политическими партнерами и экспертным обществом, ни исполнять собственные реформаторские планы. Общественный экспертный совет по подготовке Закона так и не смог отстоять интерес избирателей в качественном представительстве в высшем законодательном органе. Ожидаемый Электоральный кодекс так и не был подготовлен.

Принятие Верховной Радой Украины Закона о парламентских выборах 2012 года произошло неожиданно большим количеством голосов, ведь 366 депутатов поддержали закон. Этот неожиданный для наблюдателей и публичного мнения консенсус относительно сомнительного качества законопроекта вызвал обострение отношений внутри оппозиции. Голосование части оппозиционных партий за новый Закон о выборах привело к распаду Комитета Сопротивления Диктатуре (КСД) и вызвало дискуссии относительно существования "управляемой", подконтрольной властям, оппозиции. Кроме неоднозначного политического контекста принятия настоящего Закона, следует отметить его низкое качество, связанное с отсутствием какого-либо намерения законодателей создать фундамент демократической электоральной системы. Новые нормы Закона являются результатом договоренностей финансово-политических групп без учета принципа представления групп избирателей (constituencies) в высшем законодательном органе страны.

С приближением предвыборной кампании стоит ожидать новых конфликтов относительно распределения мажоритарных округов и в пределах Партии регионов, и среди властных и оппозиционных кругов, а также усиления общественного недоверия к политике и украинскому государству в целом.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...